Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьего условия я не буду касаться, так как относительно его мы не имеем 48 страница




соответствует диаграмме на рис. 4, больше других соответствуют тем требованиям,

которые предъявляет специфика

шиш

вшп

швн

ннп

оп

Рис.4- Профиль эффективного внимания

спортивной деятельности в условиях соревнований. Конечно, диаграмма такого

профиля может получиться и в том случае, если спортсмен постарается выставить

себя в максимально привлекательном виде, желая "пустить пыль в глаза" либо в

силу непомерного самомнения. Однако если подобная диаграмма получится при

честном и объективном выполнении процедуры тестирования, то можно смело

утверждать, что спортсмен является выдающимся в психологическом отношении.

На рис. 4 представлен теоретический вариант диаграммы профиля "усредненного"

спортсмена. Прямые линии, соединяющие все точки, отмеченные испытуемым на

шкалах, свидетельствуют о том, что он хотя и имеет определенные положительные

тенденции к проявлению как широкого, так и узкого, как внутреннего, так и

внешнего типов внимания, тем не менее в определенных ситуациях вполне может

допускать ошибки, связанные со спецификой практически каждого из этих

параметров. Это объясняется тем, что у него нет ярко выраженных достоинств и

слишком серьезных недостатков.

Такой профиль говорит тренеру о том, что данного спортсмена (например,

футболиста) можно использовать в любых игровых амплуа, которые в силу специфики

их требований окажут формирующее воздействие на наиболее важные для этих амплуа

виды его внимания. Разумеется, процесс этот может быть ускорен, если тренер

будет умело применять в подготовке данного спортсмена соответствующие методы

целенаправленного совершенствования психологических качеств, и в частности

особенностей внимания.

90 7 н

SO S 6 X 7 7 8

70 6 5 h 6 6 7 6

5 4 5 5 5 5

50 4

1- •- ~"""""~^ ' - ~~ •- *^ 4 4^- - ^ -- • - ^ -- -.

-^.^ _ 4

2 2 3 3 3 3

30 1 1 2 2 2 1

20 1 1 i

10 6 2 6 3 6 3

Ш1!Ш ВШП ШВН ВНП УЭФ on

Рис. 5. Средний профиль

Тем не менее совершенно очевидно, что спортсмены, обладающие вниманием,

диаграмма профиля которого представлена на рис. 6, встречаются не так уж часто.

Большинство людей отличается акцентированным развитием одних особенностей

внимания и тенденцией к совершенно типичным ошибкам, связанным с недостаточным

развитием других особенностей. Необходимо помнить, что спортсмен с усредненным

профилем внимания может иметь больше психологических преимуществ, чем человек с

более контрастными показателями, однако по другим параметрам он будет

проигрывать ему. Поэтому можно сказать, что, с одной стороны, спортсмены такого

типа удобны тренеру, так как (при прочих равных условиях) не имеют

"противопоказаний" ни к одному виду спортивной деятельности, но, с другой

стороны, от них трудно ожидать выдающихся результатов.

ШИШ ВШП ШИН ВНП УЭФ 011

Рис.6. Профиль внимания с тенденцией к психологическому шоку

На рис. 6 изображена диаграмма профиля внимания с узкой фокусировкой. Спортсмены

с таким типом внимания совершают ошибки главным образом в сложных, быстро

изменяющихся ситуациях в силу того, что не способны ^достаточно быстро

реагировать на все важные объекты или действия. Например, баскетболисты такого

плана не замечают открывшегося партнера или не могут принять быстрого решения -

продолжать ведение мяча или совершить в прыжке бросок по кольцу.

К счастью, имеется два способа помочь таким спортсменам расширить фокусировку их

внимания. Первым способом является обучение навыкам психического

саморасслабления. (Дело в том, что повышенное эмоциональное возбуждение

характеризуется сужением фокусировки внимания человека, а релаксация - снятие

напряжения,- в свою очередь, приводит к расширению фокуса, или объема,

внимания.) С этой целью можно эффективно использовать тренировку "обратной

связи", прогрессивную релаксацию, гипноз и другие процедуры. Кроме того, можно

рекомендовать мысленные повторения основных технико-тактических действий и

ситуаций. Такая концентрация внимания на наиболее важных деталях,

воспроизводимых в представлении спортсмена, поможет ему научиться эффективно

использовать преобладающую у него узкую фокусировку внимания.

При обучении этого спортсмена быстрому переключению узкофокусированного внимания

то на один, то на другой из значимых

7 S

8 fr 8 /~-~ 7 --- _ 7 8

6 5 / h \ л 7 6

5 А / 5 5 Ч. 5 5

4 /

3 3 4 4 4 4

2 2 3 3 3 3

1 1 2 2 2 1

1 1 \

3 3 7 6 4 4

швш ВШП ШИН ВНП УЭФ Oil

Рис. 7. Профиль внутренней перегрузки

факторов можно частично компенсировать его недостаточно широкую

сосредоточенность. Хотя атлет и не будет обладать способностью воспринимать

сразу большое число важных объектов, зато он сможет воспринимать наиболее

существенные из них, быстро переключаясь с одного на другой, т. е. задача такой

компенсации будет решена лишь в случае умения спортсмена четко выделять значимые

для контроля факторы и игнорировать менее существенные.

На рис. 7 представлен профиль диаграммы другого типа внимания. Главным

преимуществом спортсмена, который обладает таким типом внимания, является

способность анализировать возникшую соревновательную ситуацию и планировать свои

опережающие действия. Однако это преимущество может оказаться одновременно и

определенным недостатком, так как сосредоточенность мыслей на анализе будет

отвлекать атлета от практически важных внешних факторов. Другими словами,

широкий фокус внимания при внутренней сосредоточенности, помогая критической

оценке ситуаций и расчету действий, может одновременно приводить к тому, что,

казалось бы, правильные решения спортсмена будут реализовываться с некоторым

запозданием, т. е. реакция его будет неадекватна ситуации: он будет планировать

свои действия в то время, когда их уже надо совершать.

Лучшим средством в работе со спортсменами подобного типа внимания является

обучение их восприятию важных внешних деталей и умению моментально реагировать

на них ответными действия-

90 80 8 7 6 К 8 7 7 S

70 6 \ ' 6 Л •7 6

60 50 5 4 Л - 5 5 5

3 ' V_ 4^^4 4

40 2 2 3 3 3 3 2

20 1 1 2 1 2 2 1

1 1

10 6 5 3 3 -1 4

ИШШ вот швн внп УЭФ on

Рис. 8. Профиль "внешне отвлекающийся"

ми. Например, в бейсболе много потенциальных возможностей отвлекать внимание

игроков от непосредственно значимых факторов. Это связано в первую очередь с

неравномерностью загруженности спортсменов (а значит, и их внимания) в процессе

самой игры: бейсболист то действует с максимальной физической активностью, то

оказывается на некоторое время в вынужденном бездействии. Именно эти, казалось

бы, положительные моменты отдыха от физической нагрузки чреваты психологической

опасностью, так как во время подобного безделья внимание и мысли спортсмена

начинают отвлекаться на посторонние раздражители. В ответ на эти отвлекающие

факторы и для противодействия им игроки развивают в себе способность

концентрировать внимание и мысли на перемещениях мяча и выполняют

подготовительные действия, стараясь выбирать оптимальную позицию для активного

вступления в игру, как только в этом возникнет необходимость. Это хотя и

повышает уровень эмоционального возбуждения спортсменов (в пределах, не мешающих

четкой реализации технико-тактических действий), однако помогает сузить фокус

внимания ровно настолько, чтобы в него не попадали сбивающие посторонние

раздражители, не несущие полезной информации. Такой подход формирует у

спортсменов определенные модели поведения в игровых ситуациях, что в дальнейшем

значительно облегчает их реализацию в условиях ответственных соревнований. При

выработке навыков сужения внимания на восприятии внешних факторов или, напротив,

на внутреннем анализе не должна утрачиваться способность

игрока к переключению внимания от внешнего к внутреннему, от узкого к широкому в

зависимости от требований ситуации (при акцентированном развитии наиболее

важного для данного вида спортивной деятельности типа внимания).

Если спортсмен имеет профиль диаграммы внимания, сходный с тем, который

изображен на рис.8, значит, тенденция к психической реактивности у него развита

сильнее, чем тенденция к рефлективности; при этом он почти инстинктивно

реагирует на многие изменения

швш

вшгт

швн

внп

УЭФ

_7_

оп

Рис. 9. Профиль "внешне отвлекающийся"

ситуаций окружающей среды. Тем не менее, если его ответные реакции оказываются

неадекватными требованиям ситуации, ему довольно трудно быстро учесть это и

внести соответствующие коррективы в свои дальнейшие действия. Спортсмены такого

типа часто совершают по нескольку одинаковых ошибок подряд в одной и той же

ситуации, словно они с ней никогда до этого не сталкивались. Для частичного

устранения подобных недостатков могут быть рекомендованы такие психологические

процедуры, как методика "обратной связи" и техника мысленного повторения

ситуации и своих ответных действий. Это поможет несколько повысить слабо

развитую способность к внутренней аналитической (рефлекторной) фокусировке

внимания.

Следует помнить, что спортсменов с вниманием такого типа легче вывести из

нормального психического состояния, чем, например,

I

атлетов, чей профиль внимания соответствует графику на рис. 8. Это объясняется

тем, что первые более импульсивны и непосредственны в своих реакциях на каждую

новую ситуацию, особенно в психически напряженных условиях ответственных

соревнований.

Если диаграмма профиля внимания, начертанная в результате самооценки, совпадает

с представленной на рис. 9, значит, у спортсмена совершенно очевидно

просматривается тенденция, которую популярным языком можно назвать "сам себе

враг". Человек с таким типом внимания склонен излишне расстраиваться из-за своих

ошибок или серьезно задумываться о различных пустяках, совершенно теряя при этом

контроль за происходящим вокруг, что неизбежно приводит к последующим ошибкам, к

новым переживаниям, к еще большей утрате внешнего контроля, т. е. образуется

заколдованный круг "причина - следствие - причина".

Такие спортсмены часто переживают, говоря бытовым языком, шоковые состояния и не

способны к правильным и точным ответным реакциям в соответствии с возникающими

требованиями. В данном случае сужение и повышенная концентрация внимания на

своих ошибках усиливают не эффективность их анализа, а состояние акцентированной

внутренней направленности, мешающее своевременному восприятию и переработке

внешней информации, приводящее по механизму обратной связи к усилению

неадекватности реагирования, а фактически к росту процента технико-тактического

брака. Такие игроки с большим облегчением воспринимают перерыв в игре не из-за

физической усталости, а как возможность отдохнуть от постоянно нараставшего на

протяжении всего тайма психического напряжения.

В университете Рочестера мы протестировали различные типы внимания у достаточно

большого количества спортсменов. Затем обратились к нескольким тренерам

обследованных атлетов и попросили их (не сообщая спортсменам результатов

проведенного исследования) охарактеризовать способности своих подопечных,

выступавших в различных соревновательных ситуациях, кратко описать положительные

и отрицательные особенности их спортивной деятельности и поведения. Весьма

показательно, что всех спортсменов, профиль внимания которых оказался близок к

диаграмме, представленной на рис. 9, тренеры охарактеризовали как людей, часто

оказывающихся в шоковом состоянии в наиболее ответственные моменты состязаний,

их деятельность признали неустойчивой, легко расстраивающейся под воздействием

сильного эмоционального напряжения. Было также единодушно отмечено, что такие

спортсмены практически не

I

способны учитывать и исправлять ошибки даже при многократном повторении ситуации

на протяжении соревнования.

Возвращаясь к ранее сказанному, можно повторить, что такие спортсмены страдают

одновременно от тревожности как от качества и от тревожности как от состояния.

Другими словами, эти спортсмены являются по природе своей тревожными

человеческими существами, а практика участия в соревнованиях, их ситуации и

требования вызывают у них тревожность как ситуативное состояние (усиленное

природной предрасположенностью к повышенному эмоциональному возбуждению), что, в

свою очередь, оказывает модифицирующее влияние на особенности индивидуального

стиля внимания. Поэтому на основе анализа диаграммы профиля индивидуального

стиля внимания спортсмена можно сделать заключение, например, об уровне

проявления его тревожности как свойства личности и как ситуативного состояния.

Более специфические наблюдения за представителями такого профиля внимания, как

изображенный на рис. 9, много раз подтверждали, что тенденция впадать в

состояние психологического шока в некоторой мере компенсируется благодаря

воздействию внешних факторов, которые отвлекают внимание спортсменов от

негативных внутренних состояний и переживаний, отрицательно влияющих на

эффективность их деятельности. Именно потому, что спортсмены подобного типа

отличаются исключительно высоким уровнем тревожности, их внимание часто

локализуется на объектах и действиях, не относящихся к значимым для данной

ситуации. Определенную помощь в улучшении соревновательной мобильности этих

спортсменов могут оказать такие психорегулирующие процедуры, как "обратная

связь" и гипноз. При целенаправленном применении они позволят переключать фокус

внимания атлетов на внешние стимулы, избавляя от излишней перегрузки компонент

внутренней концентрации внимания на субъективных мыслях и переживаниях,

значительно искаженных фоном высокой врожденной тревожности (в данном случае

речь идет о тревожности как типологическом качестве личности, но со значительной

степенью влияния его на тревожность как ситуативное состояние).

Как только спортсмен научится преодолевать негативное состояние (в данном случае

состояние психологического шока равнозначно ситуативному состоянию высокой

тревожности), у него повысится возможность контролировать процессы своего

внимания и управлять ими, а это позволит более осознанно и ответственно

относиться к обучению навыкам тренировки психической саморегуляции. Тем не

менее следует помнить, что даже от совершенно правильного обучения этим методам

не следует ждать легкодостижимых положительных результатов - на это потребуется

некоторое время. Главным условием наиболее эффективного применения

психологических процедур, предназначенных для обучения спортсменов приемам и

навыкам произвольной релаксации или технике самовнушения, является

предварительное тщательное изучение особенностей стиля внимания и определение

его профиля соответственно предложенной схеме нескольких типичных графиков.

К сожалению, важность этого главного условия еще не всегда понимается, и в

большинстве случаев рекомендуемые приемы обучения методам регуляции психических

состояний и частичной модификации психических качеств недостаточно учитывают

индивидуальные особенности внимания конкретного человека.

Серьезность данной проблемы и эффективность ее решения настоятельно требуют,

чтобы спортсмен, прежде чем начать учиться контролю и управлению своим

психическим состоянием, не только узнал свои индивидуально-типологические

качества, но и научился распознавать в себе особенности изменения различных

состояний (и в частности, состояния тревожности) до того момента, когда они

выйдут за границы доступного воздействия и уже будет трудно взять себя в руки.

Совершенно очевидно, что существует значительно больше вариантов профилей

особенностей внимания, чем представлено в этой главе. Те, что даны здесь,

являются наиболее типичными и часто встречающимися у спортсменов. К тому же я

получил возможность при описании психологических особенностей спортсменов,

относящихся к тому или другому профилю внимания, показать читателю, как по

особенностям внимания можно прогнозировать особенности поведения и деятельности

в условиях спортивного соревнования, а также рекомендовать некоторые приемы и

методы целенаправленного психологического совершенствования выявленных качеств и

ликвидации их недостатков. Я надеюсь, что после прочтения этой главы у вас

несколько повысится интерес к изучению собственных особенностей профиля внимания

и появится желание попробовать оценить самих себя по предлагаемой системе

тестирования. В этом случае вы сможете самостоятельно сделать вывод о том, как

эти особенности влияют (или могут влиять) на качество ваших выступлений в

спортивных соревнованиях. Кроме того, у вас появится возможность выбора наиболее

совершенных, удобных для ваших индивидуальных особенностей процедур регуляции и

саморегуляции пси-

хических состояний. Эти процедуры (техника "обратной связи", гипноз и метод

"мысленных воспроизведений") будут представлены более подробно в последующих

главах книги. Я надеюсь, что вы сами сможете выбрать для себя наиболее

подходящие процедуры психологического воздействия и тем значительно повысить

эффективность реализации технико-тактического потенциала в условиях

ответственных соревнований. Если это помогает другим атлетам, так почему это не

поможет вам?

I

H. В. Цзен

ВНИМАНИЕ И САМОКОНТРОЛЬ1

Тренеры часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Порой это

выражается в забывчивости и неорганизованности на тренировках, в неспособности

спортсмена сосредоточиться на данном ему задании. А иногда невнимательность дает

знать о себе и на соревнованиях. Некоторые тренеры время от времени беседуют со

спортсменами о том, как важно быть собранным и внимательным. Некоторые

ограничиваются энергичными репликами: "Не зевай", "Куда смотришь?". Лишь в

редких случаях (например, при подготовке фехтовальщиков) значение внимания

осознается настолько отчетливо, что в тренировку вводятся специальные

упражнения. Но даже там, где такие упражнения используются, дело обычно

ограничивается развитием узкоспециализированных навыков.

Мы считаем, что внимание спортсмена воспитывается и нуждается в систематической

тренировке. Психотехнике внимания посвящена эта глава.

Упражнение 1. "Пальцы"

Участникам группы удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг.

Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными.

По команде "Начали!" медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с

постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались

друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде

"Стоп!"прекратить упражнение. Длительность - 5 - 15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания "в чистом виде"благодаря

бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за

того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает

во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать

другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения.

Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или

отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно,

они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное

раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих яв-

' Цзеи Н. В. Психотренпнг: игры и упражнения. М., 1988.

2о. Гиппенрейтер "Психология внимания"

лений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику

становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться

сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется

одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении,

но в какой-то момент участник вдруг застает себя за посторонними мыслями. Или

обнаруживает, что забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд

прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь

при этом с его планами и намерениями, психологи говорят о непроизвольном

внимании. Непроизвольное внимание-это как бы антивнимание, внимание

невнимательного и постоянно отвлекающегося человека. Обычно непроизвольным

вниманием овладевают сильные или неожиданные раздражители: громкий звук, яркие

краски, резкие запахи. Однако каждый из нас в большей или меньшей степени

способен противостоять вторжению этих крикливых гостей в свой внутренний мир и

удерживать внимание на чем-то одном, если этого требует поставленная задача.

Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина,-это произвольное внимание.

Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля над вниманием. Приведенные

в этой главе психотехнические упражнения направлены в основном на развитие

произвольности, способности управлять вниманием. Однако, приступая к их

использованию, тренер должен помнить, что иногда невнимательность- это не

результат слабого развития соответствующей психической способности, а признак

переутомления, высокой тревожности или низкой мотивации. В этом случае игры не

будут лучшим способом исправления недостатка.

Упражнение 2. "Муха"

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным

игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска

выполняет здесь роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально, и

ведущий разъясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую

происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По

одной из четырех возможных команд ("Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" "или "Влево!")

"муха" перемещается соответственно ко-

манде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка

игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны,

неотступно следя за перемещениями "мухи", не допустить ее выхода за пределы

игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится

на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет пе-

Обычпо непроизвольным вниманием овладевают сильные или неожиданные

раздражители

ред собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что "муха" покинула поле, он

дает команду "Стоп!" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру

сначала.

"Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них

хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же

потеряет нить игры и вынужден будет се остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к

дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей

внимательности. Психотехническое упражнение "Муха" может быть особенно полезно

тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное

наблюдение за перемещающейся "мухой" приводит обычно к напряжению и усталости.

Участники все чаще начинают соскаль-

26*

зывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и прерывают игру. Поэтому

ведущий должен следить за состоянием игроков и закапчивать упражнение до того,

как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа "на измор"

оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой

специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, т.

е. пособность к длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем- широта той области, на

которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой

парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания

мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы

само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение 3. "Фокусировка"

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или

закрыты. По команде ведущего "Тело!" участники сосредоточивают внимание на своем

теле, по команде "Рука!" -на правой руке. Затем идет последовательное

сосредоточение на кисти правой руки -по команде "Кисть!", на указательном пальце

правой руки -по команде "Палец!" и, наконец, на кончике пальца -по команде

"Кончик пальца!". Команды подаются с интервалом 10-120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему

следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как

им это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра будет полезной

участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности

оперативно регулировать его объем. Кроме того, "фокусировка" позволяет освоить

навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении

техниками саморегуляции.

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и

находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу

же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы

сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с

переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение.

Легкость переключения у разных людей различна. Переклю-чаемость определяется в

психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект

концентрации.

Упражнение 4. "Селектор"

Выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа -

"передатчики" - занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных

направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен

поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему слишком сложно услышать

тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить

громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как

"приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам

становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнения 1-4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными

характеристиками своего собственного внимания. В ходе занятий ведущему важно не

только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им

удалось решить поставленную задачу. Во время обсуждений становится ясно, что

многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания.

При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.

СОН НАЯВУ

Чем бы мы ни занимались, мы постоянно отвлекаемся. Читая книгу, мы задумываемся

о чем-то своем и пропускаем абзац; беседуя с человеком, мы теряем нить его

мысли; выходя из комнаты, забываем выключить свет. Обычно наши отвлечения не

приводят ни к каким серьезным неприятностям: абзац можно перечитать, приятеля




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.