КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитанников диагностико-коррекционных групп и воспитанников
Типичные ответы родителей детей обеих экспериментальных групп Типы мотивации требований родителей к ребенку 1. Мотивация с ориентацией на семейный коллектив. 2. Мотивация с ориентацией на «Я» ребенка. «Материальные» мотивы со знаком «+». 2. Проследить зависимость эмоционального отношения ребенка к матери от преобладающего типа отношений к нему в семье. 3. Определить основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми применительно к условиям их развития в диагностико-коррекционных группах в дошкольном учреждении. 3. Мотивация требований отсутствует. «Материальные мотивы с значком «—». 4. Доминирование какого-либо вида мотивации отсутствует. Однако могут иметь место «материальные» мотивы как со знаком «+»,! так и со знаком «-»; «идеальные» — с ориентацией на «Я* взрослого. Приведем примеры типичных реакций родителей на предложенные им проблемные ситуации (см. выше), оформленные в виде схемы, которой мы воспользовались при обработке фактического материала. массового детсада) и соответствующие им типы оценочных отношении
Анализируя реакции на вышеуказанные и аналогичные проблемные ситуации, мы можем отметить, что родители, у которых преобладает справедливо-требовательное отношение к детям, чаще используют стимулирующую оценку-похвалу. Они дают объективную оценку достижениям и поведению ребенка, радуются вместе с ним, гордятся его успехами. В ответах родителей прослеживается уважение к личности ребенка, нет подавления его своим авторитетом, про исходит общение на равных. В случае отрицательного поступка ребенка взрослые высказывают свое отношение к содеянному, выражают неудовольствие и сожаление по поводу поведения своего сына или дочери. Своим высказыванием родители пытаются показать последствия поступка ребенка. Они не только оценивают его, но и мотивируют свою оценку, используя ее не прямо, а косвенно; побуждают ребенка к самооценке. Если они и решаются на наказания, то последние бывают связаны с временным лишением ребенка доброжелательного отношения близких или совместной деятельности с ними (чтения книги, совместной игры и т. д.). Все родители относящиеся к этой группе, поверили бы ребенку, отрицающему совершение плохого поступка
Родители с преобладанием восторженно-опекающего отношения к детям щедры на похвалу в случае положительного поступка ребенка, однако часто необоснованно захваливают детей. Оценка не всегда бывает объективной или используется чаще всего похвала-демонстрация, т е. деятельность ребенка превращается в демонстрацию того, что он делает лучше других. В ситуации отрицательного поступка ребенка родители дают объективную оценку содеянному, однако мотивы оценки не раскрывают. Оценка сопровождается иногда нравоучениями типа: Ты поступил плохо! Так делать нельзя и т. п. Наказания, как правило, не бывает, родители ограничиваются порицаниями и замечаниями. В целом при таком виде оценочных отношений преобладают положительные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми, Большая часть родителей поверят ребенку, что он не совершал отрицательного поступка.
В семьях с преобладанием формально-требовательного отношения родители используют в основном похвалу-констатацию. Одобрения их чаще всего однотипны и назидательны. Ребенок для них — существо несмышленое, полностью подвластное их авторитету. Высказывая свое неодобрение, родители очень часто используют осуждение личности ребенка в целом, а не только его поступка («Ты плохой мальчик!). Оценка может сопровождаться угрозой наказания («Будешь стоять в углу!»). Около 80% родителей этой группы в случае отрицания ребенком своего поступка поверят не ему, а воспитателю. И наконец, в семье с несправедливо-требовательным отношением к ребенку родители адекватно не оценивают ни положительных, ни отрицательных поступков ребенка. Взрослые используют исключительно оценку-назидание, игнорируют всякое одобрение и похвалу. В случае же отрицательного поступка прибегают к угрозе наказания. Родители в любом случае верят только воспитателю, а не своему ребенку. В семье чаще преобладают отрицательные эмоциональные контакты между взрослыми и ребенком. Сравнительные результаты изучения типов оценочных отношений родителей к детям в обеих обследуемых группах в заданных нами ситуациях представлены в виде табл. 1. Таблица 1. Типы оценочных отношений родителей к детям в зависимости от того, к какой из двух экспериментальных групп они принадлежа I
Таким образом, в семьях детей с ЗПР преобладает формально-требовательный тип оценочных отношений взрослых к детям (40%), а у! родителей детей, развивающихся в норме, преобладает восторженно-опекающий тип отношений (50%), что указывает на то, что дети с ЗПР I находятся в менее комфортных условиях эмоциональных контактов с близкими взрослыми.
Результаты изучения возможных типов мотивации требовании' взрослого к ребенку мы обрабатывали по схеме:
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |