Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверяемые безударные гласные




Употребление Ъ и Ь

Буквы Й — И

Упражнение 5. Выпишите в две колонки слова с сочетанием букв йо и ио, запомните их написание.

 

Иордания, Йоркшир, Иордан, йог, ионит, ионизатор, ионизация, Йемен, академик Иоффе, Йокосука, йотация, праздник святого Йоргена, Иоганнесбург, йод, йогурт, Нью-Йорк.

 

Упражнение 6. Внимательно прочитайте таблицу и запомните употребление ь после шипящих. Выполните задание, которое предлагается в конце упражнения (устно).

 

Мягкий знак после шипящих (ж, ш, щ)

 

На конце В глаголах В повели- В неопре- В наречиях На
сущ. ж.р. 2-го лица тельном деленной после ши- конце
в им. и вин ед. ч. наст. наклонении форме пящих ж, частиц
пад. ед. ч. и буд. вр. глаголов глаголов ш, щ  
молодежь читаешь спрячь беречь точь-в-точь лишь
сушь пишешь спрячьте беречься навзничь вишь
тишь говоришь спрячься стричь прочь бишь
помощь умываешь спрячьтесь стричься наотмашь  
  умываешься намажь развлечь невмочь  
  обожжешь намажьте развлечься настежь  
  обожжешься намажься жечь вскачь  
  вернешь намажьтесь испечь Исключение:  
  вернешься ешь лечь уж, замуж,  
    ешьте   невтерпеж  

Задание. Объясните, почему ь пишется или не пишется в словах:

 

тишь, глушь, купаешь, обливаешься, жилищ, лыж, жечь, ешь, развлечь, товарищ, плач, могуч, ваш, невтерпеж, меж, навзничь, ешьте, развлечься.

Упражнение 7. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы. Объясните, для чего служат буквы ъ и ь.

 

1. Вот нам и еще один компан...он (Купр.). 2. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько любимых его п...ес (Гонч.). 3. Среди большой чистой площадки на высоком п...едестале высился слепок могучей фигуры Давида (Вер.). 4. Письма любимого стали неотъемлемой частью ее жизни. 5. Настал день прем...еры.

Упражнение 8. Измените слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где надо, ь и подчеркните его. Составьте по три предложения со словами каждой группы.

 

1. Ночи - ночь; кирпичи, трубачи, чертежи, мечи, речи.

2. Клеят - клеишь; пилят, стелют, борются, волнуются, занимаются.

 

Упражнение 9. Данные в повелительном наклонении глаголы несовершенного вида замените глаголами совершенного вида, выписывая их и подчеркивая ь.

 

Образец: приготовляйтесь — приготовьтесь

Назначайте, бросайте, утешайтесь, исправляйте, оставляйте, смазывайте.

Упражнение 10. Спишите, вставляя пропущенные буквы и в скобках указывая проверочное слово.

 

I. В...лна, дог...даться, пом...гать, призн…вать, запр...щение, стр...ла, з...ркала, х...лода, препод…ватель, пол...тический, озн...меновать, обл...гчать, пок...рять, прибл…жаться, разъед…нять.

II. Быстро заш...гать, д...лекие края, заграничные п...спорта, под...рить цветы, нар...диться в новое платье, прим...рять красивую шубу, прим...рить поссорившихся мальчиков, расск...зать о прогулке, присоед…ниться к группе туристов, объед...ниться в союзы, погл...деть вверх, посвятить фарами автомобиля, разл...мать забор, пос...дить яблони, разв... зать узлы, запл…тить за билет, пок...зать картину.

Упражнение 11. К выделенным словам подберите родственные, объясняя правописание безударных гласных. Придумайте предложения с подобранными словами.

 

Образец: Запевай песню. Запевать - петь. Запивайте лекарства водой. Запивать - пить.

 

1. Моя бабушка рано поседела. 2. Старушка посидела на скамейке и опять пошла. 3. Над входом во дворец развевается флаг. 4. Ребенок очень быстро растет и развивается. 5. Чистота в доме радует глаз. 6. Частота употребления слов в речи не одинакова. 7. Мой друг умел примирять товарищей, если они ссорились. 8. Покупая одежду, необходимо примерять платья и костюмы. 9. Зачем вы умоляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. 10. Напрасно вы умаляете заслуги этого ученого. 11. Фары автомобиля осветили часть улицы. 12. Он посвятил свою жизнь творчеству. 13. Спортсмен пять раз обежал футбольное поле. 14. Мой брат никогда меня не обижал.

 

Упражнение 12. Подберите родственные слова к приведенным парам. Употребите их в словосочетаниях и предложениях.

 

Лежу - лижу, спеши - спиши, распевать - распивать, жевать - живать, развевать - развивать, лепить - прилипать, посвящать - просвещать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.