Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Падежные окончания имен существительных




Сложные имена прилагательные

Упражнение 50. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написания сложных прилагательных.

 

1. (Горно) лыжная станция, (железно) дорожное движение, (машина) строительный завод, (металла) режущий станок, (сельско) хозяйственные машины, (сложно) сочинённое предложение, (чугуно) литейный завод.

2. (Вечно) зелёные растения, (дико) растущая яблоня, (легко) растворимое лекарство, (мало) вероятный случай, (много) сторонний договор, (ниже) перечисленные условия, (сильно) действующее средство, (скоро) портящиеся продукты, (трудно) проходимый перевал, (узко) специальные термины.

Упражнение 51. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написания сложных прилагательных.

 

1. (Выпукло) вогнутая линза, (журнально) газетное объединение, (кожевенно) обувная промышленность, (лично) командное первенство, (русско) (немецко) французский словарь, (сердечно) сосудистая система, (торгово) промышленный комплекс, (шахматно) шашечные соревнования.

2. Северо (западный), Орехово (Зуевский), дизель (моторный).

3. (Бледно) розовый, (голубовато) фиолетовый, (золотисто) желтый, (лимонно) жёлтый, (молочно) белый, (мутно) зелёный, (светло) голубой, (темно) синий, (ярко) красный.

Упражнение 52. Перепишите предложения, раскрывая скобки в соответствии с правилами написания сложных существительных и сложных прилагательных.

 

1. Теперь нет и не может быть (остро) дефицитных товаров. 2. (Производственно) техническое обучение молодёжи имеет разнообразные формы. 3. (Механо) сборочный цех (вагонно) паровозных мастерских пополнился (высоко) квалифицированными рабочими. 4. Увеличилось поступление (дорога) стоящих материалов. 5. При (первобытно) общинном строе не было частной собственности на орудия труда. 6. Задача решена (строго) математическим методом. 7. Издается серия (научно) фантастических романов. 8. Теория (бесконечно) малых величин является одним из разделов высшей математики. 9. (Черно) бурка выделялась своим (серебристо) чёрным мехом на (бело) снежном покрове земли. 10. Большой интерес для (языка) знания представляет изучение группы (севера) кавказских языков.

Упражнение 53. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительные в нужном падеже единственного числа.

 

I. Рассказать о (постановка) (пьеса), говорить о (пьеса) и успехе ее (постановка), быть на (открытие) (выставка), рассказать о (выставка) и её (открытие), присутствовать при (беседа) с (участница) (экспедиция), обратиться с вопросом к (участница) (экспедиция), побывать в (башня) (крепость), встретиться на (лекция) в (музеи), возвратиться с (лекция).

II. Деревья в лёгком (иней), видеть корабли на (рейд), вернуться из (гавань), выступить на (конференция), выставка современной (живопись) и (архитектура), лекция, посвящённая современной (живопись) и (архитектура), спорить об (идея) повести и особенностях её (композиция), отметить в (резолюция), в (постановление), в (отчёт).

Упражнение 54. Вместо точек вставьте окончания существительных, выписывая их с предлогами.

 

1. Быстрые реки текут в каждом ущель... 2. Машина проносилась по возвышенност..., виднелся тусклый отблеск Кубан... (Баб.). 3. Целые вечера Даша играла на роял... (А.Н.Т.). 4. Хата стояла на взгорь... (Сераф.). 5.Лежат только дымчатые синеватые тени в задумчивом молчани... (Сераф.). 6. В безмолви... погас звенящий зной (Сераф.). 7. Они очутились в громадном тёмном помещени... (Сераф.). 8. Пассажирский поезд остановился у маленькой степной станци... (Вер.). 9. Павел в раздумь... разорвал письмо (Н.О.). 10. Поднялся желтоватый бесшумный язык плам... (А.Н.Т.).

Упражнение 55. Перепишите, вставляя пропущенные окончания существительных. При этом различайте имена собственные лиц и географические названия.

 

1. Золотой век русской литературы начат Пушкин...м и продолжен Лермонтов...м, Гогол...м, Герцен...м, Чернышевск...м, Добролюбов... м, Львом Толст... м. 2. В сражени... с Наполеоном под Бородин...м решилась судьба России. 3. Музыка, написанная композитором Бородин...м, всегда будет волновать русского человека. 4. Фильмы с Чарли Чаплин... м всегда охотно смотрят зрители. 5. Своеобразное объяснение мира природы предложено Дарвин... м. 6. Первые национальные русские комедии написаны Фонвизин... м. 7. Мы провели лето под городом Одинцов... м. 8. Мой дед в молодости встречался с князем Голицын...м. 9. С городом Голицын...м у меня связаны приятные воспоминания. 10. Сестра познакомила меня с Серёж... Птицын...м.

Упражнение 56. Перепишите, добавляя вместо точек нужные окончания.

 

1. В Закавказ... и на Рижском взмор... была солнечная погода. 2. Письмо было адресовано Мари.... Алексеевне и Дарь... Лукини...не. 3. Дом находился в ведени... министерства. 4. После травмы он долго пребывал в забыт.... 5. В возделывани... яровых были трудности. 6. На остри... ножа было яблоко.

Упражнение 57. Приведённые ниже существительные поставьте:

 

1) в дательном и предложном падежах единственного числа: Мария, Марья, Виталий, Алексей, Софья, Розалия, статья, линия, партия, постель, метель;

2) в предложном падеже единственного числа: возрастание, взгорье, заречье, внимание, житьё, клей, пай, пролетарий, наследие, продолжение;

3) в творительном падеже единственного числа: тушь, тираж, рожь, путь, боец, дочь, плечо, мех, свеча, туча.

Упражнение 58. Напишите, кому и от кого отправляются телеграммы. Используйте данные существительные.

 

Образец: Телеграмма от Зои Ивановны Шишковой Анне Ильиничне Осиновой.

 

Получатель Отправитель

 

Анна Ильинична Осипова Зоя Ивановна Шишкова

Мария Кузьминична Захарова Наталья Степановна Зверева

Софья Саввична Асеева Любовь Сергеевна Теодорович

Ксения Семёновна Игнатова Анастасия Григорьевна Усова

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.