Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и правописание причастий




Правописание суффиксов глаголов

Упражнение 84. От данных глаголов образуйте при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва- парные глаголы несовершенного вида. В случае затруднения смотрите в орфографический словарь.

 

Образец: записать - запис-ыва-ть, сосредоточить - со-средоточ-ива-ть.

 

Выиграть, выписать, засеять, покрыть, признать, приурочить, прочитать, развеять, раздать, рассеять, расхвалить, создать, узаконить, уполномочить.

 

Упражнение 85. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

 

1. Он к нам подошёл, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять команд...вать (П.). 2. Манилова проговорила, что он очень обрад...вал их своим приездом (Г.). 3. Илинька с робкой улыбкой удивления погляд...вал на нас и, когда ему предлагали попроб...вать, тоже отказ...вался (Л.Т.). 4. Пришлось ему в поле ноч...вать; зарылся в копну и проспал всю ночь (Гарш.). 5. Заметив где-нибудь сидящего на вершине орла, я приказ...вал лодке причалить к берегу и сам шёл подкрад...ваться к осторожной птице (Прж.). 6. От озаряемой кострами колоннады отскак...вали всадники на худых лошадёнках (А. Н.). 7. Застучал дятел по ёлке, закл...вал дрозд по рябине (Приш.). 8. Тихон вылавл...вает их (берёзовые дрова), склад... вает на берегу, а речушка несёт всё новые и новые поленья (Пауст.). 9. Длинными зимними ночами тоска воспоминаний одол...вала его (Шол.). 10. Они [Чук и Гек] говорили долго, размах...вали руками, притоп...вали, подпрыг...вали, а мать сидела молча, всё их слушала, слушала (Гайд.). 11. Парень посоветовал поскорее заснуть: тепло в землянке долго не удержится (Саян.). 12. Иван Антонович завед...вал заводской поликлиникой, у него под началом был большой штат врачей (Пан.).

Упражнение 86. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

 

Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться, клеить, любить, знать, читать.

Глагол Форма 3-го лица Причастие настоящего множественного числа времени
Глаголы I спряжения читают, пишут, читающий, пишущий, Глаголы II спряжения дышат, видят дышащий, видящий

Упражнение 87. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей.

 

Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принести, согреть, сжечь, привести, победить.

 

Инфинитив Действительное причастие прошедшего времени
читать, нести читавший, нёсший

 

Упражнение 88. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

 

Высказать, делить, предлагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.

 

Глагол Форма 1-го лица множественного числа настоящего времени Причастие страдательное настоящего времени
Глаголы I спряжения Глаголы II спряжения (мы) читаем (мы) зависим, любим читаемый зависимый, любимый

 

Упражнение 89. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов (см. комментарий в конце упражнения).

 

Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.

 

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть, например: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный.

Суффикс -енн- (-ённ-) -у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, например: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый.

Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (например: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (например: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, например: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный.

Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый.

Упражнение 90. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

 

1. Студенческий драматический кружок,... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист,... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа,... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка,... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга,... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер,... облака, не утихал ни на минуту. - Облака,... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

Упражнение 91. По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования той или иной формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.

 

Глагол Причастия
неопре- делённая форма пере- Вид действительные страдательные
ходн.   наст. прошед. наст. прошед.
или   вр. вр. вр. вр.
  непере -          
  ходн.          
читать пере- несов. читающий читавший читаемый читанный
  ходн.          
любить пере- несов. любящий любивший любимый -
  ходн.          
прочитать пере- сов. - прочитав- - прочитан-
  ходн.     ший   ный
подойти непере-          
  ходн. сов. - подошед-    
        ший - -

 

Читать, любить, спать, сидеть, ненавидеть, дышать, бросить, заниматься, слышать, обидеть, отправлять, видеть, виднеться, подъехать, смеяться, бежать, гнать.

Упражнение 92. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределенную форму того глагола, от которого оно образовано.

 

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в этом нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел... ны неприятелем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.

 

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстреле...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните.

 

1. Организовать - организова нн ый - организова н - организова н а - организова н о - организова н ы; основать, обосновать, остановить.

2. Внести - внесё нн ый - внесё н - внесе н а - внесе н о - внесе н ы; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3. Возложить - возложе нн ый - возложе н - возложе н а - возложе н о - возложе н ы; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.

Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.

 

Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна.

Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован-

школы была организована и на и организованна.

в этом году.

Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког-

ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной.

нце.

Упражнение 96. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

 

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принесённый мною тебе вчера.

 

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, которое дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, которое строится напротив нашего дома. 6. В здании, которое возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.