Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волчатник 1 страница




 

Сидим у опушки на поляне, окаймленной зарослями боярышника. Солнце простилось с нами — сверкнуло красным светом в окошках деревни, лежащей у речки. С минуту еще лучи золотили стерню на холмах, покрытых пятнами зелени у оврагов. И осталась от солнца только заря над лесом.

Лучшее время дня! Еще и не ночь, но уже пахнет из прохладного леса грибной сыростью.

А вот и первые звезды. Мой спутник делает знак помолчать и, выждав минуту, завабил — завыл, подражая волкам. И почти сразу из глубины леса раздался похожий ответный звук: «Уу-ооо!..»

— Я знал: они здесь, — шепчет мне на ухо вабелыцик. И еще один раз «вызывает на связь» волчий выводок. Но тут же из леса раздается глухое короткое: «Гав!». И все. Больше на зов волчата не откликаются.

— Мать... Предупредила: «Молчите, олухи! Это обман». Теперь можно уже не шептаться, можно костерок разложить, вскипятить чай. Моего спутника зовут Валерием; Валерий Яковлевич Соснин — знаменитый в Мордовии, а может, и дальше этих земель, волчатник.

— Отец, мне сказали, тоже волчатником был...

— Да. Знаменитым. Для деревенских жителей был он легендой.

— Сколько же на счету у отца?

— Отец всегда отвечал: «Не знаю, не считал...». Думаю, все же не более сотни. Он ведь был не столько стрелком, сколько мастером-организатором охоты. Выстрел другим уступал.

— Долго жил?

— Умер на девяносто седьмом году. А в девяносто пять еще участвовал в облавах. Вроде как консультантом. Ружье брал, но на номер не становился. Приятно было ему вот так же у огня посидеть...

— Тебя рано стал брать с собою?

— С десяти лет. А в тринадцать на облаве мне доверили номер. Эффект новичка: волк прямо на меня вышел. И я не промазал. Вышло однажды так. Обложили мы стаю. А у отца нет уверенности, что волки в окладе. Городских охотников на пустое место позвать — конец авторитету, конец доверию. Отец колебался. А я нутром чую: волки в окладе. Заспорили. Отец сказал: «Ну бери на себя...». Взять волка раньше считалось за доблесть. Все бросали дела — и за ружье. В полдня охотников я созвал. Но нет загонщиков. На меня вдохновенье нашло — бегу в школу к учительнице. Убедил. С дюжиной семиклассников пошла в загон... Оказалось, обложили пятнадцать волков. Семь из них взяли.

(В. Песков)

Упражнение 37. Укажите на отклонения от современной нормы в употреблении форм рода имен существительных; дайте стилистическую оценку вариантным формам рода.

 

I. 1. В Белой зале с участием князя образовались три жиденькие кадрильки (Дост.) 2. Я не знал, что с собой делать, думая только одно: пренебрегу всем своим карьером, брошу полк, останусь навеки в деревне (Бун.). 3. Сахаров большой умница и хитрец, никогда ничего зря не делает (Стан.) 4. А фонарик, вот какая умница, вдруг погас на несколько минут (Светл.).

II. 1. По правде сказать, она мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 2. Всемирный форум откроется докладом председателя Международной демократической федерации женщин, известной общественной деятельницы, ученой Эжени Коттон. 3. Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухида из Японии. 4. Руководители клубных коллективов досадуют: несколько артистов уже вышли замуж, и теперь заботы о семье могут отвлечь их от дела. 5. Рулевой Петька-гитарист, выдумщик и заводило.

Упражнение 38. Определите род несклоняемых существительных, согласуй с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

 

Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, выдержан... бри, опасн... динго, красив... драпри, ярк... индиго, юн... кабальеро, больш... гну, забавн... гризли, крошечн... колибри, бескрыл... киви-киви, остроумн... конферансье, маленьк... кули, прохлади... мацони, уважаем... кюре, сочн... манго, молод... марабу, сед... маэстро, прекрасн... пери, стар... рантье, заброшен... ранчо, матов... габбро, справедлив... рефери, маленьк... цеце, увлекательн... шоу, установлен... эмбарго.

Упражнение 39. Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значение и выборграмматической формы.

 

1. Мо.. импрессарио настаива.., чтобы для концерта привезли нов... рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн... инженю. 3. У входа девушка оставила сво... маленьк... сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял... ярк... бикини. 5. Густ... контральто ее звучал... ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн... денди. 7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн... тогда регби. 8. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен... зеро. 9. Местных жителей мучил... бери-бери, котор... казал... неизлечим.... 10. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт... парвеню, котор... просочил... в высшее общество, теперь отворачивал... от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск... кольраби — особый вид капусты. 12. Женщины выдергивали жирн... иваси, застрявш... в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк... и по-своему миловидн... шимпанзе. 14. В Багдаде я учился в больш... медресе у знаменитых ученых.

Упражнение 40. Проанализируйте употребление существительных в единственном и множественном числе. Отметьте случаи использования единственного числа вместо множественного и наоборот. Определите стилистические мотивы трансформации форм числа и дайте им оценку.

 

1. Наш современник прекрасен богатством своего духовного мира. 2. У любой нации есть культурные памятники, одинаково близкие и дорогие всему народу как символ народной стойкости в тяжелые годы испытаний. 3. Что же волнует зрителя? — То, что он видит вокруг себя в жизни. 4. После продолжительных дождей установились жары. 5. Здесь находится хозяйство по разведению форели. Для выращивания рыбы созданы особые пруды. 6. Для нанесения прямых линий употребляют стальные выверенные линейки разных длин и толщин. 7. Ученый выступил с оригинальным докладом о трансокеанических акклиматизациях рыб. 8. Детали из базальтовой ваты выдерживают более высокие температуры. 9. Правительство Новой Зеландии и Фиджи выступили с предложениями о том, чтобы Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о превращении южной части Тихого океана в безъядерную зону.

(Из газет)

Упражнение 41. Дайте оценку употреблению вариантов падежных окончаний имен существительных; исправьте ошибки.

 

1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам. 2. Для яслей-сада надо установить на прогулочном участке прожектора. 3. Многочисленные прожекторы ярко освещают площади и улицы праздничной Москвы. 4. На совещание прибыли многие инженеры, директоры. 5. В обсуждении проблемы приняли участие директора. 6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 7. Для выступления перед рабочими артисты пошли в цеха депо. 8. В этом же здании обучаются будущие повары. 9. Посмотрите на снимок! Сколько весит по-вашему эта щучище? Всего 14 килограммов! 10. Мы готовы заключить долгосрочные договоры. 11. Сад занимает свыше ста гектар. 12. А каков результат небрежности? — Поезд сошел с рельс.

Упражнение 42. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных. Попытайтесь заменить использованные формы их вариантами, объясняя возможность и недопустимость такой замены. За справками обращайтесь к словарям.

 

1. Левин не мог быть сам естествен и спокоен в его присутствии (Л.Т.). 2. Человек во всей деятельности своей, а в искусстве всего больше, — должен быть художествен, то есть красив и силен (М.Г.). 3. Дельвиг в полезном медлен, а в шалостях скор (Тын.). 4. И вечер явно не про нас таинственен и черномаз (Паст.). 5. Он ветрен, как ветер (Паст.). 6. День был ярок и, пожалуй, немного ветреней. 7. Он был прост и естествен в речах и движениях (Пауст.). 8. Я слишком невежествен в современной физике, чтоб об этом судить (Эренб.). 9. Дом как бы спит, но я знаю — внутри что-то делается, и от этого дом становится сразу таинствен (Каз.). 10. Подъем медленен и труден. 11. Он не одиночка, он — частица всех, он могуществен! (Тендр.).

Упражнение 43. В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимические формы из данных в скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

 

1. Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный, непринужденнее) формы, чем в письменной (Уч. пособие). 2. Если утверждается, что А (более сильный, сильнее) Б и (более сильный, сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же время А является (самый сильный, сильнейший, предельно сильный) относительно этих трех носителей признака (Монография). 3. Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее), если рассматривать признак в динамике и в статике (Монография). 4. Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона... (Самый благодатный, благодатнейший) край! (Из газ.) 5. Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее) из довоенного прошлого (Повесть). 6. С того вечера она стала еще (более веселый, веселее, повеселее), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (Повесть). 7.Он привязался к Анюте, как к (самый молодой, младший) сестре, а может, даже и больше (Повесть). 8. Твардовский был (самый образованный, образованнейший) человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (Крит, статья). 9. Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно (более последовательный и полный, последовательнее и полнее), чем в современном русском языке (Монография).

Упражнение 44. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки; предложите свой вариант стилистической правки.

 

1. Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей. 2. К еще более строжайшей экономии материалов призвала Л. Тюнина. 3. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочный и легкий. 4. Проверками установлено, что склад спецодежды нуждается в переводе в более лучшие условия и гораздо большее помещение. 5. Все это требует от участников совещания наиболее серьезного подхода к делу. 6. Цифры — самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции. 7. В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест. 8. Там и сям виднелись блестящие, сверкающие снегом горы. Однако самой замечательнейшей из всех была гора Хельмера Хансена. 1. Разработка этого месторождения — самая важная задача. 2. К более строгой экономии материалов призвала Л. Тюнина. 3. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочен и легок. 4. Проверка показала, что склад спецодежды необходимо перевести в лучшее и гораздо большее помещение.   5. Все это требует от участников совещания самого серьезного подхода к делу. 6. Цифры — самое убедительное доказательство снижения инфляции. 7. В голосовании приняли участие жители самых отдаленных мест. 8. Видны были покрытые снегом сверкающие горы, и самой замечательной из них была гора Хельмера Хансена.

 

Упражнение 45. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными. Замените количественные числительные собирательными там, где это нужно; отредактируйте предложения.

 

1. Четверым балеринам предложили участие в конкурсе. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 4. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно. 5. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый. 6. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 7. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 8. Время существования в космосе второго спутника — 93 суток. 9. Неизвестный отстреливался с обоих рук, бросил бомбу, но был сражен подскочившим на мотоцикле начальником уголовного розыска Трепаловым.

Упражнение 46. Дайте оценку употреблению в речи счетных существительных; по мере необходимости замените их числительными. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.

 

1. Премию вручили А.Ф. Осиновой: ей исполняется шесть десятков. 2. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 3. Самодеятельных духовых оркестров в нашей республике более полуторасот. 4. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 5. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 6. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

Упражнение 47. Укажите ошибки в употреблении количественных числительных (неправильное склонение числительного, ошибка в выборе падежной формы существительного в количественно-именном сочетании, неоправданное согласование существительного с числительным при обозначении даты, немотивированный отказ от склонения числительного и др.); отредактируйте предложения.

 

1. В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан. 2. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов. 3. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю. 4. К 1 апрелю тысяча девятьсот восемьдесят восьмому году Мальцев выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна. 5. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов. 6. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных заданий. 7. Желающим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей. 8. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей.

Упражнение 48. Укажите недостатки в графическом обозначении количества, заменяя по мере необходимости цифры словами и наоборот; отредактируйте предложения.

 

1. Кто читал роман, знает, что он сложен и многопланов, а время действия его протекает на протяжении 40 лет. 2. При задании пять тонн мы заготовили у себя 18 тонн меда — почти половину объема его производства на личных пасеках жителей района. 3. Батумские железнодорожники сверх планового задания перевезли по назначению более одиннадцати тысяч 800 тонн народнохозяйственных грузов. 4. В 1995 году из полутора тысяч гектаров, на которых совхоз высадил рассаду капусты, 300 гектаров не дали урожая. 5. Отдел сбыта в этот день погрузил и отправил два вагона и девять тонн молочных смесей «Малыш» и «Малютка». 6. Она ждала его полтора года и три месяца, а потом вышла замуж.

 

Упражнение 49. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.

 

1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 2. Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмов сериала. 3. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 4. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того, чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь. 5. Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях. 6. Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру. 7. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 8. Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Бюлова, я дам ему по физиономии. 9. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе. 10. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе! 11. Это сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года предприятиями города. 12. Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, последние подлежат уничтожению. 13. Где есть проблема, там надо о ней говорить, но если нет проблемы, то не надо ее в кучу сваливать (Из речи депутата Думы). 14. В Европе кризис перепроизводства, революция уже у ворот Брюсселя. Я сначала это не говорил, потому что вы сочли бы меня за идиота. Но это так. (Из речи В. Анпилова. АиФ. 1999. № 41.).

Упражнение 50. Сравните варианты предложений; укажите исправленные ошибки. При необходимости внесите изменения в отредактированный вариант.

 

1. Пятьдесят лет назад рабочие 1. Пятьдесят лет назад рабочие

города Вичуга отправили города Вичуга отправили на

на создавшееся новое предприятие создавшееся предприятие приятие

30 и более ткацких станков более 30 ткацких станков.

2. Пароход опаздывал на пару часов, все разошлись, и на берегу остались только четверо женщин в ярких платьях. 3. Девушке за двадцать, а ходит она, как старушка, вся в черном. 4. На следующий день 41-летняя А.Иванова, бронзовая медалистка зимнего чемпионата Европы, взяла реванш, послав ядро на 19 м 16 см.   5. Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех с лишним тысяч зрителей. 6. Около ста человек прошло через это унижение, не решаясь протестовать. Сто первый все-таки позвонил в полицию. 2. Пароход опаздывал часа на два, все разошлись, и на берегу остались только четыре женщины в ярких платьях. 3. Девушке только минуло 20 лет, а одевается она как старушка: вся в черном. 4. На следующий день А. Иванова, бронзовая медалистка зимнего чемпионата Европы, отметившая в прошлом году свое сорокалетие, все же взяла реванш, метнув ядро на 19 м 16 см. 5. Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех тысяч зрителей. 6. Около ста человек прошло через это унижение, не решаясь заявить в полицию, но все-таки нашелся смельчак, который запротестовал.

Упражнение 51. Выделите местоимения, отмечая их стилистическую окраску (книж., устар., разг., прост.). Укажите добавочные смысловые и экспрессивные оттенки, возникающие в контексте при употреблении тех или иных местоимений.

I. 1. Экой ты, братец!.. Да знаешь ли? Мы с твоим барином были друзья закадычные (Л.). 2. Он тебя погубить хочет; это таковский человек! (Г.). 3. У каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет (Г.). 4. Погода стояла ясная и сухая, дорога — что твое шоссе (Леек.). 5. Что ты это, такая-сякая, — начал он срамить Катерину Львовну (Леек.). 6. Ее восхищение пред ним часто пугало ее самое: она искала и не могла найти в нем ничего непрекрасного (Л.Т.). 7. И это письмо Анна Петровна заставляет читать саму Машеньку (Добр.). 8. Она... верила что я не человек, а нечто, стоящее неизмеримо ниже ее (Ч.).

II. 1. Нет сейчас задачи более назревшей и неотложной, чем снизить инфляцию, и мы этого добьемся (Из газ.). 2. Просто удивительно, сколько писем собрала дискуссия... Сколько народу тебя поддерживает! 3. Мы можем регистрировать кривизну поверхности прямым наблюдением (Уч. пособие). 4. Теперь в настоящее время жена у меня и детишки. Ежели он теперь одолеет, куда они от него уйдут? (Паст.) 5. — Вы бывали на Каннском фестивале и на Венецианском. Неоднократно были членом жюри. Насколько честно распределяются награды? Или все как у нас? — Разные бывают ситуации... Особенно «там» — ведь у них это колоссальный бизнес (Из газ.).

Упражнение 52. Дайте оценку употреблению спрягаемых форм глагола. Отметьте немотивированное использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего и наоборот; укажите разнобой временных, видовых, видо-временных форм. Отредактируйте текст.

 

1. После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря. 2. Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолевали расстояние от 300 до 1500 км. 3. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации. 4. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой. 5. Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг просыпался от резкого толчка вагона. 6. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно бескорыстно помогает.

Упражнение 53. Проанализируйте употребление глаголов. Укажите смешение субъектно-объектных отношений и возникающие при этом неясность, двусмысленность высказывания в результате неправильного использования возвратных глаголов.

Укажите речевые ошибки в употреблении глагольных форм (использование просторечных вариантов, употребление непереходных глаголов в значении переходных, немотивированное обращение к возвратным формам, ошибки в выборе видо-временных форм глагола и пр.). Устраните замеченные ошибки, предложив варианты стилистической правки.

 

1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами. 2. Продолжали вестись капитальные исследования в области теории животноводства. 3. Может быть, эта глобальность солдатского подвига написалась у меня слишком громко. 4. 250 га, которые занимались кукурузой, после глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами. 5. Теперь наш участок занялся жильем. 6. Циклон грозился наводнением. 7.Небо охватывается заревом, и становится жутко. 8. Умершие в течение трех месяцев должны зарегистрироваться в загсе. 9. Эта картина продалась за 20 тысяч долларов на аукционе. 10. Дерево развешало густые ветви, так что под ним могли удобно примоститься наши машины, 11. Я добился, чего хотел. Пусть другие подерзят! 12. Спектакль давался на сцене 18 лет подряд. За это время старились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение в зале не изменилось.

Упражнение 54. Исправьте ошибки в образовании и употреблении глаголов, причастий, деепричастий. Особое внимание обратите на использование форм времени, вида и наклонения.

 

1. Столыпин значительно расширил учебную программу в Уральском войсковом училище. Обучаемые слушали лекции по истории, осваивали военное дело, а после окончания училища... производились в хорунжие. Дети же рядовых казаков, окончив училище, большей частью поступали в атаманскую канцелярию, где производились в урядники. 2. Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов... полуострова Морей, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с восстающими греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 3. При неосторожном обращении с огнем, находясь в нетрезвом состоянии, произошел пожар. 4. Надо не только извещать об успешной работе бригады, но и вскрыть секреты этих достижений, рассказать, как они организовывают свой труд. 5. Лица, попытающиеся ночью пройти к причалу, встретятся с фактом негорения фонарей на пути всего следования к причалу. 6. — А муж Полины? — Это фигура почти неосязаемая. — Где он работает? Мы видим его постоянно няньчающим детей, хлопочущим по дому. 7. Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстающем виде спорта. 8. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 9. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 10. В замысле художника сказалось то значение, которое он придавал делу декабристов, уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелаюших увидеть в лицо первых героев освободительного движения в России... 11. Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути к линии железной дороги, будут отмечены премией. 12. На фабрике есть немало работников, охотно занимавшихся бы аэробикой в группах здоровья.

 

Упражнение 55. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения.

 

1. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 2. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 3. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. 4. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль. 5. Так, готовясь к походу, проходили дни. 6. Опустив удильник, блесна с более утолщенным слоем олова не падает отвесно, а уходит в сторону. 7. Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности. 8. Ограничившись первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость. 9. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 10. Еще находясь в пути в комфортабельном вагоне, туристов по радио знакомят с городом, его историческими и архитектурными памятниками. 11. Уходя домой после ночной смены, оборудование накрывалось, чтобы дать возможность строителям продолжить днем вести нужные работы. 12. Строения разбираются, бережно доставляются в музеи, выбрав подходящее место, снова собираются.

Упражнение 56. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения.

 

1. Меньшой-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 6. В чемпионате мира по шахматам Г. Каспаров, встречаясь с А. Карповым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районе, вывезя 11,116 т удобрений. 8. Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой.

Упражнение 57. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите исправленные ошибки (немотивированное употребление причастий, порождающее речевую избыточность или искажающее смысл высказывания; неоправданная замена спрягаемой формы глагола причастием при указании на главное действие; нанизывание причастных оборотов, создающее громоздкость конструкции; употребление действительного причастия в значении страдательного; неправильное образование причастий и другие недостатки стиля); в случае несогласия с редактором внесите свои коррективы.

 

1. Так было положено начало 1. Так начался процесс возвращения процессу возвращения в руки народу природных богатств страны,

нации ее природных богатств, которые десятилетиями расхищались

десятилетиями расхищавшихся иностранными монополиями.

странными монополиями.

2. Имеющиеся недостатки в этом 2. Чтобы устранить эти недостатки, деле вызывают необходимость необходимо при распределении распределения тиражей в тиражей учитывать размещение соответствии с размещающимися учебных заведений по всей стране. кадрами на территории страны.

3. На месте ветхих, не представ- 3. На месте ветхих, не представ- лявших исторической ценности ляющих исторической ценности строений поднимутся корпуса зданий поднимутся 12-этажные

12-этажных зданий с корпуса. В их нижних этажах

размещенными в них предпри- будут размещены предприятия

ятиями службы быта. Бытового обслуживания.

4. Расположенная по соседству 4. Соседнюю школу на слете

школа будет представлена на представят 20 учеников.

слете двадцатью учениками.

5. Т. Новиков отлично защитил 5. Т. Новиков окончил заводской

диплом, окончив заводской техникум, отлично защитив

техникум. диплом.

6. Атомы устроены так, что 6. Строение атомов таково, что




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.