Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 50 страница




— отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов;

— с 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки посту­пающих в вузы были созданы рабочие факультеты (рабфаки);

— с тем чтобы помочь высшей школе выйти из сложной финансовой ситу­ации, Наркомпросом было разрешено пополнять студенческую кассу дохода­ми от кооперативов.

В 20-х гг. появилось первое поколение советской интеллигенции, полити­чески и идеологически лояльной к советской власти. Для этого принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах. В качестве обяза­тельных предметов были введены исторический материализм, история про­летарской революции, история Советского государства и права, эконо­мическая политика диктатуры пролетариата.

Вследствие тяжелого положения с профессурой и кадрами преподавате­лей, по решению ЦК, на преподавание в Московский университет были на­правлены известные партийные деятели: А. В. Луначарский, П. Н. Лепешинский, И. И. Скворцов-Степанов и др. В 1921 г. в Москве создается Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы.

Большую роль в повышении грамотности населения, в расширении его образовательного кругозора имели библиотеки. Руководство библиотеками в 1918 г. было возложено на библиотечную группу (отдел) Наркомата просве­щения. В 1918 г. СНК издает два декрета, в соответствии с которыми в соб­ственность государства поступали библиотеки частных лиц и ликвидирован­ных учреждений, а к началу 1920 г. завершается работа по реквизиции и нацио­нализации библиотек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек.

В декабре 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное изда­тельство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. ти­пографий, бумажных фабрик и др. Частные издательства постепенно вытес­нялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными.

Наука. Партийное и советское руководство РСФСР уделяло значительное внимание управлению наукой. Российская Академия наук, которой руководил А. П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, выдвигаемых нуждами Советской республики. В апреле 1918 г. СНК постановил начать финансирование работ Академии наук. Ее сеть, несмотря на экономические трудности, постепенно расширялась. В 1918—1920 гг. было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в со­став Академии научных институтов и.высших учебных заведений. Среди них Центральный аэрогидродинамический, Государственный рентгенологический и радиологический, химический и другие институты.

С целью централизации и планирования развития науки в январе 1918 г. при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, а в апреле — научный отдел. В марте при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) во главе с Я. Я. Горбуновым. При НТО в качестве постоянных сотрудников, кон­сультантов, экспертов к концу 1919 г. работало более 200 академиков и про­фессоров (Я. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, А. Я. Бах и др.), 300 инженеров и 240 других специалистов. В составе НТО действовало 12 научно-исследова­тельских институтов, несколько технических бюро и ряд других учреждений,

издавался журнал «Научно-технический вестник». В 1929 г. бь!ла основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н. И. Вавилов), создана Белорусская Академия наук.

В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедре­ние коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвер­дил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). В ее деятельности участвовали в основном члены партии большевиков В. Д. Бонч- Бруевич, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и др. Возглавлял САОН М. Н. По­кровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской тео­рии, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии.

Российская Академия наук (РАН) занималась как прикладными, так и фун­даментальными научными исследованиями. Под руководством П. П. Лазарева велось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин руководили изучением и добычей радиоактивных веществ, И. П. Павлов про­должал исследование условных рефлексов, Ф. А. Цандер — разработку теории реактивных двигателей. Я. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Одновременно велись исследования по рентгенографии кристаллов и полупроводников, по решению задач тео­рии вероятностей и математической статистике и др. С 1925 г. Российская Академия наук стала именоваться Академией наук СССР.

Наряду с заботой о развитии науки руководство партии большевиков и советское правительство боролось с той частью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась антисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровско-Разумов­ской сельскохозяйственной академии, агрономы, врачи, инженеры, литера­торы. Среди них Я. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Я. О. Лосский, Ф. А. Степун и др.

Литература. Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических разработках двадцатых годов было много проти­воречивого. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.

Пролеткульт — культурно-просветительная и литературно-художествен- ная организация, отрицающая культурное наследие прошлого. Его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только (!) представителями рабочего класса. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руковод­ством большевистской партии (знаменитое письмо В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре», 1920 г.).

Другой очень влиятельной творческой группой была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформи­лась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авер­бах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и др. Призывая к борьбе

за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролет­культа, РАПП оставалась на позициях пролетарской культуры.

В литературе 20-х гг., которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения:

— «Серапионовы братья»: объединяло преимущественно прозаиков — К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.; четкой эстетической плат­формы не имели, экспериментировали в области языка и стиля, искали но­вые художественные формы;

— «Перевал»: создано при журнале «Красная новь», ее членами были пи­сатели М. Пришвин, В. Катаев, Артем Веселый, П. Павленко и др.; выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма;

— «Кузница»: выделилось из «Пролеткульта»; члены — С. Обрадович, Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.; для их произведений были характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее ярко выразить со­держание послереволюционного времени;

— «Литературный центр конструктивистов» — И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев называли себя выразителями «умонастроений нашей переходной эпохи», проповедовали «советское западничество»; в области поэзии упор де­лался на «математизацию» и «геометризацию» стиля;

—«Левый фронт искусств» — В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков и др. были подвержены пролеткультовским и футуристским тео­риям, концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымы­сел, психологизм.

Многие писатели и поэты не относились ни к каким группам и объедине­ниям. В 20-х гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров доре­волюционной реалистической прозы: В. Короленко («История моего совре­менника», 1921); А. Толстого («Хождение по мукам», 1921); В. Вересаева («В тупике», 1922); С. Сергеева-Ценского («Преображение», 1923) и др.

В середине 20-х гг. ЦК РКП (б) принял резолюцию «О политике партии в области художественной литературы», которая положила начало идеологи­зации литературы и искусства, закрепила над ними партийный контроль. Формально осудив действия РАППа, призывая к свободному соревнованию группировок и течений, в то же время рекомендовала писателям-попутчикам переходить на сторону коммунистической идеологии.

Всех деятелей культуры в этот период делили по одному принципу — их отношению к социалистической революции. Прогрессивным признавалось лишь творчество М. Горького (только ранние произведения), Д. Бедного, С. Серафимовича и отчасти В. Маяковского, В. Брюсова, А, Блока. Достижения тех, кто с 20-х гг. находился за рубежом, — И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева А. Ремизова, Б. Зайцева, К. Бальмонта, И. Северянина, М. Цветаевой и очень многих других — были отвергнуты. Не были удостоены достаточного внима­ния талантливые литераторы, оставшиеся на Родине, но по-своему воспри­нявшие революционные события: Ф. Сологуб, А. Белый, М. Волошин, А. Ахма­това, С. Есенин и др.

Живопись. В изобразительном искусстве продолжали поирки художники многочисленных направлений, школ и группировок: Ассоциация художни­ков революционной России (АХР) — И. Бродский, С. Малютин, В. Мешков и др.; «Общество художников-станковистов» (ОСТ) — А. Дейнека, Д. Ште- ренберг, А. Лабас, Ю. Пименов и др.; «Общество художников «Четыре искусст­ва» — П. Кузнецов, В. Фаворский, К. Петров-Водкин и др.; «Общество москов­ских живописцев» — Р. Фальк, И. Машков, И. Грабарь и др.; «Мастера анали­тического искусства» — Н. Евграфов, П. Кондратьев, И. Суворов и др.

Директором Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде стал К. Малевич. Институт художественной культу­ры (ИНХУК) в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кан­динского. Эти два художественных объединения сближали попытки осмыс­лить художественную практику, постичь ее законы и логику.

Своеобразным явлением было то, что в 20-е гг. относительно благоприят­ные условия для развития в изобразительном искусстве сложились для раз­вития течений модернистского плана, куда трагичней была судьба художни­ков старой школы реализма. Так, в нищете умер выдающийся живописец В. М. Васнецов. Материальные трудности и лишения испытывали и другие художники, ориентированные не ценности традиционной русской куль­туры.

В то же время необычайно популярным становится агитационно-массовое искусство. Основную роль в нем играли плакат, монументальные и агитационно-декоративные росписи, агитфарфор. В праздничном оформлении горо­дов участвовали живописцы и графики Н. И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. Ге­расимов, Б. М. Кустодиев, архитекторы А. А. и В. А. Веснины, Л. В. Руднев, скульптор Л. В. Шервуд и др. Петроградский фарфоровый завод выпускал фарфоровые тарелки с революционными лозунгами в сочетании с декоратив­ными элементами и сюжетными изображениями.

Произведения искусства, собранные в Эрмитаже, Русском музее, Третья­ковской галерее и в других сокровищницах культуры, стали достоянием широ­ких народных масс. В стране были созданы новые музеи, постоянные и пере­движные выставки (если до революции в России было 30 музеев, то в начале 20-х гг.-310).

Архитектура. Интенсивный поиск новых стилей и форм, начало жилищно­го строительства в рабочих кварталах, сооружение домов и дворцов культуры отличает развитие архитектуры 20-х гг.

Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основой ко­торого было производственное искусство. Объединившись в «Общество со­временных архитекторов» (ОСА) во главе с братьями А. В. Весниными и М. Гинз­бургом, конструктивисты издавали журнал «Современная архитектура». Наи­большую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных. Дворец труда в Москве, здание газеты «Ленинградская правда», Дворец куль­туры им. Лихачева и др.

Поисками выразительной архитектурной формы занималось еще одно влия­тельное направление — «рационалисты». В 1923 г. Н. Ладовским была основана

Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Крупнейшим архитектурным со­оружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина (авторы В. Щуко и В. Гельфрейх).

Театр. По декрету совнаркома (1917) театры передавались в ведение На­родного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный В. И. Ле­ниным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра.

Большое значение в процессе развития театральной культуры имело твор­ческое взаимодействие старейших русских театров, выделенных в группу ака­демических, таких как Малый, МХАТ, Александринский (ныне Петербург­ский театр им. Пушкина), и вновь организованных — 3-я студия МХАТ (1921, позднее Театр им. Вахтангова), Театр Революции (1922, с 1954 — Театр им. Маяковского) и др.

Огромное воздействие на развитие театра этого времени оказали талантли­вые режиссеры — К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейер­хольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров и др. Продолжали выступать актеры старше­го, дореволюционного поколения — М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В. И. Качалов и др. Создавались новые театры и театральные студии, передвижные театры. На сцене появилось молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Бата­лов, Б. Н. Ливанов, Б. В. Щукин, С. М. Михоэлс и др. Появились первые в мире детские театры.

Музыка. Живую связь между дореволюционным прошлым русской музы­ки и новым, советским ее этапом осуществляла деятельность музыкантов старшего поколения: А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кас­тальского, Р. М. Глиэра, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумно­ва, Л. В. Николаева и др., критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссов- ского, Б. Ф. Астафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого.

В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые определяется понятие «государственное музыкаль­ное строительство». В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные из­дательства, фабрики музыкальных инструментов.

В просветительной работе активно участвовали многие композиторы, ис­полнители, музыканты. Среди них С. Н. Василенко, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, Ф. М. Шаляпин и др.

Кино. Получает значительное развитие киноискусство, расширяется его эмоциональное воздействие. Выпускаются первые игровые агитфильмы»: Уплотнение» (режиссер А. П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А. Е. Разум­ный) и др. В 1920 г. создана первая экранизация повести М. Горького «Мать». Широкое развитие получила кинохроника. В 1918—1919 гг. выходил перио­дический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера С. Эзенштейна создан один из лучших фильмов не­мого кино «Броненосец Потемкин». На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуждена высшая премия. Заметное место в репертуаре второй половины 20-х гг. отводилось экранизациям русской классики и произведе­ний зарубежных писателей.

2. Тоталитаризм и культура (30—начало 50-х гг.)

В конце 20-х гг. продолжается процесс углубления идеологизации культу­ры, усиления контроля за развитием духовной жизни общества, изменяется структура органов управления культурой. Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, ранее находившийся на руководящей работе в си­стеме РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилет­ними народно-хозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Проводилась це­ленаправленная работа на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей.

Культура, как никакая другая область общественной жизни, чувствитель­на к политическому климату в стране и мире. В творчестве отдельных, наибо­лее сильных, независимых ее деятелей она может прогрессировать и в годы политического неблагополучия, но в целом ее развитие, подъем культурного уровня населения будут заторможены. Сложность положения заключалась в том, что развитие командно-административной системы и победоносные рапорты сочетались с песнями И. Дунаевского, фильмами И. Пырьева о жиз­ни простых людей — все это сливалось в причудливый сплав правды и мифа. С одной стороны, радио, пресса, искусство широко вещали о новой истории человечества, о заре коммунизма, во имя которого призывали к героизму со­ветских людей, прокладывающих путь в светлое будущее. Неслучайно так ис­кренне чисты и полны оптимизма песни, фильмы, поэмы и картины про­шлых лет.

А с другой — расстрелы, заключения в тюрьмы, которые вначале проводи­лись с пропагандистским шумом как борьба с врагами революции, потом молча, тайно, и об арестах знали только те, кого это касалось. Внешне же в стране как будто ничего не происходило. Но все-таки все боялись, царил страх, вначале перед тем, как бы кто-нибудь не узнал о непролетарском про­исхождении, как бы не попасть в так называемые «классовые враги», потом — как бы вдруг не оказаться в «антисоветчиках». За эту «верность» (каждый ее понимал по-своему) боролись официальные лица: бюрократы и деятели партии всех рангов, лицемеры, стремившиеся к продвижению по службе, и простые, честные люди, одурманенные пропагандой, наивно полагая, что совершают благое дело.

«Культурная революция» понималась в те годы как составной элемент из­вестной триады — индустриализация, коллективизация, культурная револю­ция. Главная задача — коренное изменение личности. Происходило наме­ренное ограничение культурной работы на уровне расширения элементар­ных форм (ликвидация неграмотности, первоначальное школьное обучение), необходимых для создания массовых производственных кадров, и одновре­менное отторжение этой же массы от усвоения высших культурных ценностей. Партийно-номенклатурному режиму требовалась культура исполнительская, а не творческая («отец народов» боялся ее всегда). Процесс нивелировки лич­ности и ее принижения (вспомните булгаковского Шарикова!) — своеобраз­ный исторический «феномен» нашей многострадальной Родины.

Особое место в советской идеологии, навязываемой десятилетиями наро­ду, заняла «опасность извне»: образ врага и лучше всего — внешнего, неведо­мого и поэтому особенно страшного.

Политический тоталитаризм тридцатых—сороковых годов, выразившийся в целом ряде судебных «показательных» процессов — трагедии инакомыслия в стране, — тесно взаимодействовал с культурным: трагедией ученого, честно­го художника, унижением человека.

В творчестве и гражданском подвижничестве, человеческих судьбах М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой — «болевые точки» нашей истории — и социальной, и политической, и духовной. Ис­кренность и боль звучит в словах писателя В. Солоухина: «Да, я — русский патриот. Я во всеуслышанье кричу, что в России уничтожено 92% храмов, икон, старинных книг. Я с гневом кричу о том, что в одной только Москве в тридцатые годы было взорвано 427 храмов и монастырей. Я открыто скорб­лю о 60 миллионах расстрелянных и замученных... Я открыто называю взрыв всенародного памятника войны 1812 года храма Христа Спасителя (равно как и разорение могилы Багратиона на Бородинском поле) актом вандализма, поруганием Веры, Памяти народной и Красоты...»

Отрицательно на развитии культуры сказалась кампания по борьбе с кос­мополитизмом, которая развернулась в конце 40—начале 50-х гг. Ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер меж­ду СССР и другими странами. Удар был нанесен той части интеллигенции, которая стремилась показать мировые достижения более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки, литературы и искусства подвергались репрессиям, были уво­лены со своих прежних должностей и даже попали в тюрьму и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литерату­ры и искусства, что приводило к формированию посредственной, приукра­шивающей советскую действительность культуры. В 1946—1918 гг. были при­няты решения ЦК партии: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репер­туаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям под­верглись известные композиторы, писатели, поэты Д. Шостакович, С. Проко­фьев, А. Хачатурян, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антинародному направлению. Это привело к сокращению числа новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, снижению их художественного уровня.

Система образования. В области народного образования были достигнуты значительные успехи. Создана единая для всех общеобразовательная поли­техническая школа. Занятия в республиканских школах проводились на род­ном национальном языке, но при этом обязательным было изучение русского языка. Более чем сорок народов страны обрели свою письменность, что спо­собствовало развитию национальной культуры.

В 1930 г. было принято постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении все­общего обязательного начального образования для всех детей в СССР», а в 1937 г.

началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжайся рост де­сятилетних средних школ.

Проведенная в 1939 г. перепись населения выявила то, что процент грамот­ного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2% (мужчин — 90,8%, жен­щин — 72,6%). Система вузовского образования развивалась значительными темпами. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки Со­ветский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, уменьшилась численность студентов, сроки обучения ограничивались 3—3,5 года. К концу войны чис­ленность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, при­близилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики имела созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая ака­демиком В. Т. Потемкиным.

После окончания Великой Отечественной войны продолжился переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обуче­ния. Особенно много училищ было открыто в первые послевоенные годы, ког­да подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров. В послевоенные годы произошли изменения и в системе высшего образова­ния. В 1945—1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и инсти­тутов, выросло число студентов. Широкие масштабы приобрело вечернее и за­очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Возрастало количество средств, выделяемых государственным бюджетом на образование (1940 — 2,3 млрд. руб., 1946 — 3,8 млрд. руб., 1950 — 5,7 млрд. руб.). В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразо­ван в Министерство высшего образования СССР.

Несмотря на успехи в развитии системы образования, страна испытывала огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции. Трудности, с которы­ми столкнулась сфера образования, были решены за счет понижения образо­вательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов (и всем научным сотрудникам) была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, их подготовка была недостаточной. Большинство школьных учите­лей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институ­тах по укороченной программе.

Наука. Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. К концу первой пятилетки организо­ваны уральский, дальневосточный и закавказский филиалы, казахстанская и таджикская базы АН СССР. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно- исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 на­учных сотрудников.

Больших успехов добился выдающийся селекционер И. В. Мичурин, про­должал исследования физиолог И. П. Павлов. Значительную роль в развитии советской и мировой науки играли Институт генетики АН СССР и Всесоюз­ный институт растениеводства (ВИР) (руководитель — Я. И. Вавилов).

Развитие науки тормозилось репрессивной системой тоталитарного госу­дарства. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие ряда перс­пективных научных направлений (генетики и др.). Сформировался и получил распространение тип лжеученого (такого, как Т. Д. Лысенко).

Вместе с тем в 30-х гг. учеными были совершены важные достижения в науке и технике. Созданы первоклассные самолеты, на которых летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолетах АНТ-:24 (конструктора А. К. Туполева) В. П. Чкалов, Т. Ф. Байдуков и А. В. Беля­ков совершили беспосадочный перелет Москва—Портленд (США) через Се­верный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Еще более дальний пе­релет совершили М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина. Начали штурм стратосферы.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических реше­ний, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкто­ров, рабочих. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее со­юзниками было выиграно советской наукой и промышленностью. Результа­ты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, про­водились работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

В 76 институтах, эвакуированных в глубокий тыл, продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН, тысячи научных сотрудни­ков. Научные учреждения по прикладным и фундаментальным естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии — на Урале, по гумани­тарным дисциплинам — в Ташкенте и Алма-Ате. Тематика научных исследо­ваний была сосредоточена на трех ведущих направлениях: разработка воен­но-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

Ученые-геологи А. Е. Ферсман, К. И. Сатпаев, В. А. Обручев и другие разведа­ли новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был и вклад ученых-математиков — П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова и др., физиков — А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. И. Мандель­штама, химиков — Н. Д.Зелинского, И. В. Гребенщикова, А. Н. Несмеянова и др.

В области биологии и сельского хозяйства ученые находили новые расти­тельные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожай­ности продовольственных культур (так, в восточных районах было освоено возделывание сахарной свеклы). Ученые-медики — Н. Н. Бурденко, А. Н. Ба­кулев, А. И. Абрикосов и др. — вводили в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к кон­цу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, М. К. Янгель, Ю. Б. Харитон продолжили работы по развитию ракетной техники.

Во второй половине 40-х гг. значительно увеличиваются расходы на науку, происходит организация ряда научно-исследовательских институтов — Ин­ститут точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехни­ки и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и др. Продолжали расширяться специальные конструкторские бюро, находив­шиеся в системе МВД СССР.

В 40—начале 50-х гг. советская наука и техника достигли успехов в физи­ке, химии, точной механике. Но основной целью по-прежнему оставалось наращивание военной мощи. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, финансировались по остаточному принципу, подвергались жесткому конт­ролю и даже запретам. Генетика и кибернетика были объявлены науками, противоречащими законам материализма, что привело к серьезному отстава­нию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально извест­ная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Лени­на (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запреще­на в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т. Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение уро­жайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капиталь­ных вложений.

Достижения общественных наук были более скромными, игравшими в основном роль идеологического обеспечения политики партии. После по­становления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (январь 1931) и «О работе Комакадемии» (март 1931), письма И. В. Сталина «О не­которых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные науки были поставле­ны под жесткий партийный контроль.

Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению ду­ховного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений этого стало обращение к национальным традициям. В этих условиях возрастает роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается препо­давание истории в университетах и школах, создается Историко-археографический институт, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической акаде­мии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. К 1938 г. исторические факультеты уже имели 13 универ­ситетов. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Московский историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.