Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шрила Бхактивинод Тхакур. 2 страница




Однажды вечером он отдыхал на плоской крыше постоялого двора в Навадвипе. Небо затянули тучи. Стояла непроглядная тьма. Вдруг на другом берегу Ганги к северу от него он увидел огромное здание, залитое светом. Это поразило его. Наутро, поднявшись на ту же самую крышу, он увидел на этом месте лишь высокую пальму. Он выяснил, что это место называется Баллалдигхи, расположенное неподалеку от развалин крепости царя Лакшмана Сена. От местных жителей Бхактивинод Тхакур узнал, что неподалеку от Баллалдигхи находится большой пруд, выкопанный в двенадцатом веке отцом Лакшмана Сена, царем Баллалом Сеном, в честь которого это место и получило свое название. Кроме пруда там не было ничего примечательного. В следующую субботу Тхакур отправился в Баллалдигхи, где ночью его глазам снова предстало необычайное видение. Весь следующий день Тхакур ходил по окрестностям и беседовал с местными старожилами. Они уверяли его, что Шри Чайтанья Махапрабху родился именно здесь. Точное место явление Господа, по их словам, находилось на большом холме, поросшем деревцами туласи.

Чтобы убедиться в правильности своих предположений, Бхактивинод Тхакур изучил древние рукописи, а также старинные карты. На одной из карт второй половины восемнадцатого века Тхакур обнаружил название «Шри Майяпур» на том самом месте, которое позднее стали называть Баллалдигхи. Работая с картами и расспрашивая местное население, он узнал много интересного. Например, он выяснил, что город Навадвипа на западном берегу Ганги насчитывал к тому времени не более ста лет. В Навадвипе Тхакур встречал тех, кто еще помнил, как в юности они переехали в новый город из Баллалдигхи. А некоторые старожилы по привычке продолжали называть Баллалдигхи Майяпуром. Кроме того, Тхакур прочитал, что Господь Чайтанья родился на восточном берегу Ганги, а посему современная Навадвипа не может быть местом Его явления. Наконец, в «Бхакти-ратнакаре» он нашел стих, который окончательно рассеял его сомнения: «В центре Навадвипы есть место, называемое Майяпуром. Там родился Верховный Господь Гаурачандра».

Так, подобно Рупе и Санатане Госвами, которые нашли забытые места игр Кришны во Вриндаване, Бхактивинод Тхакур обнаружил забытое место явления Гауранги в Навадвипе. Некоторое время спустя это подтвердил с духовной точки зрения Шрила Джаганнатха дас Бабаджи. Это открытие положило начало дальнейшим исследованиям, в результате которых были обнаружены многие другие места, связанные с Господом Чайтаньей. Бхактивинод Тхакур описал их в книге «Шри Навадвипа-дхама-махатмья», изданной в 1890 году.

В 1891 году Бхактивинод Тхакур получил двухгодичный отпуск, который он посвятил проповеди славы Святого Имени. Вместе со своими друзьями он ездил по городам и деревням, выступал с лекциями, устраивал киртаны и вдохновлял людей принять вайшнавизм. Они организовали в Бенгалии более пятисот групп Нама-хатт, в рамках которых люди собирались вместе, воспевали святые имена и обсуждали Кришна-катху.

В 1893 году из-под пера Шрилы Бхактивинода хлынул целый поток книг. В «Таттва-вивеке» Бхактивинод Тхакур сравнивает учения Чайтаньи Махапрабху и известных западных и восточных философов. За ней последовали «Шаранагати», «Гита-мала» и «Гита-вали» – три небольших сборника песен на бенгальском, в которых простым и доступным языком объясняется философия сознания Кришны, а также откровения и возвышенные переживания души, постигшей свою истинную природу. Тхакур написал стихотворение о Господе Чайтанье под названием «Шри Годрума-чандра-бхаджанопадеша», еще два песенника: «Баула-сангита» и «Далалера-гита», а также брошюру на английском о славе святого имени Кришны, озаглавленную «Нама-бхаджана». Главным же его шедевром стал роман «Джайва Дхарма». Он затрагивает разные аспекты вайшнавской философии и отвечает на многие вопросы, которые могут возникнуть у вдумчивого читателя. Бхактивинод Тхакур также написал сборник афоризмов под названием «Таттва-сутра», которая заканчивается словами: «Беспримесная любовь к Кришне, сострадание к другим и занятие всего, что есть в материальном мире, в служении Кришне – такова суть всех религиозных принципов, согласно трансценденталистам, которые «зрят в корень»». Таким образом, всего за год он создал десять важных работ, одна из которых довольно большого объема. И это при том, что Тхакур постоянно читал лекции и проповедовал! Поистине, Шрила Бхактивинод олицетворяет трансцендентную энергию Господа Чайтаньи, ибо то, что сделал он, под силу лишь уполномоченному слуге Господа.

В 1894 году Бхактивинод Тхакур подал в отставку и переехал в сурабхи-кунджу в Годрумадвипе, чтобы полностью посвятить себя проповеди, повторению святого имени и литературному творчеству. Он пересмотрел многие из написанных ранее произведений, совершенствуя и дорабатывая их.

Удалившись от дел, Шрила Бхактивинод начал лично собирать пожертвования для строительства храма Господа Чайтаньи в Майяпуре. Преследуя свою благородную цель, он посетил многие дома. Он шел даже к тем, к кому раньше никогда бы не обратился. Его усилия не пропали даром, и вскоре было собрано достаточно средств для возведения храма в Майяпуре. При рытье котлована рабочие обнаружили Божество Адхокшаджи-Вишну. Обратившись к писаниям Гаудия-вайшнавов, Тхакур обнаружил, что этому Божеству поклонялся сам Джаганнатха Мишра, отец Чайтаньи Махапрабху. Так истинность открытого Тхакуром места рождения Господа Чайтаньи получила еще одно подтверждение, на этот раз археологическое.

21 марта 1895 года в Гаура Пурниму, день явления Чайтаньи Махапрабху, Бхактивинод Тхакур пышно отпраздновал открытие нового храма, в котором установили Божества Господа Чайтаньи и Его супруги Шримати Вишнуприйи. Тхакур пишет в своей автобиографии: «Несметные толпы людей стекались отовсюду, чтобы увидеть грандиозную церемонию установления Божеств. Повсюду разносились звуки киртана, и гости купались на волнах блаженства. Некоторых жителей Навадвипы очень раздражало то, что обнаружено подлинное местоположение старого города. Они распускали сплетни о почитателях Чайтаньи Махапрабху и осыпали их бранью. Но разве злые языки могут остановить того, кто посвятил лотосным стопам Господа Чайтаньи свою жизнь? Вопреки всем завистникам и недоброжелателям мы воздвигли храм и начали поклоняться там Господу».

С тех пор место рождения Чайтаньи Махапрабху получило официальное признание и его подлинность и важность стали очевидными для всех. Многие пандиты из Навадвипы, выслушав исчерпывающие доказательства Бхактивинода Тхакура, согласились с его точкой зрения. Стараниями Тхакура день явления Господа Чайтаньи вскоре стал самым важным праздником в календаре Гаудия-вайшнавов.

1896 год ознаменовался появлением на Западе одной из книг Бхактивинода Тхакура «Шри Гауранга-лила-смарана-стотры», которую он разослал многим известным ученым и философам. В предисловии на английском языке, озаглавленном «Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху», вкратце пересказано содержание основной части книги, которая написана на санскрите. Много лет спустя эту книгу Тхакура один из учеников Шрилы Прабхупады обнаружил в библиотеке университета Макилла в Монреале. В том же 1896 году на свет появился Шрила Прабхупада, который отметил это совпадение в посвящении к книге «Учение Шри Чайтаньи». По воле провидения два упомянутых события произошли в один год, и Шрила Прабхупада не игнорирует этот факт, а наоборот, придает ему особое духовное значение.

В лекции, прочитанной в 1969 году в день явления Господа Чайтаньи, Шрила Прабхупада сказал: «Движение санкиртаны Чайтаньи Махапрабху по желанию Бхактивинода пришло на Запад в 1896 году. Не знаю, было ли это Его волей или просто совпадением, но в том же году появился на свет я. По воле Кришны я встретил Сарасвати Тхакура, представлявшего тогда нашу цепь ученической преемственности. Он попросил меня проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху в западных странах. Духовная преемственность не имеет ничего общего с родственными узами. Мы с Гуру Махараджем родились в разных семьях. Бхактивинод был мировым судьей, государственным служащим. Но, по воле Господа Чайтаньи, мы оказались в одной цепи ученической преемственности. Учение Господа Чайтаньи, которое Бхактивинод Тхакур проповедовал в 1896 году, должно распространиться в западных странах. Мы видим, что сейчас, называйте это случайностью или совпадением, так и происходит. Можно не сомневаться, что успех, увенчавший мои скромные усилия – это милость Бхактивинода Тхакура».

Бхактивинод Тхакур публикует «Чайтанья-чаритамриту» с комментарием, которым впоследствии пользовался Шрила Прабхупада. В 1900 году выходит «Шри Харинама Чинтамани», содержащая собранные из разных писаний наставления Харидаса Тхакура о святом имени и других существенных аспектах духовной жизни. В 1901 году Бхактивинод Тхакур издал «Шримад-Бхагаватам-маричи-малу». В двадцати главах этой книги Тхакур расположил самые важные стихи «Шримад Бхагаватам» так, чтобы проиллюстрировать их принадлежность к одной из трех философских категорий: самбандхе, абхидхейе и прайоджане. Поскольку «Бхагаватам» сияет, словно солнце, каждую его главу уподобляют солнечному лучу (арка-маричи). В 1902 году Шрила Бхактивинод написал дополнение к «Харинама Чинтамани» под названием «Бхаджана-рахасья». Эта работа состоит из восьми глав, основанных на восьми стихах «Шикшаштаки» Господа Чайтаньи и перекликающихся с различными аспектами игр Кришны в духовном мире, а также различными ступенями преданного служения (от ништхи до премы).

Последняя из известных работ Бхактивинода Тхакура «Шри Сва-нияма-дашака» была написана им в 1907 году. В ней Тхакур проливает свет на то, как надлежит готовиться к возращению в духовное царство, и выражает свою приверженность пути, указанному Рупой Госвами:

1. Что бы ни произошло, я буду жизнь за жизнью хранить преданность:

1) своему духовному учителю; 2) Господу Шри Гауранге; 3) Его наставлениям о чистом преданном служении; 4) местам паломничества, излучающим святость благодаря тому, что Господь совершал там Свои удивительные деяния; 5) своей дикша-мантре; 6) святому имени Господа Хари; 7) возлюбленным слугам Господа; 8) праздникам, связанным с Господом Хари; 9) последователям Шрилы Рупы Госвами; 10) священным писаниям, пропетым Шрилой Шукадевой Госвами

2. Во Вриндаване, прославленной обители мадхурья-расы, Шри Кришна, средоточие всех духовных взаимоотношений, дарит трансцендентное блаженство Шри Радхике – высшему проявлению Его божественных энергий и олицетворению непревзойденной сладости любви в разлуке. Тот же Господь Кришна, став сыном Шачи, явился в Бенгалии и проповедовал преданное служение. Так пусть жизнь за жизнью у меня не будет другого повелителя, кроме Шачинанданы.

3. Да будет мне чуждо самоотречение, которое не способно пробудить любовь и преданность Господу. Да не возникнет у меня интереса к знанию, отрицающему индивидуальность души и Бога, и желания освоить восемь ступеней йоги. Обрести истинное счастье можно, только неустанно поклоняясь Господу Хари. Поэтому я молю лишь о возможности совершать всеохватывающее сокровенное служение Шри Шри Радхе-Кришне.

4. В священной обители Господа Чайтаньи под сенью древа желаний я построю себе скромную хижину и буду преданно служить там Господу, следуя примеру обитателей Враджа. Мне не нужны ни великолепно убранные царские хоромы, ни любое другое жилище, даже если оно достойно самых просвещенных мужей.

5. Мне не интересно деление общества на касты, и я не отношу себя ни к какому укладу жизни. Меня не влечет к себе ни греховная, ни праведная жизнь в этом мире. Мне безразлично, чем заниматься для поддержания души в теле, лишь бы это способствовало моему чистому преданному служению.

6. Я даю строгий обет хранить преданность лотосным стопам Господа Хари. Тем самым я обещаю развивать в себе глубокое смирение и прямодушие, стойко переносить любые невзгоды и относиться к другим с уважением и состраданием. Так пусть же эти духовные добродетели, превозносимые теми, кто укрылся под сенью лотосных стоп Господа, и воспетые в книгах, повествующих о незабываемых деяниях и удивительных качествах Чайтаньи Махапрабху, станут главной целью моей жизни.

7. Я не стремлюсь ни к вознесению на Вайкунтху, ни к мирской деятельности ради чувственного удовлетворения. Никогда, даже на мгновение, я не пожелаю раствориться в бытии Всевышнего. Даже игры Господа Хари, способные очистить обусловленные души, не приносят мне никакого удовольствия, если в них не участвует Шри Радхика, и нет блаженства, ощутимого во Врадже.

8. Я готов отречься от жены, дочерей, сыновей, матери и всех своих друзей, если им не свойственна искренняя привязанность к Господу, Его преданным слугам и преданному служению Ему. Есть пищу, приготовленную непреданными, материалистичными родственниками, привыкшими услаждать свои чувства, само по себе – страшный грех. Не разорвав отношения с такими людьми, нельзя достичь совершенства в хари-бхаджане.

9. Некоторые навсегда отказываются от дурного общения с теми, кто ослеплен мирской логикой, кто привязан к скоротечным удовольствиям, доставляемым физическим телом, кто отвернулся от Господа Кришны и стремится к слиянию со Всевышним, но при этом, обуянные гордыней, поклоняются одному Говинде без Шримати Радхарани. Я клянусь, что никогда, даже на мгновение, не приближусь к таким людям.

10. До конца своих дней я буду есть только ту пищу и носить только те одежды, что подносились Божеству, а также пользоваться лишь той утварью, которая использовалась для служения Господу. Таким образом, я никогда не соприкоснусь с материальными вещами. Живя в месте, которое дорого Шри Радхе, и с блаженством поклоняясь Божественной Чете, я в положенный срок покину тело подле прекрасных, как лепестки лотоса, стоп тех преданных, которые сами служат лотосным стопам Божественной Четы.

11. Каждый день я буду собирать благоуханную воду, омывшую стопы того, кто постиг глубинный смысл наставлений сына Шачи и непрестанно поклоняется в лесу Враджа самому достойному объекту поклонения: Кришне и Шримати Радхарани, вкушающей сладость взаимоотношений с Ним. Обуздав свой ум, я окроплю голову водой со стоп такого человека и, испив ее в великом блаженстве, паду перед ним ниц.

12. Мое естественное предназначение – быть слугой Господа Хари, и я останусь им вовеки. Очарованный маха-майей, я тону в океане невзгод, но я поднимусь над этим полным страданий миром, с решимостью и постоянством соблюдая данные мной обеты. Так пусть моей путеводной звездой будет милость вайшнавов, ибо лишь она приносит избавление от чар иллюзии.

13. Эта «Шри Сва-нияма-двадашака» описывает настроение, в котором ее автор совершает бхаджан. Любой, кто с непоколебимой верой читает эту поэму, сосредоточившись на прекрасных образах Божественной Четы, будет жить во Вриндаване и под руководством гуру-манджари будет совершать всевозможное служение Шри Шри Радхе-Кришне.

Бхактивинод Тхакур был человеком удивительных качеств. Он не терпел распущенности и никогда не переступал порог дома, где царит безнравственность. Шрила Бхактивинод отличался необычайным радушием и легко находил общий язык с любым человеком, какое бы положение в обществе тот ни занимал. Он никогда не таил на других зла, и многие из его завистников и недоброжелателей рано или поздно просили у него прощения, и он всегда их прощал. Являясь приверженцем идеи вселенского братства, Тхакур был очень дружелюбен и желал другим только добра. Встреча с ним приносила людям неизмеримое благо. Бхактивинод Тхакур никогда не говорил ничего такого, что могло бы задеть чьи-либо чувства. Они никого не критиковал, если не был уверен, что имеет на это право и тем самым принесет пользу. При этом любой, кому доводилось выслушать его отповедь, в итоге был благодарен ему. Хотя Тхакура знали и уважали в Бенгалии, Бихаре и Ориссе, он никогда не гордился своим положением. Глубокие познания в философии позволяли ему на равных общаться с самыми просвещенными мужами, а его преданность Богу внушала уважение как благовоспитанным людям, так и отпетым негодяям. Организаторские способности Тхакура отметил даже царь Типерры, а сын царя, всегда высоко ценивший мнение Тхакура, считал его своим личным другом и даже возвел в чин почетного советника. Правительство Бенгалии не раз хотело присвоить Шриле Бхактивиноду почетный титул, однако Тхакур всякий раз отвечал отказом, боясь, что это помешает ему исполнить свою священную миссию.

В 1908 году Бхактивинод Тхакур отрекся от мира, получив посвящение у Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи. Было это так: однажды Тхакур, провожая Гауракишору даса Бабаджи до переправы через Гангу, попросил у него посвящение в бабаджи. Шрила Гауракишора считал себя падшим и, кроме того, относился к Тхакуру как к своему духовному наставнику. Поэтому он ответил ему отказом. Через некоторое время Бабаджи догадался, что Бхактивинод Тхакур не отказался от своего намерения и собирается приехать к нему в Навадвипу. Чтобы избежать встречи с Тхакуром, Бабаджи, который тогда был уже в весьма преклонном возрасте, пришел к проститутке, жившей недалеко от рынка, и укрылся на веранде ее дома. Бабаджи знал, что Тхакур будет искать его повсюду, даже на берегу Ганги, но никогда не зайдет в дом проститутки.

Тем временем, Шрила Бхактивинод, нигде не обнаружив Бабаджи Махараджа, вернулся в Годрумадвипу. А Бабаджи, выйдя из своего укрытия, принялся оглушительно смеяться. Когда его спросили о причинах такого необычного веселья, он ответил: «Сегодня я перехитрил Кеданранатха Датту, спрятавшись в доме продажной женщины. Кедаранатха Датта не нашел меня и вернулся с пустыми руками». Несколько дней спустя, Гауракишора все же согласился дать ему инициацию в бабаджи. Приняв отречение, Бхактивинод Тхакур продолжал повторять святое имя и заниматься литературным творчеством, иногда живя в Годрумадвипе, а иногда в Калькутте.

Отрекшись от мира, Бхактивинод Тхакур принял несколько учеников. Чувствуя настоятельную необходимость полностью сосредоточиться на духовном бытии, Тхакур в 1910 году уединился в своем бхаджан-кутире в Калькутте, где ничто не мешало его божественному служению Радхе и Кришне. Разбитый параличом в глазах обыкновенных людей, он окончательно погрузился в самадхи. 23 июня 1914 года, в день ухода Гададхары Пандита, ровно в полдень Бхактивинод Тхакур вошел в вечные игры Господа, недоступные взору обусловленных душ этого мира.

Бхактивинод Тхакур считал, что учение Господа Чайтаньи благодаря своей глубокой философской основе способно объединить все противоборствующие философии и религии, ибо вселенская религия всех душ – это преданное служение Верховному Господу. Тхакур особенно хотел, чтобы учение Чайтаньи Махапрабху распространилось по всему миру. В одной из своих статей в журнале «Саджджана-тошани» он писал: «Шриман Махапрабху низошел со Своим окружением не для того, чтобы спасти горстку людей в Индии. Проповедуя вечную дхарму, Он намеревался освободить из оков материи все живые существа во вселенной. Господь Чайтанья Сам говорит об этом в «Чайтанья-бхагавате»: «Мое имя будет звучать в городах и деревнях всех стран мира». Все существующие религии, достигнув наивысшей ступени своего развития, неминуемо станут единой дхармой совместного пения святого имени. Да будет благословен тот день, когда удачливые англичане, французы, русские, немцы и американцы, взяв в руки флаги, литавры, мриданги и караталы, поднимут в своих городах волну харинама-киртана! Когда же придет этот день? Когда с возгласами «Слава, слава Шачинандане!» светлокожие вайшнавы обнимутся со своими бенгальскими братьями и скажут им: «Примите нас, дорогие братья, ибо мы нашли прибежище в бескрайнем океане любви к Господу Чайтанье!» Скоро ли настанет этот день? День, когда святая, непогрешимая любовь к Богу, которую испытывают вайшнавы, станет единственной религией всех душ, а все малые религии, подобно рекам, впадут в безбрежный, всеохватывающий океан вайшнавизма. Когда же настанет этот день?» Бхактивинод Тхакур даже предсказал, что скоро появится проповедник, который объедет весь мир, распространяя послание Господа Чайтаньи.

Хотя именно Шрила Прабхупада распространил сознание Кришны по всему земному шару, сам он всегда считал это заслугой своего духовного учителя, как явствует из комментария к Третьей Песни «Шримад Бхагаватам» (22.19): «Около ста лет назад Бхактивинод Тхакур, подобно Кардаме Муни, мечтал о сыне, который станет повсюду проповедовать философию и учение Господа Чайтаньи. Вняв его молитвам, Господь послал ему сына – Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджа, который, действуя через своих истинных учеников, проповедует философию Господа Чайтаньи по всему миру». Таким образом, Международное общество сознания Кришны своим возникновением обязано Шриле Бхактивиноде Тхакуру.

Задание 10. Перечислите не менее семи пунктов вклада, который внес Шрила Бхактивинод Тхакур в миссию Господа Чайтаньи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.