Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывное обучение




Как происходит обучение.

Основным принципом учителя в сознании Кришны является обучение собственным примером. Дети учатся, даже когда формально никто не пытается их учить. Любым обучающимся, не только маленьким детям, нужно лишь увидеть поведение, продемонстрированное их учителем, для того, чтобы разгорелась их естественная тенденция подражать старшим. Поэтому в ведической системе учитель называется ачарьей. В этом слове содержится корень ачар, ибо правильное поведение – это главный принцип для учителя, в особенности следующего по стопам Господа Чайтаньи.

Если обучение примером, или моделирование, использовать намеренно, оно может стать мощным обучающим инструментом. Многим вещам можно лучше научиться через наблюдение и подражание, чем через устные объяснения и наблюдения.

 

Мы все учились своему родному языку и большинству своих привычек, ценностей и норм поведений в обществе без какого-либо систематического обучения. В действительности, примеры, которые мы видели, повлияли на нас гораздо сильнее, чем полученные устные наставления.

Учитывая это, мы можем считать, что любое поведение, которое проявляет родитель, представляет собой обучение. Обучение происходит не только, когда вы намеренно даете наставления детям. Обучение своим примером происходит постоянно. Это предъявляет к родителям огромные требования, чтобы они жили в строгом соответствии со своими идеалами.

Если дети видят расхождение между тем, что требуется и тем, что действительно позволяется, они будут делать то, что позволяется. Например, если говорить ребенку, что после игры необходимо все убирать на место, в течение первых нескольких дней он будет слушаться. Если же постепенно проясняется, что даже если и не убираться, родители все равно не будут обращать внимание, то он увидит, что старшие в действительности говорят одно, а думают другое. Это будет стимулировать непослушание. Он тоже будет говорить одно, а думать и делать – другое.

Это снова указывает на то, что родители должны осознавать, что дети смогут научиться чему-либо, лишь видя перед собой соответствующий пример. Видя пример какого-либо поведения, ребенок может откликнуться на него двояко: либо подражанием, либо сделав какие-либо выводы.

В случае подражания, ребенок наблюдает поведение своей «ролевой модели» и затем пытается воспроизвести его самостоятельно. Как, например, мы читаем какой-нибудь стих, и затем просим ребенка повторить его.

К несчастью, также происходит незапланированное и иногда нежелательное подражание. Дети очень легко подхватывают отдельные выражения, речевые обороты и жесты, пусть даже неосознанно используемые окружающими. Если, даже погуляв полчаса на улице с детьми непреданных, они нахватываются самых ужасных привычек и слов, то можно представить себе, каково влияние оказывают на детей родители, которые проводят с ними большую часть времени. Шрила Прабхупада постоянно видел, как его отец каждый день приходил на мангала-арати в храм Радхи-Говинды, и каждый день проводил пуджу домашним Божествам. Просто подражая своему отцу, он усвоил это как «привычку» и пронес через всю жизнь.

Кроме подражания, наблюдения приводят к тому, что ребенок делает определенные выводы относительно убеждений, ценностей, вкусов и личных качеств окружающих. Например, если ребенок совершит какую-либо ошибку, то на это можно отреагировать по-разному. Можно уважительно указать на совершенную ошибку и предложить ее исправить, при необходимости оказав небольшую помощь. Можно отругать, а можно сделать все самому, даже не дав ребенку попытаться решить проблему самостоятельно. В первом случае ребенок сделает вывод: «Этот взрослый – мой друг и при необходимости готов помочь. Даже если я ошибусь, он или даст мне шанс исправиться, или поможет». Во втором случае вывод будет такой: «Этот взрослый меня не любит, поэтому, что бы я ни делал, я должен постараться скрыть это от него – на всякий случай». В третьем случае ребенок подумает: «Можно вообще ничего не делать – взрослые и сами сделают все за меня».

Таким образом, обучение на примере других оказывает очень сильный эффект, поэтому, воспитывая ребенка, родители должны постоянно отдавать себе отчет, в каком окружении находятся дети, и как они сами себя ведут. Поскольку искусственно в себе все 26 качеств преданного не «уконтролируешь», нужно задаться целью не просто вести себя как преданный, но и в действительности быть им. Что это означает? Киртания сада харих – 24 часа в сутки помнить Святое имя. Мы еще можем не находиться на этом уровне, но если мы поставим это целью и будем постоянно стремиться к ней, то обязательно добьемся успеха – и в личной духовной жизни, и в обучении подрастающего поколения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.