Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шри Чайтанья Махапрабху. 3 страница




Гопинатха Ачарья (зять Сарвабхаумы Бхаттачарьи) был полностью убежден в божественности Махапрабху и пытался убедить Бхаттачарью в том, что Чайтанья – воплощение Верховной Личности Бога, о явлении которого было предсказано. Признавая, что Чайтанья, должно быть, действительно могущественный преданный, Бхаттачарья в то же время не мог поверить, что Он был воплощением Бога. Однако спор между ними велся не на сентиментальной основе; каждый приводил цитаты из ведических писаний в подтверждение своей точки зрения. Существует множество самозванцев, пекущихся лишь о своих собственных интересах, которые провозглашают себя Богом или которых провозглашают Богом их последователи, обуянные сентиментальным пылом. Но никакой человек не может стать Богом с помощью всенародного голосования или разглагольствований ученых. Настоящие воплощения Бога описаны в ведической литературе, и именно на них ссылались Сарвабхаума и его зять во время своей дискуссии.

Хотя Бхаттачарью так и не удалось убедить в божественности Махапрабху, тем не менее, он почувствовал огромную родительскую нежность к Господу, который был настолько юн, что годился ему во внуки. Из-за этой нежности ему очень хотелось процитировать и объяснить «Веданта-сутру», потому что ее тексты резюмируют философию Вед и помогли бы новоиспеченному саньяси на его пути к совершенству. Господь Чайтанья согласился его послушать и слушал, в силу своей любви, семь дней подряд.

Господь слушал внимательно и не проронил ни слова. Но на восьмой день Бхаттачарья воскликнул: «Кришна Чайтанья! Ты понимаешь то, о чем я говорю? Я наставляю Тебя вот уже неделю, но Ты не задаешь никаких вопросов и ничего не говоришь по поводу моих толкований». В ответ на беспокойство Бхаттачарьи Господь Чайтанья ответил: «Да, Я очень глуп. Но поскольку ты попросил Меня, Я слушаю тебя из чувства долга, хотя и не могу понять то, о чем ты говоришь». Когда Бхаттачарья спросил Господа, почему Он не может понять, Господь ответил: «На самом деле, я совершенно ясно могу понять «Веданта­-сутру». Меня сбивают с толку твои объяснения».

Сарвабхаума Бхаттачарья объяснял сутры согласно имперсоналистической школе Шанкарачарьи, то есть с помощью логики, грамматической игры слов и умственных рассуждений. Господь Чайтанья сказал, что Он не принимает такой метод. С другой стороны, Бхаттачарья скептически отнесся к тому, что «Веданта-сутру» можно объяснить, не основываясь на таких толкованиях и литературных приемах, и поэтому он настаивал на том, чтобы услышать объяснения сутр из уст Господа. Господь Чайтанья ответил, что для того, чтобы понять философию Веданты, не нужно никаких толкований. «Веданта-сутра» такая же ясная и блестящая, как и солнце, – ответил Он, – но если кто-то пытается истолковать ее с помощью собственных измышлений и представить нам свой собственный смысл, он закрывает это солнце облаком своих фантазий». Затем Господь сказал, что поскольку сутры совершенны сами по себе, то нет нужды выяснять их смысл. Говоря так, Господь отстаивал стандартный метод изучения ведической литературы. Будучи данными Богом, эти тексты уже совершенны. Даже сегодня в Индии за ними последнее слово в любой философской или практической дискуссии.

Например, в Ведах говорится, что если кто-то прикоснулся к испражнению животного, то он осквернился и должен принять омовение. В другом месте в ведической литературе сказано, что коровий навоз очищает. Это выглядит противоречиво, но последователи Вед принимают оба эти утверждения как неоспоримые факты. Между прочим, кажущееся противоречие было разрешено при помощи современной науки: было открыто, что коровий навоз обладает антисептическими свойствами. Фактически, в современной Индии коровий навоз применяется как в качестве дезинфицирующего средства, так и в качестве припарок. Поэтому Господь Чайтанья учил, что мудрость Вед нужно принимать такой, какая она есть. Вместо того чтобы читать туманный эзотерический или абстрактный смысл каждого текста, следует принять его непосредственное значение таким, каким оно передавалось по ученической цепи от учителя к ученику, на протяжении бесчисленных тысячелетий. Затем Господь Чайтанья ясно объяснил непосредственный смысл сутр, приводя обширные цитаты из ведической литературы. На основе этих текстов Он убедительно доказал, что Кришну, Верховную Личность Бога, следует считать Высшей Истиной. Вместо того чтобы направлять человека к безличному Абсолюту, как полагал Бхаттачарья, ведическая литература, в конечном счете, направляет его к личному Абсолюту, причине всех причин. Господь Чайтанья доказал это совершенно ясно и очевидно.

Ошеломленный простым и в то же время глубоким объяснением Господа Чайтаньи, Бхаттачарья проникся благоговейным страхом и не мог вымолвить ни слова. Чтобы подбодрить его, Господь Чайтанья сказал: «Мой дорогой Бхаттачарья, ничего удивительного в Моем объяснении нет. Поверь Мне, пожалуйста, что преданное служение Личности Бога – это высшая цель человеческой жизни». Затем, чтобы доказать свое утверждение о том, что высший путь духовной жизни – это поклонение Верховной Личности, Он процитировал знаменитый стих из «Шримад Бхагаватам», который часто называют стихом «атмарама»: «Все души, действительно достигшие самоосознания, хотят заниматься беспримесным преданным служением Верховному Богу, несмотря на то, что они свободны от материального рабства. Это означает, что Господь обладает трансцендентными качествами и поэтому может привлечь каждого, включая обусловленные души». (Ш.Б.1.7.10)

Сарвабхаума Бхаттачарья жаждал услышать от Господа объяснение стиха «атмарама», но Господь сказал: «Сначала объясни ты, а Я потом». Бхаттачарья объяснил стих девятью различными способами, используя свой метод логики и грамматики. Господь Чайтанья поблагодарил его за то, что тот столь ученым образом представил настоящий стих, и затем объяснил его шестьюдесятью четырьмя различными другими способами, ни разу не затронув первые девять объяснений, данные Бхаттачарьей. Толкования стиха «атмарама», данные Господом, были выше всего, что когда-либо доводилось слышать Бхаттачарье.

Ошеломленный, Бхаттачарья понял, что ни одно земное создание не в состоянии произнести такие толкования. И хотя раньше он спорил со своим зятем относительно божественности Господа Чайтаньи, теперь он не мог уйти от неизбежного вывода, что Господь действительно был воплощением Бога. Бхаттачарья соглашался с тем, что на это указывают все доказательства из писаний, но теперь все его отговорки были смяты практическим доказательством – невероятным интеллектом Господа. Чувствуя, что он нанес оскорбление Господу, не признав Его сразу, Бхаттачарья бросился к стопам Господа, полностью предавшись Ему. Махапрабху, испытывая глубокое удовлетворение от того, что такой выдающийся ученый смиренно Ему предался, явил свою тождественность Верховной Личности Бога. Сначала Он показал свою четырехрукую форму Вишну, изобилующую роскошью правителя духовного мира. Затем Он явил очень сокровенную шестирукую форму, показав две руки Кришны, играющего на своей флейте, две руки Рамачандры с луком и стрелой, и две собственные руки, несущие посох отречения и сосуд для воды. И, наконец, Он наградил Бхаттачарью видением своей изначальной двурукой формы Кришны.

Став очевидцем божественности Господа, Сарвабхаума Бхаттачарья экспромтом сложил в хвалу Его сто стихов. Наиболее важными из них считаются два, потому что в них раскрыта сущность миссии Господа Чайтаньи в этом мире:

1. Позвольте мне предаться Личности Бога, который явился сейчас как Господь Чайтанья Махапрабху. Это океан милости, снизошедший для того, чтобы дать нам знания, научить нас беспристрастно относиться к материальным вещам и преданно служить Ему.

2. Поскольку в силу забвения времени чистое преданное служение Личности Бога было утеряно, Господь явился, чтобы восстановить принципы, и поэтому я с глубоким почтением склоняюсь к Его лотосным стопам.

Махапрабху настолько высоко оценил эти стихи, что обнял Бхаттачарью, который тут же переполнился еще большим экстазом. Таким образом, Сарвабхаума Бхаттачарья, всеми признанный выдающийся логик и философ того времени, стал великим преданным Господа. Это стало большой победой в деле распространения движения санкиртаны Господа Чайтаньи.

Несколько месяцев Господь провел в Пури, начав там Свое движение санкиртаны. Сотни и тысячи людей собирались ежедневно, чтобы принять участие в танце и пении святых имен. Затем Господь поручил Свою миссию в Пури Господу Нитьянанде и другим спутникам, а Сам отправился распространять славу святого имени в Южную Индию.

«Господь Чайтанья шел по дороге, воспевая святое имя Господа. Охваченный духовными переживаниями, Он был похож на обезумевшего льва. Господь пел:

Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Хе!
Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Хе!
Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Ракша мам!
Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Пахи мам!

«О Господь Кришна, пожалуйста, защити и сохрани меня!»

Рама Рагхава! Рама Рагхава! Рама Рагхава! Ракша мам!
Кришна Кешава! Кришна Кешава! Кришна Кешава! Пахи мам!

«О Господь Рама, потомок царя Рагху, пожалуйста, защити меня! О Кришна! Кешава! Победитель демона Кеши, сохрани меня!».

Распевая эти слова, Господь Чайтанья шел по дороге, и каждого встречного Он просил: «Пойте святое имя Хари!». Люди, слыша, как Господь поет: «Хари! Хари!», тоже начинали петь, и затем, не в силах расстаться, следовали за Ним. По дороги встречались новые люди, и с ними происходило то же самое. Скоро за Господом Чайтаньей уже шла большая толпа. Тогда Он останавливался, подходил к каждому, горячо обнимал, а затем просил возвращаться домой и наделял их духовной силой, чтобы они могли проповедовать воспевание святого имени. Счастливые, люди возвращались в родные деревни и с того дня непрерывно воспевали святые имена Кришны, плача, смеясь и танцуя от радости. Эти уполномоченные души просили всех, кого видели, воспевать святое имя Кришны. Так их односельчане тоже становились преданными Верховной Личности Бога. Просто увидев эти уполномоченные души, люди из соседних деревень также становились подобными им, и когда, в свою очередь, они возвращались домой, они также обращали всех в преданных. Люди становились преданными, просто увидев их.

Миссия санкиртаны ширилась от деревни к деревне, и все жители Южной Индии стали преданными. Все те сотни людей, которых Господь встречал по дороге и в экстазе заключал в Свои объятия, все жители деревень, в которых Господь просил подаяние, по Его милости становились первоклассными преданными. Впоследствии они сами стали духовными учителями и освободили весь мир. Господь Чайтанья не проявлял Свое духовное могущество в Навадвипе, но Он сделал это в Южной Индии, и так освободил все ее население. То, как Господь Чайтанья уполномочивает других, может понять лишь настоящий преданный, получивший для этого Его особую милость».

В одной из деревень Ему встретился брахман по имени Курма. Привлеченный Господом, он попросил Его разрешения оставить семейную жизнь и отправиться путешествовать вместе с Ним. Господь строго ответил: «Нет, оставайся дома, но постоянно воспевай святое имя Кришны. Говори каждому, кого ни встретишь, следовать «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам», и постарайся освободить всех в своей округе. Если ты будешь следовать этим наставлениям, то семейная жизнь не будет помехой для духовной практики, и мы всегда будем вместе». Таково было наставление Господа всем преданным-домохозяевам, присоединившимся к Его движению санкиртаны.

В той же деревне произошла еще одна замечательная история. Неподалеку жил брахман по имени Васудева Випра. Он был великой душой, но страдал от тяжелой формы проказы. Его тело было покрыто язвами, и в них даже завелись черви. Васудева Випра был столь сострадателен, что когда один из этих червей падал на землю, он заботливо поднимал его и клал обратно. Васудева очень хотел увидеться с Господом Чайтаньей, но опоздал. Когда он пришел к дому Курмы и обнаружил, что Господь уже ушел, он упал на землю без чувств. Хотя Господь Чайтанья был далеко, Он понял огорчение Своего преданного, вернулся обратно и крепко обнял Васудеву. Это божественное прикосновение положило конец и страданиям Васудевы, и его болезни. Его тело стало здоровым и прекрасным. Васудева Випра прославил Господа, но затем выразил беспокойство, что теперь, став здоровым и красивым, он может возгордиться. В ответ Господь посоветовал ему постоянно повторять Харе Кришна мантру – это будет надежной защитой от гордости. Пролив таким образом бесконечную милость на Васудеву, единственное, чего Господь попросил взамен, – это проповедовать сознание Кришны и таким образом освобождать другие живые существа. «В результате этого, – сказал Он, – Кришна очень скоро примет его как Своего дорогого преданного». В комментарии к этому эпизоду из «Чайтанья Чаритамриты» Шрила Прабхупада сравнивает всех нас с брахманом Васудевой и говорит, что наставление постоянно повторять святые имена и проповедовать их – это совет всем нам, следуя которому, мы сможем стать дорогими Кришне.

Двигаясь дальше на юг, Господь Чайтанья подошел к реке Годавари. Он расположился на берегу, и вскоре там появился губернатор провинции Мадраса, Рамананда Рай, святой, которого попросил разыскать Сарвабхаума Бхаттачарья. Его сопровождало множество брахманов, музыкантов и слуг, тем не менее, он безо всякой гордости подошел к прекрасному сияющему саньяси и представился: «Я - недостойный Рамананда Рай, и, хоть я и занимаю высокий пост, я просто низкорожденный». Услышав, эти слова, исполненные смирения, Махапрабху обнял его, и они погрузились в нектар воспевания святых имен Кришны.

Рамананда Рай был необычной личностью. Его считают воплощением одной из ближайших подруг Шримати Радхарани, Вишакхи, и, кроме того, говорится, что в нем воплотился Арджуна. Сам Махапрабху считал наставления, полученные Им от Рамананды Рая, высочайшим духовным знанием. Говорят, что если посвящение в святое имя Господь получил от Ишвары Пури, посвящение в саньясу – от Кешавы Бхарати, то посвящение в рага-марг, спонтанное преданное служение Радхе и Кришне, Он принял от Рамананды Рая. Конечно, на самом деле никто из этих троих ни в коем случае не считал себя гуру Господа Чайтаньи, но Господь явил эти игры, чтобы показать пример всему миру.

Господь Чайтанья и Рамананда Рай ненадолго расстались, а вечером встретились вновь, чтобы обсудить философию сознания Кришны, и Господь сразу же попросил его процитировать несколько стихов из писаний, в которых говорится о конечной цели жизни. Рамананда Рай начал выдвигать разные предположения, предлагая в качестве совершенства жизни сначала варнашрама-дхарму, затем карма-йогу, потом отречение, затем гьяна-йогу. Господь Чайтанья отвергал все это как поверхностное и не затрагивающее суть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.