Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шри Шриваса Тхакура




Есть одна интересная история о том, как Господь спросил Шривасу Тхакура, помнит ли он, как спасся, и как в это время в него влилась шакти Нарады. Шриваса сказал, что помнит, и приступил к следующему рассказу.

«До того, как в моей жизни появился Господь, – сказал Шриваса, – то есть с самого детства и до шестнадцати лет, я был диким и безжалостным, я оскорблял гуру и брахманов, сердце мое никогда не знало покоя и было твердым, как камень. Я был горд, самодоволен, и никогда, даже во сне, не слушал о Господе и не воспевал Его славу. Затем, может быть, благодаря неизвестному благочестивому поступку, который я когда-то совершил, во сне мне явился какой-то добрый человек и сказал: «О, неугомонный! О ты, кто лишь зовется брахманом! Кто может дать тебе добрый совет? Ты никого не станешь слушать! И все-таки я скажу тебе прямо: тебе осталось жить всего лишь год, а затем тебя ожидает безвременная кончина. Не разбрасывайся на бесполезные вещи тем небольшим отрезком времени, который тебе остался».

Проснувшись на рассвете следующего дня, Шриваса вспомнил добрый совет, полученный во сне и, поняв, что жить ему осталось недолго, очень опечалился. «И тогда я решил, – сказал Шриваса, – что я перестану заниматься какой бы то ни было греховной деятельностью. Я дал слово, что попытаюсь понять высшую цель человеческой жизни, и вскоре после этого нашел в «Нарада Пуране» такой стих: «В этот век ссор и лицемерия единственное средство получить освобождение – воспевание святого имени Господа. Нет иного пути! Нет иного пути! Нет иного пути!»

«Я воспринял это как непосредственное послание Господа Кришны, – продолжал Шриваса, – и тут же, оставив всяческий материализм и позабыв обо всем, я принял исключительное прибежище у имени Господа Хари. Это дало мне чувство невероятного умиротворения, и я ждал момента смерти, до которого оставалось уже меньше года. Именно тогда пришел я в дом Девананды Пандита, знаменитого учителя «Шримад-Бхагаватам», в надежде услышать его комментарии к различным текстам».

«Время смерти, о котором мне было предсказано, – рассказывал Шриваса, – настало в тот момент, когда я слушал историю о Прахладе Махарадже. В какой-то момент я потерял сознание и упал с балкона Девананды во двор, но вдруг кто-то вытащил меня из пасти смерти. Я понял, что все еще жив, и меня переполнило чувство несказанной благодарности. Я с трудом поднялся, мои близкие друзья проводили меня домой. И в этот миг я понял, что это Ты, о Господь, привел меня в чувство. Ты спас меня и влил в меня в тот момент шакти Нарады!» Господь подтвердил, что всё это правда, и с Ним согласился также Адвайта Ачарья, который при этом добавил: «Шриваса просто великолепен! Он – обитель (васа) славы (шри), потому он и зовется Шривасой Тхакурой».

Шли годы. Шриваса и три его брата: Шри Рама, Шрипати и Шринидхи помогали Махапрабху в играх санкиртаны, пожертвовав Ему свое скромное жилище. Впечатленные тем, насколько изменилось сердце Шривасы, его братья тоже приняли прибежище у святого Имени. Так они поклонялись Господу, и каждый день по три раза совершали омовение в Ганге. Шриваса и его братья выросли в округе Шри Хатта. Воспитывал их отец, Джаладхара Пандит. Позже они переехали вниз по Ганге и слава о них, как о великих преданных Господа, разнеслась по всей Навадвипе. В Западной Бенгалии они регулярно посещали собрания преданных в доме Адвайты Ачарьи, где читался «Шримад Бхагаватам» и проводились совместные воспевания святых имен Кришны. Братья тесно сдружились с Джаганнатхой Мишрой, вместе с которым они читали и слушали «Бхагаватам», но не знали, что у жены этого благочестивого брахмана скоро родится Махапрабху. И лишь Шриваса, который, естественно, был среди братьев лидером, знал, что должно произойти, потому что смог, благодаря своей преданности, понять, что скоро в доме Джаганнатхи Мишры появится Шри Кришна.

Жену Шривасы Пандита звали Малини Деви. Она была очень близкой подругой Шачидеви, матери Махапрабху, и всегда помогала ей, особенно когда у нее родился Господь. Шриваса и Малини давали Шачидеви с Джаганнатхой советы по воспитанию их новорожденного сына. По сути, они были для Господа Чайтаньи вторыми отцом и матерью.

Когда Нимай немного подрос, Он иногда задавал пожилому Шривасе Пандиту сложные и заковыристые вопросы, просто ради того, чтобы с ним поспорить, но Шриваса, не желая попусту тратить слова, просто уходил, не обременяя себя дискуссиями с Ним. Однажды Нимай гулял вместе с пятью или шестью своими учениками. Он был облачен в прекрасные одежды из желтого шелка, и поэтому выглядел прямо как Кришна. От жевания бетеля губы Его стали красными. Глядя на Его лотосное лицо, затмевавшее своей красотой десятки миллионов лун, люди Навадвипы говорили: «Он, несомненно, прекраснее Купидона!» Шривасе Пандиту случилось идти навстречу. Увидев Нимая, он засмеялся про себя, пораженный тем, как кто-то может выглядеть столь обезоруживающе прекрасным. Как обычно, Нимай выразил Шривасе свое почтение, а тот сказал Господу: «Долгой жизни тебе и благоденствия!»

Но это было еще не все, что он сказал. Продолжая улыбаться, Шриваса посмотрел Господу прямо в глаза и спросил: «Скажи мне, куда Ты направляешься, о венец тщеславия и высокомерия? Чего Ты ожидаешь добиться, не поклоняясь Кришне и проводя время таким образом? Как так случилось, что день и ночь Ты поглощен учеными и мирскими занятиями? Подумай об этом! Зачем люди учатся? В конечном счете, знания получают для того, чтобы обрести счастье, но сделать это можно только с помощью служения Кришне. Если благодаря своей учености человек не становится преданным Господа, то какой прок ему от этих знаний? Учение становится для него тогда просто обыденной вещью и, в конечном счете, лишь напрасной тратой времени. Если Ты действительно чему-то серьезно выучился, то начинай поклоняться Шри Кришне сию же минуту! Не трать, пожалуйста, Свое время на всю эту пустую суету. Ты так много знаешь! Используй же Свои познания для того, чтобы поклоняться Богу».

Эти слова пробрали Нимая до глубины души и несказанно Его обрадовали. Выслушав их, Господь улыбнулся и ответил: «Послушайте Меня, Шриваса. По Вашей милости в один прекрасный день Я приду к тому, что начну поклоняться Кришне. Если преданные будут ко Мне благосклонны, Я, несомненно, обрету преданность лотосным стопам Шри Кришны». Сказав это, Господь, в довольном расположении духа, отправился на берег Ганги в сопровождении своих учеников.

Вскоре после этого случая Нимай побывал в Гайе и получил там посвящение в вайшнава-дхарму. Как-то после Его возвращения Шриваса зашел в дом Шачи, и Махапрабху поприветствовал его самым почтительным образом. Преданность Махапрабху возросла, когда Он увидел такого великого преданного, как Шриваса. Волосы на Его теле встали дыбом, слезы полились рекой, и все Его тело охватила дрожь. Он теперь постоянно проявлял подобные признаки экстаза. Вместе со Шривасой и его братьями они решили превратить дом Шривасы во второй Вриндаван, где в восторженных и неистовых киртанах прославится любовь Радхи и Кришны. Каждый раз, когда Господь посещал дом Шривасы, чтобы петь там и танцевать, Его любовь к Богу возрастала в тысячу раз. И целый год Он каждый день проводил там киртаны!

Таким образом, здесь, во дворе Шривасы или «шриваса-ангаме», как его называли, Чайтанья Махапрабху, вместе со своими ближайшими спутниками из Навадвипы, впервые начал свое движение санкиртаны. Шриваса и его братья обычно пели киртаны всю ночь, подыгрывая себе на мриданге и караталах. Восторг, который их охватывал, был неописуем, и позже к ним присоединились и другие, в том числе, после инициации, и Махапрабху. Шриваса-ангам – это «место танца расы». Здесь Махапрабху и Нитьянанда, позабыв обо всем, танцевали, как безумные, здесь в окружении Своих преданных Они открывали друг другу сердца, исполненные взаимной любви. Невозможно описать блаженство преданных, которым посчастливилось общаться с Господом в Шриваса-ангаме.

Когда происходили эти игры, в квартале Шривасы Пандита постоянно были слышны сладкие звуки рага-киртанов. Вместе с Нитьянандой Прабху, Махапрабху, Шривасой Тхакуром и его братьями в них принимали участие также Адвайта Ачарья, Гададхара Пандит, Сварупа Дамодара, Пундарика Видьянидхи, Харидас Тхакур, Мурари, Джагадананда, Нандана, Буддхи-манта Кхан, Нараяна, Говинда, Гопинатха, Джагадиша, Шридхара, Садашива, Шукламбара, Брахмананда, Шригарбха и многие другие. Никто из них не мог жить без санкиртаны, которая происходила во дворе Шривасы Тхакура.

Именно здесь, в Шриваса-ангаме, Махапрабху открыл Свою божественную сущность Своим самым близким спутникам. Он явил свою махабхава-пракашу: в течение двадцати одного часа Он был непрерывно погружен в настроение Верховного Господа (в отличие от Его обычного умонастроения преданного). Во время этих игр Господь явил свои различные воплощения. В это время преданные, возглавляемые Нитьянандой Прабху, Адвайтой Ачарьей, Гададхарой и Шривасой, совершали изысканное поклонение Господу Чайтанье. В больших глиняных горшках приносили преданные воду из Ганги, процеживали и добавляли в нее камфору, мускус, розовое масло, шафран и листья Туласи. Первым омывал Господа Нитьянанда. Он лил Ему на голову чистую ароматизированную воду Ганги, а Адвайта Ачарья и Шриваса Тхакур пели в это время благоприятные молитвы «Пуруша-сукта» из ведических произведений.

Однажды Господь Чайтанья остановился посреди танца, происходившего во дворе Шривасы, и заявил, что Он не испытывает привычного чувства величайшего восторга. «Отчего Я несчастлив? – вопрошал Господь преданных. – Отчего сердце Мое не переполняют блаженство и радость?» Собравшиеся Вайшнавы смотрели друг на друга в надежде, что кто-нибудь вызовется и ответит Господу на Его вопрос. В это время Шриваса Пандит стал осматривать все свое жилище, потому что он догадывался, в чем причина. И вдруг он увидел, что за колыбелью спряталась его теща, которая тайно туда пробралась, чтобы принять участие в лилах Господа. Сочтя, что его теща недостойна того, чтобы здесь присутствовать, Шриваса выпроводил ее из своей обители. Лишь самым близким преданным позволено было входить во двор Шривасы, поскольку, не будучи достаточно продвинутым в духовной жизни, невозможно было понять то, что там происходило, и человек мог просто сойти с ума.

Был также другой подобный случай, когда один брахман из Навадвипы, слава о котором разнеслась повсюду, и который был символом отречения, поскольку питался одним молоком и не ел больше никакой другой пищи, ухитрился проникнуть в загадочный двор Шривасы. Такое случалось редко, так как Махапрабху обычно начинал киртан лишь после того, как запирал дверь, чтобы никто из непреданных не мог к ним войти. Тем не менее, брахман, который жил на одном молоке, каждый день упрашивал Шривасу пустить его к себе во двор посмотреть на экстатический танец Господа. «Если ты хотя бы раз окажешь мне милость и пустишь меня внутрь, я смогу увидеть, как танцует Господь. Позволь же моим глазам и самой моей жизни обрести совершенство». Так он постоянно уговаривал Шривасу, и однажды тот ответил: «Я знаю, что ты всегда вел благочестивую жизнь, что ты должным образом соблюдал целибат и питался одним молоком. Я никогда не слышал, чтобы ты чем­-нибудь согрешил в этой жизни. Если бы все зависело только от меня, я бы позволил тебе участвовать в киртане. Однако веление Господа таково, что лишь самые преданные из всех преданных могут принимать участие в воспевании, происходящем у меня во дворе. Поэтому, если ты хочешь при этом присутствовать, тебе придется спрятаться. Это самое лучшее, что я могу тебе посоветовать». Брахман согласился пойти даже на такие необычные условия, и Шриваса провел его во двор и спрятал за занавесками.

В эту ночь Господь всего мироздания танцевал, как безумный, в окружении Своих наиболее удачливых спутников. В вихре танца преданные пели: «Кришна Рама Мукунда Мурари Ванамали!» Нитьянанда, схватив Гададхару за руки, начал выписывать с ним круги, а Адвайта Прабху носился во всех направлениях, смеясь в своем необузданном экстазе. Всех преданных охватила радость киртана, и они кричали: «Хари бол! Хари бол! Хари бол!» И вдруг, в самый разгар киртана, Господь остановился, каким-то образом почувствовав, что где-то скрывается посторонний. Он посмотрел на всех присутствующих и начал говорить: «Как случилось, что сегодня нас не посетила экстатическая любовь? Я подозреваю, что среди нас есть кто-то посторонний. Я не могу до конца понять, что происходит, так что расскажите Мне, пожалуйста, как можно скорее всю правду». И Господь замолчал.

Увидев, в каком настроении находится Господь, Шриваса испугался и сказал следующие слова: «Махапрабху! Сегодня здесь нет атеистов или недостойных. Есть только один брахман, который спрятался, но это очень достойный человек! Он живет одним молоком и не ест больше ничего другого. Он действительно безгрешен. Он питает к Тебе большое уважение, и ему очень хотелось посмотреть, как Ты танцуешь. Он находится сейчас здесь, спрятанный от наших взоров. Таково, о Господь, истинное положение дел». Услышав этот ответ, Махапрабху взорвался от ярости: «Прочь! Прочь! Уведите его отсюда! Зачем ему дали увидеть, как Я танцую? Неужели преданность Мне можно получить, просто питаясь молоком?» В этот момент Господь поднял свои руки и, указав пальцем на Шривасу, воскликнул: «Чтобы достичь Моих лотосных стоп, нужно сделать больше, чем просто пить молоко! Если у Меня принимает прибежище уборщик крематория, то Я принадлежу ему, и он принадлежит Мне. Знайте это наверняка. Однако если саньяси не осознает свою полную зависимость от Меня, то он не Мой! Он ничего не стоит. Это простая истина. Какие аскезы совершали Гаджендра, Хануман и гопи Враджа?! Расскажите Мне, пожалуйста!» Ответа не было. Все преданные молчали. «Как, по-вашему, эти преданные достигли Меня? Если не принять у Меня прибежища, невозможно пересечь океан материального существования. Так что помните: Меня нельзя достичь с помощью мирских аскез, сколь бы велики они ни были. Меня нельзя достичь, просто живя на молоке! За вашу дерзость Я сейчас всех уничтожу! Так что не пеняйте на себя!»

Услышав угрозу Господа, перепуганный брахман выбежал из своего укрытия. Когда все преданные повернулись и посмотрели на него в изумлении, он подумал про себя: «То, что я сегодня увидел, стоит любого наказания! Ничто не может сравниться с великой милостью, которая пролилась на меня благодаря тому, что я спрятался в этой комнате». Махапрабху, зная, о чем думает перепуганный брахман, благосклонно положил Свои лотосные стопы Ему на голову и сказал: «Не полагайся просто на аскезы на своем пути к совершенству. Ты должен знать, что преданность Вишну – это лучший и единственно правильный способ достичь совершенства».

Видя, насколько милостив и сострадателен Господь, брахман разрыдался в экстазе. Все преданные были тронуты этой сценой и вздохнули с облегчением, потому что Господь отказался от намерения разрушить вселенную. Их счастье вышло из берегов, и они начали громко кричать: «Хари! Хари!» После этого они попадали наземь в дандаватах, выражая свое глубочайшее почтение. Любой, кто с верой слушает об этих чудесных развлечениях, без сомнения, в самом ближайшем будущем встретит Махапрабху и Его близких спутников.

Хотя пробраться во двор Шривасы Тхакура и увидеть развлечения Господа иногда ухитрялись и менее достойные преданные, в другие места, где происходили такие сокровенные развлечения, могли попасть только самые близкие спутники и слуги Господа Чайтаньи. Эта снисходительность, присущая Шриваса-ангаму, в большой степени связана с особой милостью Шривасы Тхакура, который практически каждому позволял войти в свой дом, лишь бы он служил Господу. Эта милость беспричинна, она – величайший дар живому существу.

Шриваса Тхакур пролил также свою милость на демона по имени Гопал Чапал, который принес к его дверям вино и мясо просто для того, чтобы «насолить» преданным. В результате этого он заболел тяжелой формой проказы. Махапрабху сказал, что вылечиться он может, только если сам Шриваса его простит. Конечно же, Шриваса его простил, и в должное время он не только исцелился, но и смог войти в круг близких преданных и наслаждался воспеванием в Шриваса-ангаме до конца своей жизни.

О славе Шривасы Пандита можно рассказывать бесконечно, потому что преданные, полностью посвятившие себя миссии Господа, живут вечно, а где они – там Панча-таттва.

Задание 81. Какова была роль Шривасы Пандита в миссии санкиртаны Господа Чайтаньи?

Задание 82. О чем мы можем молиться Шривасе Пандиту?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.