КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды маркетинга
Рынки. От понятия обмена логично перейти к понятию рынка. Рынок – это совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара. Эти покупатели имеют общие нужды и запросы, которые могут быть удовлетворены посредством обмена. Таким образом, размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих необходимость в каком-то продукте, имеющих ресурсы для совершения обмена и желание предложить эти ресурсы в обмен на нужный им продукт. Изначально термин «рынок» означал место, где покупатели и продавцы могли совершать обмен своими товарами (в качестве такого места выступала, к примеру, центральная площадь населенного пункта). Экономисты используют термин «рынок», имея в виду совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа; существует, например, рынок недвижимости или рынок зерновых. Специалисты по маркетингу, однако, рассматриваю продавцов как представителей производства, а покупателей – как представителей рынка. Отношения между производством и рынком показаны на рис.1.5. продавцов и покупателей соединяют четыре потока: продавцы поставляют на рынок товары, услуги и сообщения; взамен они получают от покупателей деньги и информацию. Внутренний цикл показывает обмен денег на товар; внешний цикл показывает обмен информацией.
Рис.1.5. Рыночные взаимоотношения
Современная экономика основана на разделении труда, при котором каждый производитель специализируется на производстве некоего товара, получает за него деньги и на них покупает все необходимое для производства. Следовательно, современная экономика состоит из множества рынков. Производитель обращается к рынку ресурсов (рынок сырья, рынок труда, валютный рынок), приобретает ресурсы, превращает их в товары и услуги, продает посреднику, а тот продает их потребителю. Потребитель продает свой труд и получает за него зарплату, которую тратит на оплату товаров и услуг. Государство тоже участвует в рыночных отношениях, при этом играет сразу несколько важных ролей. Оно покупает товары на рынках ресурсов, производителей и посредников; оно им платит; оно собирает налоги с этих рынков (включая рынок потребителей); оно обеспечивает необходимые общественные услуги (оказываемые государственными учреждениями и предприятия общественного назначения).
К субъектам рынка относятся предприятия, организации или отдельные лица, между которыми существуют или возможны маркетинговые связи (рис.1.6.).
Рис.1.5. Субъекты маркетинга
Как вы успели уяснить, маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности предприятия, которая характеризуется единой сущностью, общими принципами и функциями и направлена на ориентацию производства и сбыта фирмы на запросы конечных потребителей. Однако в зависимости от акцентов в самой маркетинговой деятельности, а также в зависимости от сферы и объекта применения маркетинговой концепции управления фирмой различают разнообразные виды маркетинга. Чаще всего выделяют 5 групп видов маркетинга. I группа – в зависимости от внутренней двойственности процесса маркетинга различают (рис. 4.1.): - стратегический маркетинг; - операционный маркетинг Стратегический маркетинг — это аналитический этап маркетинговой деятельности. Он направлен на выбор товарных рынков, на которых фирма обладает явным конкурентным преимуществом, а также на разработку стратегии и программы деятельности на каждом из таких рынков. Стратегический маркетинг начинается с анализа потребностей и проблем, которые возникают у покупателей и разрешить которые нужно с помощью товара фирмы.
Совокупность реальных и потенциальных покупателей фирмы образует базовый рынок для фирмы. Последний подвергается комплексному исследованию: изучаются его совокупные характеристики, конъюнктура (соотношение спроса и предложения, динамика цен и т.п.), фирменная структура (количество и качественные особенности фирм-покупателей и фирм-конкурентов, поставщиков и посредников), формы и методы сбыта, поведение индивидуальных и коллективных потребителей. Исследования базового рынка завершаются его сегментированием с выделением наиболее привлекательных сегментов для фирмы — стратегических зон хозяйствования. Одновременно определяются перспективы роста рынка, расчетный уровень рентабельности работы на данный рынок, уровень ожидаемой нестабильности и рисков, а также главные факторы конкуренции.
Рис.4.1 Маркетинговая деятельность фирмы: стратегический и операционный аспекты Исследовав рынок, фирма выясняет собственные возможности работы на нем. Она избирает то направление маркетинговых усилий, на котором может добиться конкурентного преимущества с учетом своих целей и имеющихся ресурсов, то есть целевой рынок (сегмент рынка). Операционный маркетинг — это уже активный процесс, направленный на получение заданного объема продаж на конкретных целевых рынках. От его эффективности, в конечном счете, зависит рентабельность фирмы. Деятельность маркетологов строится в соответствии с комплексом маркетинга, или маркетингом-микс. Автором понятия «комплекс маркетинга» («маркетинг-микс») является американский ученый Е. Дж. Маккарти. В структуре комплекса маркетинга он выделяет три уровня: 1) потребности, покупатели, завоевание которых является основной целью маркетинга; 2) переменные, управляемые и контролируемые фирмой: товарный ассортимент; место и время реализации; цена и ценовая политика; сбытовая сеть, реклама, стимулирование сбыта; 3) окружающая среда, то есть не поддающиеся внутрифирменному управлению факторы — политика, право, культурное и социологическое окружение, конкуренты, институциональная система
При этом управляемые переменные маркетинга (второй уровень) тесно связаны с окружающей средой (третьим уровнем) и должны находиться с ней в устойчивом равновесии. Только в этом случае маркетинговые действия фирмы обеспечивают высокую конкурентоспособность продукции, достижение успеха у потребителей, максимальное удовлетворение их потребностей, а также получение прибыли самим предприятием неверная ориентация в окружающей среде ведет к поражению в маркетинге. II группа – в зависимости то рынков сбыта маркетинг бывает: • внутренний, ориентированный на рынок внутри страны; •международный, ориентированный на мировой рынок. При совпадении в основных чертах внутреннего и международного маркетинга последний имеет особенности, связанные с проведением рыночных исследований, использованием методов управления фирмой, проектированием товаров, продвижением их на рынок. III группа – в зависимости то состояния спроса различают следующие виды маркетинга: • конверсионный — используется при негативном спросе; характеризуется тем, что основная масса потребителей отвергает конкретный товар вне зависимости от его качества. Такая ситуация, например, может возникнуть по отношению либо к определенной фирме, которая в прошлом выпустила товар, вызвавший всеобщее отрицательное отношение к нему, либо к товару, давно вышедшему из моды. Цель конверсионного маркетинга — создать позитивный спрос; • стимулирующий — применяется при отсутствии спроса на неизвестный покупателю товар или при наличии потребительской стоимости товара, но на другом рынке. Программа стимулирующего маркетинга должна включать широкие рекламные и другие обеспечивающие мероприятия; • развивающий — используется для превращения потенциального спроса в реальный. Ситуаций, когда существует потенциальный спрос, очень много и превратить его в реальный может, в первую очередь, создание новых товаров; • ремаркетинг — восстанавливает снижающийся спрос на товар по мере его вытеснения другим, более новым товаром. Основная задача ремаркетинга — поиск путей оживления спроса;
• синхромаркетинг — используется при колеблющемся спросе, который возникает при торговле товарами сезонного потребления. Для стабилизации спроса предприниматель должен особенно чутко реагировать на потребности людей; использовать мероприятия, развивающие или тормозящие соответствующие потребности. Например, для стимулирования спроса используют сезонные скидки, распродажи, а для торможения — повышение цен; • поддерживающий — целесообразен при стабильном спросе, соответствующем запланированному, и используется для противодействия возможным негативным влияниям конкурентов. Поддерживающий маркетинг подразумевает усиление рекламной деятельности, тщательное планирование ценовой и товарной политики; • демаркетинг — применяется при чрезмерном спросе. Невозможность удовлетворить высокий спрос может привести к негативным последствиям; в частности, у потребителей может сложиться мнение, что производитель не желает или не может удовлетворить спрос полностью. Для сокращения чрезмерного спроса значительно повышают цены, сокращают или прекращают продажу лицензий иностранному производителю; • противодействующий -— необходим при сформировавшемся иррациональном спросе (противоречащем общественным интересам). Противодействующий маркетинг связан с прекращением выпуска товара, изъятием его из торговли, проведением кампаний по формированию общественного мнения с сильной направленностью против этого товара и его потребления.
IV группа – в зависимости от области применения Маркетинга: - промышленный маркетинг; - экспортно-импортный маркетинг; - финансовый маркетинг; -банковский маркетинг; - туристический маркетинг; - страховой маркетинг; - аграрный маркетинг; - таможенный маркетинг; - транспортный маркетинг; - некоммерческий маркетинг; - международный маркетинг; (14, с. 21)
V - группа, в зависимости от степени развития маркетинга: · распределительный маркетинг, т.е. деятельность по сбыту, организации товародвижения, транспортировке, рекламе; · функциональный маркетинг, т.е. система организационно - тхнических и коммерческих функции предприятия, связанных с производством и реализацией товаров, изучение рынка, стимулирования продаж и политикой цен; · управленческий маркетинг (маркетинговый менеджмент) те рыночное управление разработкой, производством и сбытом товаров на основе информации о рынке(15, с. 7) Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. описывают и другие виды маркетинга, а именно: сетевой, внутренний, дифференцированный, манипулятивный, агрессивный, активный, пассивный, интегрированный, прямой, интерактивный и т.д.
В зависимости от объектов применения различают маркетинг: • товаров — предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товара от производителя к потребителю; • услуг — процесс определения, управления и удовлетворения спроса на услуги; • организаций— деятельность, предпринимаемая с целью созданйя, поддержания или изменения позиций (поведения целевых аудиторий) по отношению к конкретным организациям; • отдельных лиц—деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций (поведения) по отношению к конкретным лицам; • мест — деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений (поведения), касающихся конкретных мест; • идей — разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ с целью добиться восприятия идеи целевой группой. Перечень видов и моделей маркетинга можно продолжить. Ясно одно, что маркетинг становится своеобразной философией сегодняшней жизни общества, приобретая новые формы, получившие название моделей маркетинга, которые, как правило, описывают целостную систему, предназначенную для решения определенных задач.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |