Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Рекомендовано Ученым советом




Е.А. Антипова

МИНСК


УДК 911.3:312(07)

ББК 65.04я7

А 72

Автор-составитель

Рекомендовано Ученым советом

географического факультета

27 октября 2006 г., протокол № 2

Рецензент

кандидат географических наук,

доцент Л.В. Атоян

 

Антипова Е.А.

А 72 География населения мира: практикум для студентов геогр. фак. Е. А. Антипова. – Минск.: БГУ, 2006. –48 с.

Практикум разработан на основании типовой учебной программы по дисциплине «География населения мира», изучаемой студентами географического факультета БГУ. В нем приведены тематический план, практические и семинарские задания с методическими рекомендациями по их выполнению, перечень публикаций для тематических интернет-обзоров, контрольные вопросы, список литературы.

УДК 911.3:312(07)

ББК 65.04я7

©БГУ, 2006


География населения занимает ведущее место в структуре дисциплин социально-экономической географии и является базовым курсом для студентов географических специальностей. Изучение данной дисциплины в комплексе с другими базовыми географическими предметами позволяет сформировать профессионально подготовленного специалиста-географа и гармонически развитую личность.

Изучение численности, структуры и географических аспектов территориального распределения и перераспределения населения позволяет студентам понять комплексность и многоплановость территориальной организации общества, его взаимосвязей с окружающей средой.

Основной целью дисциплины «География населения мира» является комплексное изучение и выявление основных закономерностей в территориальных и структурных сдвигах демографического развития мира, размещения населения и этнических процессов. Основное внимание в ходе изучения дисциплины уделяется следующим блокам вопросов: краткая история географического изучения населения и роль отдельных ученых и научных школ в накоплении и развитии научного направления социально-экономической географии – географии населения; определение роли международных специализированных демографических организаций в накоплении сведений в области народонаселения, регулировании мировых демографических процессов, разработке международных документов по проблемам населения; изучение демогеографических процессов мира; изучение миграций населения в истории человечества и в современном мире как глобального процесса ХХІ века; географическое изучение размещения населения и современных форм расселения; географическое изучение современного процесса урбанизации и его последствий; изучение географии этносов, современных этнических процессов и территорий этнических конфликтов; проведение сравнительной характеристики демографического развития Беларуси на фоне общеевропейских и общемировых тенденций.

Преподавание дисциплины базируется на большом массиве текущей статистической демографической информации по всем странам мира, ежегодно обновляемой за счет INTERNET-ресурсов специализирован­ных международных организаций в области народонаселения (Отдел на­селения департамента экономических и социальных проблем ООН (http://www.un.org/popin), Программа ООН по развитию (http://www.undp.org), Организация ООН по вопросам образования, куль­туры и науки (http://www.unesco.org), Фонд ООН в области народона­селения (http://www.unfpa.org), Бюро Цензов США (http://www.census.gov/), Исследовательское бюро по народонаселению (Population Reference Bureau).

Изучение основных тем дисциплины предполагает выполнение заданий экономико-географического практикума, который представлен следующими модулями:

· практическая работа;

· вопросы для контроля знаний;

· промежуточный тестовый контроль;

· тематический ИНТЕРНЕТ-обзор;

· задания на контурной карте.

Значительный объем теоретического, фактологического и статического материала, который должен усвоить студент в ходе изучения дисциплины, предполагает в свою очередь использование широкого спектра разновидностей практикума. К ним относятся:

· математический – определяющий навыки студента в применении математических методов по географии населения (напр., рассчитать ежегодные темпы роста населения, рассчитать демографические коэффициенты и др., сделать территориальную группировку стран по данному показателю);

· аналитический – направленный на выявление способностей студента в области систематизации полученных знаний и их обобщения (напр., сделать выводы об экономико-географических факторах и региональных типах того или иного демографического процесса и т.д.);

· тестовый – направленный на оптимизацию академического времени во время занятия и содержащий разнообразные формы (альтернативный тест; тест-классификатор; тест-определитель; формулировка тест-вопросов по теме; тест с массивом правильных и неправильных ответов);

· картографический – способствующий выявлению умений студента применить знания социально-экономического картографирования в разработке картограмм и картодиаграмм с помощью программы Adobe Illustrator.

Некоторые темы практикума представлены двумя блоками заданий: групповые задания, выполнение которых предполагается либо академической группой, либо в системе «малых групп», и индивидуальные задания, выполнение которых предполагается одним студентом и возможно по вариантам (в разрезе предложенных групп стран).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.