Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействия




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРИЕМЫ

 

Решение педагогических задач осуществляется в процессе педагогического общения, совместной деятельности с обучае­мыми, которая включает не только коммуникативные, но прежде всего предметно-практические взаимодействия педагога-психолога как с коллективом, так и с отдельными его представителями. Система этих взаимодействий — централь­ный фактор в структуре любой педагогической ситуации. Имен­но и налаживании плодотворного психолого-педагогического к взаимодействия его субъекта и объекта завязывается основной узел эффективности процесса обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое взаимодействие также характеризует этико-профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон, непосредственное содержание психолого-педагогической деятельности. Психолого-педагогическое взаимодействие основывается на понимании обу­чения и воспитания как субъектно-субъектного процесса: ученик — не только и не столько объект учебно-воспитательных воздействий педагога, но и сам активный субъект, снимающийся самообразованием и самовоспитанием. Содержанием рассматриваемого взаимодействия выступает об­мен информацией, реализация учебно-воспитательного воздействия и организация взаимоотношений с учащимися через совокупность приемов.

Прием — это способ осуществления чего-нибудь, отдель­ные действие, движение.

В психолого-педагогической литературе понятие «прием» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «дей­ствие», «операция».

Эта взаимосвязь подробно описана Ю.К. Бабанским: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуще­ствления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом»1. Следо­вательно, прием — это способ выполнения действия по­средством определенных операций; приемом может вы­ступать и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «уме­ние». Под умением понимается успешное выполнение како­го-либо действия или более сложной деятельности с приме­нением, а нередко и выбором правильных приемов, с уче­том определенных условий2.

Психолого-педагогическое взаимодействие на основе со­вокупности приемов носит выраженный индивидуально-лич­ностный характер, проявляется через призму личности педа­гога, зависит от его личностных качеств, мышления, знаний и стиля поведения и эффективно только тогда, когда он творчески подходит к обучению и воспитанию.

В настоящее время развернутой и однозначной система­тизации приемов психолого-педагогического взаимодействия нет. Вместе с тем, используя в качестве основания выделе­ние этапов такого взаимодействия (1-й этап — подготовка к предстоящему решению задач обучения и воспитания, моделированию взаимодействия; 2-й этап — непосредствен­ное решение задач; 3-й этап — анализ результатов решения психолого-педагогических задач и организация взаимодей­ствия), возможно осуществить следующую классификацию приемов психолого-педагогического взаимодействия.

1. Приемы управления педагога-психолога своим поведе­нием:

— эмоционально-волевой выразительности (речевые, ми­мические, пантомимические);

— психорегулирующие.

2. Приемы организации непосредственного педагогиче­ского взаимодействия с воспитанниками и их коллектива­ми (операционно-деятельностные): обучения, воспитания, развития, педагогического общения.

3. Общепедагогические приемы используются воспитате­лями в психолого-педагогической деятельности, в том чис­ле в до- и послекоммуникативный период. В них в качестве компонентов могут входить приемы как самоуправления, так и операционно-деятельностные.

Большинство приемов психолого-педагогической деятель­ности имеют разработанные правила их успешной реализа­ции, которые могут быть сформулированы и как условия эффективности применения того или иного приема. Проил­люстрируем сказанное (табл. 5).

Таблица 5

Использование приема «намек»

Условия, при которых использование приема эффективно Условия, при которых использование приема неэффективно
Если учитель хорошо знает ученика, класс. Если ученик в состоянии осмыслить требования в намеке. Если до намека уже предъявлялось прямое требование с регламентацией деятельности школьников в аналогичных ситуациях. Если ученики знают, что требование будет доведено до логического конца и отсутствие реакции на намек не останется без внимания.   Если учитель плохо знает ученика, класс. Если ученик не понимает намеков, в силу индивидуальных особенностей не осмысливает их. Если до намека не предъявлялось прямое требование. Если у ученика по прошлому опыту есть основание надеяться на попустительство в выполнении требования со стороны учителя.

 

При работе со школьниками педагогические приемы призваны носить характер педагогической помощи и, в частности, включают: проявление доброты, внимания, заботы, восхищения, огорчения, доверия; одобрительное обращение; сопереживание; прощение, неупоминание об ошибке; радостное удивление; авансирование личности, похвалу; организацию успеха; показ положительных примеров; поруче­ние посильных и ответственных дел и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.