Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Семинар 2. Внутренняя и внешняя политика России в XIX – начала XX вв




Семинар 2. Внутренняя и внешняя политика России в XIX – начала XX вв.

Учебные вопросы:

o Основные направления реформаторской деятельности правительства Александра I.

o Основные понятия и особенности николаевской системы.

o Политическая система России II пол. XIX – нач. XX вв.

o основные направления внешней политики России XIX – нач. XX вв.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление

· об основных тенденциях развития политической системы России освещенных в материалах тем;

· об изменениях в политической сфере и внешней политики в указанный хронологический период;

· о расстановке политических сил в нач. XX в.

знать:

· содержание и специфику политического курса государства в XIX – начале XX вв.;

· особенности российской политической системы;

· логику развития событий в период революционных потрясений;

· содержание и основные направления внешней политики России в изучаемый период.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· ориентироваться в современной системе источников информации, знать и уметь использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь;

· выступать публично, аргументировать, вести дискуссию и полемику;

· быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· быть готовым к кооперации с коллегами, работать в коллективе;

· научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в результате изучения темы в своей профессиональной деятельности.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами;

· выполнить письменно задание по документам;

· выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю;

· акцентировать внимание на следующих вопросах.

Чтобы проанализировать внутренняя и внешняя политика России в XIX – начала XX вв. необходимо уделить внимание следующим вопросам:

1) Определите основные направления реформаторской деятельности правительства Александра I.В чём проявлялось противоречие его политики?

Реформы Александра I (1801 – 1825 гг.). Политика просвещённого абсолютизма. Негласный комитет (1801 - 1803 гг.). «Комитет общественного спасения». Реформа центральных учреждений. Манифест 8 сентября 1802 года об учреждении Министерств. Комитет министров (1812 г.). Указ «О правах и обязанностях Сената». План государственного преобразования М.М. Сперанского. Государственный совет (1810 г.).

Реформы в области образования. Положение об устройстве учебных заведений 1803 г. – начало формирования единой системы просвещения. Открытие университетов. Университетский устав. Учебные округа.

Польский эксперимент – первый опыт конституции в России (содержание Конституции Царства Польского). «Государственная уставная грамота Российской империи» К.К. Новосельцева. Роль правящей бюрократии и передового дворянства в реформационном процессе. Нарастание консервативных тенденций во внутренней политике Александра I: причины и последствия. Военные поселения А.А. Аракчеева. Раскол между правительством и обществом.

2) Сформулируйте основные положения николаевской системы.

Политическая реакция и реформы Николая I. Отказ от западных идеалов. Дальнейшая бюрократизация государственной и общественной жизни. Третье Отделение Собственной Его императорского величества канцелярии. Ограничение роли Государственного совета. Укрепление опоры самодержавной власти. Кодификация законов. Милитаризация государственного строя. Политика в области культуры и просвещения. Работа Секретных комитетов. Реформа управления государственной деревней 1837-1841 гг.

3) В чём проявились особенности политического курса Александра II?

Закрытие Высшего цензурного комитета (1855 г.). Уничтожение ограничений в университетах. Амнистия декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания. Судебная реформа 1864 г. Реформы местного самоуправления: земская (1864 г.) и городская (1870 г.). Военные реформы – переход к массовой армии современного типа. Реформы в области просвещения. «Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова. Программа деятельности правительства. Политический кризис 1879 – 1881 годов.

4) Определите особенности политики Александра III. В чем проявилась политика контрреформ?

Укрепление традиционной христианской и монархической идеологии. Принятие системы государственно-административных мер по пресечению революционной пропаганды и терроризма. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881 г.). Организация Отделений по охране порядка и общественной безопасности. Политика в области просвещения и печати. Контрреформы 80-90-х гг. Рабочее законодательство. Развитие крестьянского законодательства.

5) Охарактеризуйте политическую систему России в начале XX века. Как осуществлялась её трансформация?

Особенности российской политической системы в начале XX века. Роль Государственного совета. Система местного самоуправления. Издание манифеста 17 октября 1905 года (содержание и значение). Деятельность I и II Государственных дум. Расстановка политических сил, основные вопросы, рассматриваемые депутатами. Третьеиюньская политическая система: основные черты. Деятельность III и IV Государственных дум. «Октябристский маятник». Формирование прогрессивного блока. Правительственный кризис накануне 1917 г.

Для понимания внешней политики России нужно уделить внимание следующим вопросам:

6) Выделите основные направления внешней политики России в первой половине XIX в.

Место России в системе международных отношений. Складывание политических и военных коалиций. Восточный вопрос. Босфор и Дарданеллы – основа безопасности России и экономического развития южных окраин страны. Русско-турецкие отношения. Присоединение Грузии к России (1801 - 1804 гг.) Первая русско-иранская война 1804 - 1813 гг. и её результаты. Русско-турецкая война 1806 - 1812 гг. Бухарестский мирный договор – основа нейтралитета Турции в войне с Наполеоном.

Русско-французские противоречия. Участие России в 3-й и 4-й антинаполеоновских коалициях. Поражение под Аустерлицем. Участие России в войне против Франции 1806 - 1807 гг. Тильзитский мирный договор (1807 г.). Континентальная блокада. Русско-шведская война 1808 – 1809 гг. Отечественная война 1812 г.: этапы, характер, итоги. Заграничные походы русской армии в 1813 - 1815 гг. Венский конгресс. Изменение международного положения России. Система Союзов и роль России в них. Священный союз – основа сохранения монархических династий в Европе.

Поэтапное присоединение территорий Кавказа к России. Вторая русско-иранская война (1826 - 1828 гг.). Кавказская война 1817 - 1864 гг. Добровольное признание российского подданства и движение сопротивления. Мюридизм. Участие царизма в подавлении венгерской революции. Крымская война (1853 – 1856 гг.): русско-турецкая компания на Дунайском фронте (ноябрь 1853 – апрель 1854 гг.), англо-французская интервенция в Крыму (апрель 1854 – февраль 1856 гг.), боевые операции на Кавказском фронте. Парижский мирный договор.

7) В чем проявились противоречия внешнеполитического курса России второй половины XIX – начала XX вв.?

Причины поражения России в Крымской войне и ее последствия для страны. Складывание Российского многонационального государства. Особенности его формирования. Присоединение к России среднеазиатских территорий. Установление протектората над Хивинским ханством (1873г.) и Бухарским эмиратом (1868г.), присоединение Кокандского ханства (1876г.) и туркменских племён. Политика царской администрации в Средней Азии. Национальный вопрос во второй половине XIX века.

«Союз трёх императоров» (1873 г.). Восточный кризис 70-х годов. Панславизм и идеи спасения христианских народов Балкан и Закавказья от мусульманской ассимиляции. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение южнославянских народов от турецкого ига.

Англо-русские противоречия конца XIX века. Тройственный союз (1882 г.). Антанта (1894 г.) Первая международная конференция в Гааге (1899 г.).

8) Охарактеризуйте внешнеполитический курс России начала XX века.

Основные направления внешней политики России в начале XX века. Дальневосточное направление политики. Строительство КВЖД. Отношение с Китаем, Японией. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. и её итоги. Европейское направление внешней политики России. Окончательное оформление двух военно-политических блоков (Антанта и Тройственный союз). Позиция России. Начало первой мировой войны и вступление в неё России. Цели России в войне. Готовность России в войне. Основные военные компании на восточном фронте

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.