Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимые условия обеспечения устойчивого развития




Определяя пути устойчивого развития, в нефтегазодобывающих регионах в первую очередь, на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, приходим к следующему выводу:

В условиях сокращения доли государственной собственности в экономике страны повышается роль государства в качестве гаранта сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, роль государственного управления и контроля в данной сфере.

На уровне федеральных органов государственного управления ожидания связаны с тем, что должны быть:

- обеспечено долгосрочное планирование на базе экологических приоритетов, определены вехи, ведущие к энергосбережению на всех уровнях жизнедеятельности в государстве;

- обеспечен государственный протекционизм в отношении северных регионов, основанный на признании их исключительного стратегического значения в обеспечении экономических показателей страны, уникальности и ранимости северной природы, пониженной комфортности условий окружающей среды для проживания человека;

- осуществлена диверсификация природопользования и переход с сырьевой направленности экономики на перерабатывающую;

- установлен особый правовой режима природопользования для северных территорий, с более жесткими требованиями к используемым технологиям, к экологическим нормативам, к ответственности природопользователей, предусматривающий введение ограничений и запрещения наиболее опасных видов деятельности как существующих, так и вновь внедряемых;

- созданы условия для законодательно-правового регулирования проблем регионального значения, в том числе, в области рационального природопользования и охраны окружающей среды;

На уровне региональных органов государственного управления при поддержке государства должно быть обеспечено:

-законодательно-правовое регулирование проблем природопользования и охраны окружающей среды с учетом региональных особенностей развития;

- комплексное развитие территории при соблюдении требований экологической безопасности;

- создание условий, обеспечивающих сохранение традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренного населения, являющегося образцом гармоничного взаимодействия человека с природой,

при участии органов местного самоуправления, должно быть обеспечено:

- формирование устойчивых групп населения региона, сохранение квалифицированного кадрового потенциала, повышение экологической культуры населения;

- сохранение традиционных экономики и культуры, исходя из признания жизненного права коренных жителей Севера, их тесной связи с ландшафтом;

- развитие инновационной деятельности, в том числе, направленной на саморазвитие и самообеспечение групп населения на отдельных территориях в целях создания возможностей для переработки продукции традиционных отраслей хозяйства, децентрализованного энергообеспечения, переработки отходов.

В основе государственной политики в области социально-экологических отношений должно приветствоваться развитие следующих принципов:

- народосберегающая политика направленная на сохранение здоровья людей, снижение смертности, обусловленной в первую очередь, пребыванием людей в стрессовой окружающей среде;

- природосберегающая политика, направленная на рациональное использование природных ресурсов, в первую очередь на рациональное использование водных, лесных ресурсов, попутного нефтяного газа, переработку и использование отходов, развитие сети особо охраняемых территорий;

- обеспечение дифференцированного подхода к каждой северной территории с учетом природно-климатических условий, уровня социально-экономического развития, уровня техногенного воздействия на экосистемы и предоставление возможности развития регионального нормотворчества;

- формирование экологической культуры населения, в том числе на основе традиционного для России религиозного мировоззрения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. КОНЦЕПЦИЯ демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2015 года, утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.09.2003 г. № 387-п.

2. Концепция экологической политики, утв. распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 апреля 2007 г. N 110-рп «О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года».

3. Обзор состояния территорий приоритетного (традиционного) природопользования коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 2005

4. О.К.Дрейер, В.А.Лось. Экология и устойчивое развитие, Учебное пособие. Москва, изд-во УРАО, 1997. -224 с.

5. На пути к устойчивому развитию. Бюллетень Центра экологической политики России. Декабрь, 1996, № 4;1997, №2(6); 1999 № 1(12);

6. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 75 лет, Энергия промышленного роста, спецвыпуск 2005 г.№ 7.

7. Региональная экологическая политика в условиях существующих приоритетов развития нефтегазодобычи. Материалы Съезда экологов нефтяных регионов, Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.-236с.

8. Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2006 год,2007

 

4.2. РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ОКРУГА

 

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации в 1996 году, определяет устойчивое развитие, как объективное требование времени. При этом под устойчивым развитием понимается развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, без разрушения природной основы для воспроизводства жизни человека.

Для России большое значение имеет региональный аспект устойчивого развития. В этой связи необходима разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики устойчивого развития.

В настоящее время уровень нарушенности природных ландшафтов в районах нефтегазодобычи на территории автономного округа достиг такой фазы, когда дальнейшее хозяйственное освоение региона без всестороннего учета экологических требований грозит не только снижением количества и качества углеводородного сырья, связанного с колоссальными материальными потерями для его производителей и потребителей, но и перерастанием регионального экологического кризиса в глобальный социально-экономический и политический, поскольку коммуникации, обеспечивающие транспортировку нефти и газа связывают не только территории регионов Российской Федерации, но и территории других государств [1].

Необходим учет местных особенностей региона, в частности:

- формирование хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

- выполнение природоохранных программ в населенных пунктах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

- осуществление мер по охране здоровья населения, развитию социальной инфраструктуры;

- реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем;

- развитие системы комплексного экологического мониторинга, позволяюшего получать объективную, современную информацию для прогнозирования результатов хозяйственно-экономической деятельности, формирования целей и приоритетов, определение потребных ресурсов (природных, материальных, финансовых и кадровых).

Большую роль в изучении территории региона, создании и развитии системы экологического мониторинга играют комплексные картографические произведения - атласы.

Изданный (2004-2006 гг.) атлас Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – это фундаментальное комлексное картографическое произведение научно-справочного и прикладного назначения, отражающее все важные особенности: истории и культуры населения, социальной сферы, хозяйства, природы округа, предпосылки и факторы его современного состояния и дальнейшего устойчивого развития [2,3].

Он будет служить средством рационального управления экономикой округа и создания предпосылок для его устойчивого развития, играть роль банка данных, источника разносторонней информации для широкого круга пользователей – жителей округа, специалистов различных областей знаний, преподавателей, студентов и школьников, вузов и школ.

Атлас реализует право граждан округа и России на получение информации о современной демографической, социальной, экономической, экологической и других ситуациях, сложившихся в округе, что способствует формированию гражданского и государственно-ориентированного сознания граждан.

Обеспечивая органы управления округа официальной и общепризнанной научно-систематизированной пространственной информацией об округе, Атлас необходим для развития научных исследований и образования, применения в хозяйственно-практической деятельности, а также распространения знаний об округе.

Концентрация в Атласе многообразной информации об округе в систематизированной, сопоставимой и наглядной формах, послужит важным вкладом в программу устойчивого развития и информатизации округа [4].

Территориальная система экологического мониторинга создается в округе в целях наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Она призвана обеспечивать потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и их изменениях. В основу ее положен гидрохимический мониторинг, мониторинг донных отложений, почвенного покрова и атмосферного воздуха.

Порядок организации и ведения локального экологического мониторинга в автономном округе установлен постановлением Правительства округа от 29.07.2003 № 302-П «Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа», разработанными в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ и с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории округа. В целях ведения мониторинга донных отложений водных объектов на территории округа разработан и утвержден региональный норматив предельно допустимого уровня (ПДУ) содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (Постановление Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2004 г. № 441-п).

Создание системы территориального экологического мониторинга осуществляется в два этапа:

1. Проектирование и организация информационной основы системы территориального мониторинга:

- на базе создания системы локального экологического мониторинга лицензионных участков недр (месторождений);

- на базе системы мониторинга вне лицензионных участков недр;

- на базе создания системы фонового мониторинга на особо охраняемые природные территории (ООПТ);

- привлечение базы федеральной государственной системы мониторинга окружающей среды (ЦГМС).

2. Организация и проведение локального экологического мониторинга лицензионного участка.

Основа - организация инвентаризации источников воздействия на окружающую среду. Результатом инвентаризации основных источников и зон антропогенного воздействия в границах лицензионного участка являются аналитический отчет и карты масштаба 1:50 000, по которым проводится анализ и разрабатывается прогноз состояния окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга соблюдаются важнейшие принципы организации наблюдений, утвержденные федеральным законодательством.

В системе экологического мониторинга выполняются ландшафтные, геохимические и в случае необходимости геотермические исследования.

При проведении наземных исследований основное внимание обращается на выполнение наблюдений за природными компонентами природно-технических систем, с целью получения конкретных характеристик состояния атмосферного воздуха, почв, растительности, грунтов, рельефа местности, поверхностных и подземных вод, а также донных отложений.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, площадь которого составляет 534,8 тыс. км2 (площадь Франции 544 тыс. км2.), более 150 тыс. км2 занято лицензионными участками недр и активно подвергается промышленной эксплуатации. По состоянию на 01.07. 2007 года 67 предприятий являются владельцами 303 лицензий на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (рис. 1)

Рис. 1. Карта-схема лицензирования территории округа

 

Учитывая сложившуюся экологическую ситуацию, оценка современного состояния Обь-Иртышского бассейна в границах автономного округа является необходимым условием для разработки законодательных документов и природоохранных мероприятий, в связи со значимостью его территории для России, природных гидрографических особенностей и интенсивностью промышленного освоения.

Географическое положение округа между 58 и 66 градусами северной широты обуславливает формирование на его территории, главным образом, среднетаежных природных экосистем.

Биогеоценозы северной и южной тайги встречаются, соответственно, у северных и южных границ округа, на границе с Ямало-Ненецким автономным округом и Тюменской областью. Восстановительный природный потенциал среднетаежных биоценозов не в силах самостоятельно противостоять систематически возрастающей техногенной нагрузке.

Гидрографическая сеть территории округа относится к бассейну Карского моря.

Речную сеть территории округа формируют реки Обь, Иртыш и 12 их притоков (сев. Сосьва, Конда, Вах, Юган, Казым, Пим, Тромъеган, Аган, Б. Салым, Ляпин, Лямин и Назым), а также множество мелких речек.

Река Обь занимает первое место в России по площади бассейна (2,99 млн. км2) и третье по водоносности, после Енисея и Лены.

Длина Иртыша составляет 4248 км, по протяженности он занимает второе место в России после Лены, площадь бассейна 1,64 млн.кв. км. Река берет начало в КНР, и протекает по территории Казахстана, Омской и Тюменской областей и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Территория автономного округа имеет мощный водоресурсный потенциал, общее число рек в автономном округе – около 30 тысяч.

Густота речной сети составляет 0,25-0,4 км/км2, заболоченность речных водосборов - до 70 % (бассейн р. Конда), заозеренность – до 25 % (бассейн р. Тромъеган). Рек длиной свыше 100 км насчитывается 177, а более 500 км – 10. Из больших рек, четыре реки имеют длину более 1000 км (Обь, Иртыш, Конда, Большой Юган).

В округе насчитывается около 290 тыс. озер площадью более 1 га. Их общая площадь превышает 30 тыс. км2, что составляет 5,7% площади округа. Основное количество озер сосредоточенно в Среднем Приобье – свыше 200 тыс. (70% от общего количества), в т.ч. в бассейнах Тромъегана и Агана около 90 тыс., Ваха – 36 тыс., Лямина – свыше 30 тыс., Пима – 24 тыс. Много озер также в бассейнах Конды (44 тыс.) и Казыма (17,5 тыс.). Сравнительно мало озер в Березовском и Советском районах.

Территория Ханты-Мансийского автономного округа-Югры занимает первое место в мире по наличию болотных ресурсов в границах обособленной территории (38,2 % от общей территории округа). Заболоченность отдельных территорий достигает 70 % (Лямин-Пимский болотистый район), болотные системы местами сплошь покрывают водоразделы (Васюганское болото) [3].

Речные воды Югры имеют ряд гидрохимических особенностей, для них характерна низкая минерализация, малая прозрачность и интенсивное окрашивание, вызванное присутствием в водах озер и рек большого количества органических соединений, марганца и железа.

Природными ландшафтно-геохимическими условиями вызвано, практически повсеместно фиксируемое превышение ПДК по железу и марганцу.

Динамичное и мощное развитие промышленности на территории Югры (первое место в Российской Федерации по объему промышленного производства, производству электроэнергии и добыче нефти) сопровождалось и до настоящего времени связано со значительным потреблением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

По итогам 2006 года на территории округа добыто 275,6 млн. т нефти, 29,1 млрд. м3 газа, заготовлено 3769,5 тыс. м3 древесины, выработано более 70 млрд. кВт. час электроэнергии при этом использовано более одного млрд. м3 воды.

Антропогенная нагрузка на природную среду Югры преимущественно обусловлена активным развитием нефтегазодобывающей промышленности. Это привело к мощной промышленной экспансии, характеризующейся как развитием промышленной инфраструктуры, так и увеличением численности населения (за тридцать лет более 1 млн. человек), урбанизации территории, повышению уровня потребления и эксплуатации природных ресурсов.

На территории автономного округа находится в эксплуатации свыше 70 тысяч добывающих и 26 тысяч нагнетательных скважин, более 85 тыс. погонных км. трубопроводов различного назначения (промысловых, межпромысловых, магистральных), 40 тыс. линий электропередач, более 430 факелов по сжиганию попутного газа – вот неполный перечень основных источников длительного воздействия на природу Обь-Иртышья в границах Югры.

Высокое потребление природных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре сопряжено с образованием большого количества отходов от 1,5 до 1,8 млн.т. ежегодно. В настоящее время на территории округа находится свыше 5 млн. тонн производственных отходов. В основном, это буровой шлам, содержащий компоненты сырой нефти и различные химические реагенты.

В последние годы, в связи с ростом населения, значительно выросло образование твердых бытовых отходов. Тенденция к накоплению и захоронению отходов на территории автономного округа значительно опережает их переработку.

В настоящее время утилизируется не более 10 % от накопленных на территории округа объемов отходов.

В округе насчитывается 2377 мест размещения производственных и бытовых отходов, из них только 27 полигонов выполненных в соответствии с проектами, 17 обустроенных и предназначенных для размещения исключительно производственных отходов, главным образом, нефтезагрязненных грунтов и нефтешламов (рис.2).

 

 

 

Рис. 2. Динамика строительства полигонов ТБО на территории округа, шт

 

На территории округа имеется более 20 мест несанкционированного складирования производственных отходов, 120 организованных шламонакопителей и более 1600 нерекультивированных шламовых амбаров.

Площадь, занятая свалками и полигонами составляет 511, 85 га, кроме того, ежегодно обнаруживается порядка 80-100 местнесанкционированного складирования отходов.

В настоящее время рекультивировано 50 несанкционированных свалок в рамках окружной целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2005-2010 годах», утвержденной законом от 18.12.2005 № 9-оз.

Динамичное развитие промышленной инфраструктуры на территории округа оказывает значительное влияние на природные комплексы, обедняя их энергетический потенциал, ухудшая функциональную значимость и способность к самовосстановлению. Причем это происходит не только в полосе официального земельного отвода, негативное влияние распространяется и на прилегающие земли в виде пятен загрязнения, зон подтопления, зон деградации болотных систем, шумового и электромагнитного воздействия, вызванного как ошибками при проектировании, так и низким уровнем реализации проекта. Кроме того, при инвентаризации земель нефтегазовых предприятий выявлено, что каждый гектар официального отвода сопровождается 3-10 га фактически используемых земель.

Темпы проводимой природопользователями рекультивации нарушенных земель не обеспечивают своевременной очистки и восстановления природного ландшафта.

В округе по-прежнему острой остается проблема загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами, минерализованными водами и производственными отходами, причиной являются аварийные ситуации на площадных и линейных инженерных коммуникациях нефтегазодобывающего комплекса. На 01.01.2006 года на территории автономного округа по сведениям нефтегазодобывающих предприятий площадь загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель составляет 6862 га. Увеличение площади нефтезагрязненных земель сохраняется и вызвано снижением темпов рекультивации и ростом количества аварийных разливов нефти (рис.3) [5].

Рис. 3. Динамика аварийности и площади нефтезагрязненных земель

 

Промышленность на территории Югры является основным потребителем воды, на ее долю приходится 81,8 % от общего использования свежей воды. С 2000 по 2002 год наблюдалось некоторое снижение суммарного объема водопотребления, начиная с 2003 года, забор воды из источников увеличивается, особенно на производственные нужды и составляют более 1 млрд. м3.

За период с 2003-2006 гг. рост объема водопотребления составил 18 %.

Общее водоотведение сточных и других вод составило в 2005 году 661,82 млн. м3, в поверхностные водные объекты сбрасывается 98,5 % общего объема водоотведения. Через очистные сооружения в 2004 году было сброшено почти 130 млн. м3. или около 20 % от общего объема стоков. Общая мощность очистных сооружений в Югре составляет 185,8 млн. м3.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре остро стоит проблема качества питьевой воды. Воду, не соответствующую Российским стандартам для питьевых и хозяйственно-бытовых целей получает 48 % населения.

По данным гидрохимической сети наблюдений Ханты-Мансийского окружного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды вода в р. Обь по комплексным оценкам в 2006 году оценивалось «грязной» 4 класс, разряды А и Б. Среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ на участке от г. Нижневартовск до д. Белогорье составили: ХПК 2,1-2,8 ПДК, БПК5 0,6-1,1 ПДК, азота аммонийного 1,4-2,5 ПДК, азота нитритного 0,2-0,6 ПДК, соединений железа 10-12 ПДК, меди 4,3-19,3 ПДК, цинка 0,9-4,6 ПДК, марганца 12,7-19 ПДК, фенолов 2,1-2,8 ПДК, нефтепродукты 4,7-9,1 ПДК.

В 2006 г. качество воды реки Иртыш в сравнении с 2005г. оставалась на прежнем уровне. Вода реки по гидрохимическим показателям оценивалась как «грязная» и относилась к 4А и Б классу. Ингредиенты, среднегодовые концентрации которых превышали установленные нормативы: ХПК 1,8-3 ПДК, БПК5 0,6-1,2 ПДК, азот аммонийный 0,8-3 ПДК, азот нитритный 0,2-0,8 ПДК, соединения железа 2,4-7,6 ПДК, меди 2,4-21,3 ПДК, цинка 0,5-2,2 ПДК, марганца 9,5-20,3 ПДК, фенолы 1,8-4,3 ПДК, нефтепродукты 1,8-10,7 ПДК.

Гидрохимическое исследование основных водотоков Югры на протяжении ряда лет выявило ухудшение качества воды, связанное с нефтедобычей по увеличению показателей загрязнения приоритетными веществами – нефтепродуктами (в среднем до 3,3 ПДК) и хлоридами.

Оценка состояния Обь-Иртышского бассейна в границах автономного округа в округе может быть дополнена сведениями по результатам осуществляемого на территории округа локального экологического мониторинга.

Анализ данных 2005-2006 гг. показал рост количества образцов поверхностной воды, в которых содержание хлоридов превышало предельно допустимый норматив, до 2,7 %. А также увеличение числа проб с высокими и аномально высокими концентрациями.

Наиболее высокие концентрации хлоридов отмечены на лицензионных участках ООО «РН Юганскнефтегаз», ОАО «Самотлорнефтегаз», ОАО Нижневартовское НП и ОАО Томскнефть ВНК, нефтепродуктов – на лицензионных участках ООО «РН Юганскнефтегаз», ОАО ТНК-Нягань ОАО Томскнефть ВНК, ООО ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь (рис. 4).

Остается высоким содержание некоторых тяжелых металлов в поверхностных водах водных объектов на лицензионных участках недр автономного округа, таких как медь, цинк.

Результаты определения содержания нефтепродуктов в донных отложениях зафиксировали уменьшение числа проб в интервале от 50 до 100 мг/кг «пороговое состояние, видовая замена, выраженное обеднение донной экосистемы» и увеличение числа

 


 

 

 

Рис. 5. Карта-схема содержания нефтепродуктов в поверхностных водах в границах лицензионных участков недр (по данным 2006 г.)


проб в интервале от 20 до 50 мг/кг «область нарастающих изменений в донной экосистеме, обедняющей ее биотические (бентические сообщества)».

Выводы:

1. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре создана нормативная база по созданию системы комплексного экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории автономного округа.

Порядок организации и ведения регионального экологического мониторинга в автономном округе установлен Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 302-П от 29 июля 2003 г. «Об утверждении требований к определению исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению системы экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа» [6].

В целях ведения мониторинга донных отложений водных объектов на территории округа разработан и утвержден региональный норматив предельно допустимого уровня (ПДУ) содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (Постановление Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2004 г. № 441-п).

2. Принят и реализуется Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2005-2007 годах», сумма средств на реализацию программы составляет 1 586 729 тыс. рублей.

3. На территории автономного округа с 2004 года проводится экологический мониторинг в границах и вне границ лицензионных участков недр.

Анализ данных по уровню загрязнения водотоков на лицензионных участках, приведенный за последние пять лет свидетельствует о негативной тенденции.В 2006 году продолжена работа по обеспечению функционирования региональной системы экологического мониторинга окружающей среды и созданию единой информационной базы о состоянии окружающей среды. Получена информация о состоянии окружающей среды в границах и вне границ лицензионных участков недр (на общей площади 546,3 тыс. км2, в том числе лицензированных участков недр на общей площади 152,9 тыс. км2). Получена оперативная космическая информация о природных и техногенных воздействиях на окружающую среду на территории автономного округа.

4. При заключении лицензионных соглашений недропользователю предлагается принять программу мероприятий по утилизации (использованию) нефтяного попутного газа, типовая форма которой разработана Департаментом по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа. Цель данной программы достижение уровня утилизации попутного нефтяного газа не ниже 95 % от имеющихся ресурсов по каждому лицензионному участку.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Камышев А.П. Метода и технологии мониторинга природно-технических систем севера Западной Сибири. – М: ВНИПИГАЗДОБЫЧА, 1999. – 230 С.
  2. Котова Т.В., Тикунов В.С., Дикунец В.А., Макеев В.Н., Кудрин В.И., Концепция комплексного атласа Ханты-Мансийского автономного округа. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 48 с.
  3. Аветов Н.А., Губанов М.Н., Дикунец В.А., Исаченко А.Г., Котова Т.В., Красовская Т.М., Кудрин В.И., Кузин И.Л., Лисс О.Л., Макеев В.Н., Масленникова В.В., Москвина Н.Н., Тикунов В.С., Трофимов С.Я. и др. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа-Югры т.1. История. Население. Экономика.- Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2006. – 152 с., т.2. Природа. Экология.- ФГУП 439 ЦЭВКФ МО РФ, 2004. – 152 с.
  4. Сваткова Т.Г. Атласная география.- М: Аспект Пресс, 2002. – 203 С.
  5. Обзор «О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2005 году».- Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2006. – 147 с.
  6. Макеев В.Н., Дикунец В.А., Кудрин В.И., Соромотин А.В., Хотев В.В., Гертер О.В., Пикунов С.В., Перминов В.А. Методические рекомендации по применению Требований к определению исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды проектированию и ведению системы экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа. - Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004. – 92 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.