КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологические аспекты реформирования ВС РФ
Воздействие на окружающую среду военной деятельности. Вооруженные силы (ВС) являются составной и неотъемлемой частью государства. Их деятельность в мирное время должна проводиться в соответствии с государственной программой «Экологическая безопасность России» (1995 г.), международными договорами в области охраны окружающей среды «Комплексной программой нормативного обеспечения работ по промышленной утилизации ВВТ на период 1998-2005 г.г.» и др.. Важно установить нормирование антропогенных нагрузок на природу при осуществлении военной деятельности, чтобы не перейти ту черту, за которой восстановление нарушенных экологических систем станет невозможным. С другой стороны, перед ВС РФ ныне поставлена необычная задача: сыграть главную роль в деле уничтожения ядерного и химического оружия, подпадающего под действие международных конвенций. Вооруженные силы, очевидно, должны располагать определенным минимумом территории для проведения военной деятельности. Так, если в период второй мировой войны мотопехотному батальону США численностью около 600 человек хватало для маневров менее 16 км2, то ныне такому же подразделению требуется в 20 раз большая площадь. Кроме территории, вооруженным силам необходимо обеспечение потребным количеством ресурсов. Почти 25% реактивного топлива в мире используется в военных целях. При этом в США этот показатель равен 27%, в России — 34, в Германии — 50%. Во время крупномасштабных боевых действий доля военного потребления энергоресурсов может достигать 15—20%; в мирное время оно, как правило, составляет 3—4%. Это означает, что во всем мире в военных целях используется столько же нефтепродуктов, сколько их потребляет вся Япония.
На 35 полигонах взорвано более 1800 ядерных боезарядов, 25% из них — над землей, что привело к радиоактивному загрязнению с уровнями, превышающими чернобыльские. Продолжается практически неконтролируемое захоронение радиоактивных отходов атомной энергетики, промышленности и транспорта. Прежде чем рассмотреть эти аспекты, целесообразно выделить концепции, положенные в основу указанного процесса. 1. Концепция максимально допустимых нагрузок (МДН). Она имеет чисто биологическую направленность, при этом специалисты с достаточной точностью определяют МДН на природную среду, превышение которых вызывает деградацию и разрушение. К сожалению, концепции МДН пока не заняла достойного места в расчетах носимых специалистов. 2. Концепция устойчивого развития. Она отражает, по сути, компромиссную попытку экономического решения биологических проблем жизни и деятельности человечества за счет сохранения высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса в условиях нарастающего экологического кризиса. Эта концепция предусматривает, как известно, разумные ограничения при эксплуатации природных ресурсов, которые обусловлены современным уровнем техники, социальной организацией и способностью биосферы нейтрализовать отрицательные последствия человеческой деятельности, в частности военной. 3. Концепция ограничения гонки вооружений. Реформирование ВС поглощает существенную часть национального дохода, материальных, энергетических и людских ресурсов. При этом любые излишки в этой области ложатся тяжелым бременем на бюджет государства. Программа реформирования Вооруженных Сил России должна, по мнению специалистов, иметь три уровня обоснования, включая высший — экологический. Первый уровень (военный). Отталкиваясь от геополитического положения России и ее национальных интересов, формируются представления о составе, качественных и количественных параметрах армии и сил флота.
Второй уровень (экономический). Анализируются возможности государства по строительству ВС и поддержанию их боевого потенциала, проводится военно-экономическая оценка альтернативных вариантов достижения конечных результатов и выбор наилучшего по критерию «затраты — эффект». Третий уровень (экологический). Оценивается риск принятия экологически необоснованного решения. Так, если учесть возможность сохранения имеющейся тенденции потребления энергоресурсов, современные Вооруженные Силы могут в значительной мере отдалить или, наоборот, приблизить эру «энергетического голода» в целом по стране. В условиях природоохранных, территориальных, экономических и других ограничений военного строительства, имеющих, как правило, экологическую природу, возникают проблемы, которые можно объединить в три большие группы. Первая группа проблем связана с развитием военной инфраструктуры. Отведение и последующее содержание территорий (акваторий) в экологически безопасном состоянии требуют больших материальных затрат. О высоких потребностях ВС России свидетельствуют, например, такие данные: только под поля падения отделяющихся частей ракетоносителей Министерству обороны выделено 250 районом общей площадью 9 млн км2, т.е. половина площади страны. Можно утверждать, что решение первой группы экологических проблем реформирования армии должно определить рациональную долю «жизненного пространства» и коммуникаций России, отданных государством в долгосрочную «аренду» своим ВС. Вторая группа проблем связана с ограниченностью возможностей ресурсной базы. Значимость этих проблем возрастает с каждым годом. В то же время огромные просторы России с ее богатствами до сих пор поощряют экологическую беспечность, а экологическим ограничениям не уделяется должного внимания. Особо следует помнить о воспроизводстве главного ресурса ВС, каким являются люди. Известно, что здоровье призывников в силу ряда социальных и экологических факторов существенно ухудшилось. Третья группа проблем связана с правовой базой строительства и безопасности функционирования ВС РФ. Беспокойство вызывает и её несовершенство, и то, что она постоянно подвергается ревизии со стороны отдельных министерств и ведомств, которые пытаются решить свои проблемы за счет военных. Так, известны случаи многочасового отключения энергопитания центрального командного пункта РВСН, что является прямой угрозой подрыва обороноспособности
государства и возможной причиной возникновения крупномасштабной ЧС. Таким образом, в условиях экономического кризиса эколого-экономические факторы объективно становятся приоритетными, они начинают оказывать существенное влияние на строительство и жизнедеятельность ВС РФ, уровень их боеготовности, качество подготовки личного состава, накопление достаточных мобилизационных ресурсов. В свете этого определяется одна из главных целей военной экологии — способствовать созданию достаточного военного потенциала России с учетом экономических возможностей и экологических ограничений. Иначе говоря, перспективы ВС РФ во многом будут определяться их способностью «экономить природу».
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |