Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм охраны Конституции РФ




Понятие, классификация и виды конституций

Структура и содержание Конституции РФ. Функции Конституции РФ

 

Построение модели Конституции любого государства начинается с разработки ее структуры. Рациональная структура Конституции обеспечивает цельное нормативное регулирование общественных отношений, позволяет определить сущность и значение того или иного компонента (раздела, главы, статьи, части статьи).

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система и группировка, однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их изложения.

Структура российских Конституций на разных этапах ее развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствующей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной Конституции. Естественно, что на первом месте в структуре Советских Конституций были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых Конституциях вообще отсутствовали. Лишь только Конституция РСФСР 1937г. включила в одну из последних глав права и свободы граждан

По своей структуре и содержанию новая конституция России близка к традиционным Конституциям развитых демократических стран.

По структуре Конституция РФ 1993г. состоит из: преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и "заключительных и переходных положений", являющихся вторым разделом.

Кратко рассмотрим содержательную часть каждого структурного компонента Конституции РФ.

Преамбула – это вводная часть Конституции, которая не содержит правовых норм. однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, так как именно в ней указаны основания и обстоятельства послужившие поводом к ее принятию.

Преамбула Конституции РФ построена по канонам оформления международно-правовых актов, что позволяет подчеркнуть историческое величие документа и торжественность акта его применения.

Конституция и особенно преамбула отличаются торжественностью текста.

Раздел I не имеет наименования и состоит из 9 глав.

Глава 1. Основы Конституционного строя.

Данная глава состоит из 16 статей, которые закрепляют исходящие принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для всех остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава содержит 48 статей (с 17 по 64) которые конкретизируют положения ст. 2 Конституции РФ О человеке, его правах и свободах как высшей ценности. В частности, глава 2 закрепляет:

1. принципы правового положения человека и гражданина в РФ.

2. принципы гражданства

3. систему и содержание гражданских (личных) политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод человека и гражданина

4. гарантии основных прав

5. основные обязанности человека и гражданина.

Глава 3 Федеральное устройство РФ.

Данная глава содержит 15 статей (ст. 65-79) в которых развиваются ряд важнейших положений, закрепленных в главе 1, в частности в ст. 1,4,5 Конституции РФ.

Она закрепляет:

1. структуру государства, полный перечень наименований субъектов РФ;

2. конституционный статус РФ и ее субъектов;

3. предметы ведения (полномочия) органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и др.

Глава 4. Президент РФ

Эта глава состоит из 14 статей (ст. 80-93) которые закрепляют:

1. правовой статус Президента РФ как главы государства;

2. порядок вступления его в должность;

3. полномочия Президента РФ и основания их досрочного прекращения;

4. порядок отрешения его от должности.

Глава 5 Федеральное Собрание

Данная глава регулирует основы организации и деятельности парламента РФ и включает в себя 16 статей (ст. 94-109) закрепляющие:

1. статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа;

2. порядок его формирования и структуры;

3. компетенцию палат;

4. законодательный процесс;

5. основания и порядок роспуска Государственной Думы;

Глава 6 Правительство РФ

Она состоит из 8 статей (ст. 110-117) регулирующих деятельность Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть.

В частности глава 6 закрепляет:

1. порядок формирования и структуру Правительства РФ;

2. его компетенцию;

3. основания и порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

Глава 7 Судебная власть

В главе содержится 12 статей (ст. 118-129)

В ней закрепляется:

1. судебная система в России;

2. статус судей и принципы судебной деятельности;

3. порядок формирования и компетенции Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ и Прокуратуры РФ.

Глава 8 Местное самоуправление.

В этой главе 4 статьи (ст 130-133), которые конкретизируют положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляют:

1. формы местного самоуправления;

2. функции местного самоуправления;

3. гарантии местного самоуправления;

Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию закреплен в 4-х статьях (ст 134-137), где указываются субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках, порядок их внесения и пересмотр самой Конституции.

Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

Он не содержит статей, а включает в себя 9 пунктов закрепляющих переходные положения связанные с принятием новой Конституции. Основная цель переходных положений состояла в том, чтобы сделать этот процесс более мягким, позволить осуществить поэтичный процесс формирования системы органов государственной власти, привести текущее законодательство в соответствии с положением новой Конституции.

Функции Конституции Российской Федерации

Рассматривая данный вопрос необходимо отметить, что содержание его по многим позициям имеет проблематичный характер и некоторые функции Конституции несут в себе больше желаемый, чем действительный характер

Функции права - основные направления юридиче­ского воздействия на общественные отношения, опре­деляемые сущностью и специальным назначением пра­ва в жизни общества.

Функции Конституции - различные проявления назначения Конституции, отражающие ее роль в жизни общества.

В теории конституционализма указывается на несколько взаимосвязанных друг с другом функций Основного Закона.

1. Юридическая (правовая) функция.

В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразить это зна­чение в системе конкретных тезисов.

Конституционные нормы - высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.

Наличие в тексте Конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гу­манизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).

Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом по преимуществу, т.е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи Конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мо­тивировке иных юридических актов.

Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы именно конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

В системе источников права Конституция РФ является высшим звеном правовых актов государства. Обладая высшей юридической силой. Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории страны. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов, кроме всего прочего, подчеркивается, что в Российской Федерации не признается установление субъектами федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в юридическую силу федеральных законов. Эта норма, сама по себе естественная для государства с федеративным устройством. - своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов федерации, которое отличалось в последние годы не просто чрезмерной независимостью, но и стремлением создания внутреннего "сита" для федеральных законов.

Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.

2. Учредительная функция.

Учредительная функция Конституции состоит в том, что она, прежде всего, учреждает, закрепляет основополагающие начала организации и развития общества и государства. Так, основной закон учреждает официальное название государства – Российская Федерация, учреждает полновластие народа: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, как отмечается в статье 3 Конституции РФ, является многонациональный народ». Конституция, так же учреждает название органов государственной власти, наделяет их соответствующими полномочиями по изданию общеобязательных правовых актов. Например, официальное название парламента РФ – Федеральное Собрание РФ, его палат: Совет Федерации и Государственная Дума. Только парламент может принимать нормативные правовые акты обладающие высшей юридической силой т.е.,законы. Аналогично касается и органов исполнительной и судебной власти. Главой государства учреждается Президент. (Ст. 80 Конституции РФ).

3. Организационная функция.

Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов. Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, процедуру отставки Правительства РФ и т.д.

4. Политическая функция выражает роль Консти­туции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и за­креплении политического многообразия, многопартийно­сти, идеологического разнообразия. Представляя поли­тическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религи­озной розни.

5. Ограничительная функция

Смысл ее заключается в ограничении государственной власти правом. Конституционные нормы обязательны для государственных органов, образуют основу и границы их деятельности, предотвращают узурпацию и монополизацию власти. Установление юридических пределов деятельности государства, пределов его вмешательства в жизнь граждан, производство есть признак правового государства и развитого гражданского об­щества,

6. Стабилизирующая функция.

Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами Конституции. Стабильность институтов власти несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консервативностью в самом хорошем смысле этого слова. Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает "остановки", "омертвления" конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Кон­ституция России принята с немалыми дефектами, по­спешно. Как и любой нормативно-правовой акт, Консти­туция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, ежели "неконституционная пустота", лучше нежели отсутствие основ конституционной закон­ности. Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.

7. Воспитательная функция,

Воспитательная роль Конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел. От уровня правосознания во многом зависит - все ли положения Конституции принимаются. Задача Конституции сформировать у граждан РФ глубокое уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству. Нет готового учебника, по которому можно учиться конституционализму, нет практики, воспитывающей конституционное правосознание. Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить в сознании каждого сам дух конституционализма в повседневной жизни.

В целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности Президентом РФ был издал Указ №2131 от 29 ноября 1994 г. «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях».

Таким образом, роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях.

 

Многообразие Конституций, которые существуют на сегодняшний день в мире, позволяет нам провести их классификацию, т.е. установить закономерно существующие между ними общие и отличительные признаки. Это дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания.

Классификация Конституций как и любая классификация, носит условный характер, поскольку в мире нет Конституций, которые были бы идентичны по всем признакам. Они различаются не только, тем, что в них учтены национальные исторические особенности данного государства, но и разнообразием способов их разработки и принятия.

В науке конституционного права существует деление Конституций, по форме, на писанные и неписанные.

Писаные - Это единый, формализованный, принятый в особом процедурном порядке или утвержденный и изданный юридический акт.

Неписанные – такие конституции, которые представляют собой совокупность различных источников права. Например, Билль о правах, прецедентное право, конституционные принципы и конституционные обычаи, отдельные законы (так называемое статутное право) регулирующие конституционные отношения и т.д.

Неписанные конституции имеют государства Великобритания, Новая Зеландия, Израиль.

Конституции можно классифицировать и по времени их действия.

Постоянные - имеют неограниченный срок действия.

Временные - принимаются на определенное время.

По порядку изменения и дополнения Конституции делятся на гибкие и жесткие.

Конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство, относятся к гибким (княжество Монако, Саудовская Аравия и др. страны). Если изменения в Конституцию вносятся в более сложном порядке, чем в текущие законы, она считается жесткой. Жесткость Конституций обеспечиваются требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония). Принятием поправок на референдуме (Франция) утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Российская Федерация, США).

В зависимости от формы правления Конституции можно классифицировать на Конституции монархические (Япония 1977г., Испания, Норвегия и др. и республиканские (Конституция Франции 1985г., США, Россия и др.)

По форме политического режима Конституции могут быть демократическими и антидемократическими.

Антидемократические: авторитарные и тоталитарные.

Демократические - закрепляют демократические основы государства (разделения властей, свобода выбора вероисповедания, свобода слова и печати т.д.) не только закрепляют, но и реально гарантирует их реализацию.

Антидемократические являются противоположностью демократической Конституции. Вместе с этим следует различать тоталитарные и авторитарные конституции.

Тоталитарная - закрепляет наличие единой идеологии, контроль над политической, экономической, социальной сферой общества, бытом и культурой, политическое господство одной партии, возглавляемой вождем. Партии подчинено государство, печать, средства массовой информации и т.д.

Авторитарная Конституция промежуточная между демократической и тоталитарной. Она не закрепляет единую идеологию, управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме методами, государственная власть не достигает полного контроля над всеми сферами жизни.

По форме государственного устройства Конституции бывают унитарные и федеральные.

Унитарные Конституции (Финляндия) Конституция закрепляет единство государственной власти, единое законодательство, деление территории государства в основном на административно-территориальные единицы.

Федеративная Конституция – закрепляет федеративное устройство государства, а именно: наличие в его составе иных государств (Республик в составе РФ), или государственных образований (краев, областей, городов федерального значения) обладающих признаками государственности.

Итак, Конституция РФ 1993г. является по содержанию Конституцией демократического федерального правового государства с республиканской формой правления, по форме выражения - писаной, по времени действия - постоянной и по порядку изменения - жесткой.

 

Под правовой охраной Конституции принято понимать совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех конституционных норм и строгое соблюдение режима Конституционной значимости.

Согласно действующему законодательству, субъектами охраны Конституции РФ являются: Президент РФ и Конституционный Суд РФ. В соответствии с ст. 80 ч.2 Конституции РФ Президент России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ.

Как глава государства, Президент РФ, вправе отменить акты органов исполнительной власти РФ в случае противоречия их Конституции РФ, Законодательству РФ и Указам Президента РФ (Ч.3 Ст.115 Конституции РФ).

Президент также, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 Ст.85 Конституции РФ).

Особую роль в охране Конституции играет Конституционный Суд РФ, который в соответствии со ст. 125 ч. 2 Конституции РФ по запросам уполномоченных основным законом субъектов (Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др.), рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применения.

Кроме вышеперечисленных органов, в механизме охраны Конституции РФ задействована вся система органов государства. Это органы законодательной власти, Правительство, Вооружённые силы, Внутренние войска, СВР, ФСБ и т.д., в соответствии с их полномочиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.