Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямое действие российской Конституции




Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации.

Одним из основных качеств любой конституции - это ее стабильность.

Стабильность означает: неизменность основных положений конституции при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества. Стабильность конституции является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др) и обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых является аналогичным порядку изменения обычных законов;

2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких относится и российская Конституция[6]. Поэтому в большинстве стран мира действуют жесткие конституции.

Принятие и изменение Конституции Российской Федерации согласно ее содержанию, относится к предмету ведения Российской Федерации

Порядок и условия внесения поправок и пересмотра основного закона определяются в главе девятой Конституции Российской Федерации.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Применительно к разным конституционным нормам предусмотрено четыре способа их изменения.

Первый способ. Положения гл. 1, 2, 9 в соответствии со ст. 135 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Внесение управомоченными субъектами предложения о поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Более того, такое предложение должно быть подержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Принятие новой Конституции относится к компетенции специально созываемого в соответствии с Федеральным конституционным законом Конституционного Собрания, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции. Конституционное Собрание вправе самостоятельно принять двумя третями голосов от общего числа его членов новую Конституцию, либо вынести ее на всенародное голосование. При проведении всенародного референдума, Конституция РФ будет считаться принятой, если за нее проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Второй способ. Поправки в соответствии с действующей Конституцией допускаются только к главам 3—8. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108 Конституции), т.е. требуется одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов федерации.

Правовым актом, которым вносится поправка, является закон РФ о поправках к Конституции РФ[7].

Третий способ. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно – правового статуса субъекта Российской Федерации.

Четвертый способ. В случае изменения наименования субъекта Российской Федерации, новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Изменения в действующую Конституцию вносятся в упрощенном порядке указами Президента РФ. Президент РФ издает указы на основании решений субъектов федерации об утверждении ими своих новых наименований. Приведенный вариант изменения конституционного текста в тексте самой Конституции прямо не оговорен — он предусмотрен в постановлении Конституционного суда от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции[8]. Конституционный суд указал, что Президент РФ на основании чч. 1 и 2 ст. 80 Конституции является главой государства и гарантом Конституции. Из этого вытекает и его обязанность обеспечить включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции. Правовым основанием такого действия является решение субъекта федерации об изменении собственного наименования, принятое в строгом соответствии с федеральным законодательством и законодательством данного субъекта.

Конституция современного демократического государства должна обладать и таким важным свойством как прямое действие.

Практическое значение прямого действия конституции состоит в том, что у гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он вправе обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму зако­нов или подзаконных актов[9]. Таким образом, прямое действие конституции означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

Часть I ст. 15 Основного закона гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»[10]. В предыдущих конституциях России такой записи не было. Она означает, что новая Конституция - не торжественная декларация, а полноценно действующий нормативно-правовой акт, нормы которого можно использовать для решения конкретных споров, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, т.е. для разрешения дел по существу.

Прямое действие Конституции - большое завоевание демократической России: не менее важное, чем, например, частная собственность или свобода массовой информации. При этом, конечно, нужно понимать, что прямое действие Консти­туции - это не просто изменение принципа действия Основного закона путем росчерка пера законодателя, а следствие глубо­ких социально-экономических преобразований, становления гражданского общества. Здесь следует обратить внимание на то, что нормы ст. 15 Конституции относятся к числу норм, устанавливающих основы конституционного строя страны.

В ст. 18 Конституции сказано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они оп­ределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного са­моуправления и обеспечиваются правосудием»[11]. В то же время прямое действие Конституции, обязывающее органы государства использовать ее нормы в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения, имеет отношение не только к правам граждан, но и означает, что государство получает возможность непосредственно на основе норм Конституции в рамках применения права предпринимать властно-принудительные действия в целях восстановления конституционного порядка, сохранения своей целостности, ликвидации незаконных вооруженных формирований и т. п.

Государственный орган, используя свойство непосредственного действия конституционной нормы, может на ее основе запустить соответствующий принудительный механизм, в том числе и «силовой».

Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:

1.Всенормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться, как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции. Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом»[12].

2.Прямое действие Конституции не означает, что не должны приниматься конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации конституционных норм. Напротив, все это предполагает сама природа Основного закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.

Обеспечение прямого действия Конституции — одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд РФ.

Различное применение в судах положений конё1ституции несовместимо с режимом конституционной законности.

Пленум Верховного Суда РФ в ряде постановлений дал разъяснения, основанные на приоритете конституционных норм, и ориентировал суды на применение Конституции как акта прямого действия при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Так, 31 октября 1995 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[13], в котором подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.

В нем, говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непо­средственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый по­сле вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соот­ветствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует[14].

Это постановление в силу выработавшейся еще в советский период традиции стало обязательным для судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

Профессор А. Б. Венгеров называет формы, в которых орга­ны государства, в том числе и органы правосудия, могут приме­нять непосредственно Конституцию:

а) обособленно от других нормативных актов, со ссылкой на статьи Конституции;

б) совместно с другими нормами иных нормативных актов;

в) для мотивировки своих решений, приговоров, когда им надо придать важное социальное звучание, объяснить цель своих конкретных актов правоприменения.

Справедливости ради надо указать и на то, что в литературе также высказаны более осторожные или даже скептические оценки значения нормы о прямом действии Конституции. Так, профессор С. В. Поленина по этому поводу пишет: «Наличие в Конституции такой нормы (о ее прямом действии -можно только приветствовать, однако уповать на нее как на панацею, которая якобы может в корне изменить нашу судеб­ную и административную практику, едва ли стоит»[15]. И далее: «Признание всех положений Конституции нормами прямого действия, даже если они не содержат указаний о порядке их ре­ализации, не так безобидно, как это иногда кажется»[16].

Однако в современной действительности оно вызывает споры теоретического характера, влияющие на правоприменительную деятельность, а правила применения Конституции, изложенные в этом постановлении, стали конфликтовать с правовыми позициями Конституционного Суда РФ по аналогичным вопросам.

9. Конституционный строй Российской Федерации: понятие и принципы.

Термин «конституционный строй» впервые официально появился в 1990 г. в связи с учреждением поста Президента СССР и изменением редакций статей 6 и 7 Конституции (Основного Закона) СССР.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР после изменения редакции статьи 7 Основного Закона запретил «создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни».

Позже, на основе предложений Конституционной комиссии, в часть первую статьи 1 Конституции (Основного Закона) РСФСР шестым Съездом российских депутатов была внесена норма, которая закрепила следующее положение: «Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей».

В современной науке конституционного права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

В отечественной литературе можно найти различное понимание конституционного строя.

Так, например, одни ученые видят в конституционном строе, прежде всего систему конституционных отношений как предмет конституционного регулирования, а также систему конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя.

Другие - в свою очередь вкладывают в это понятие совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву.

Третьи - полагают возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное конституционно – правовыми нормами.

На наш взгляд, приведенные определения конституционного строя отражают лишь отдельные стороны изучаемого явления. По нашему мнению это понятие должно развивается из категорий общественного и государственного строя.

Наличие в государстве конституции само по себе не означает, что в данном государстве установлен конституционный строй. При конституционном строе, прежде всего, все институты государства и общества должны быть подчинены господству права.

Глава I Конституции РФ «Основы конституционного строя» устанавливает целую систему принципов конституционного строя России.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1),

Закрепляет гуманные начала конституционного строя (ст. 2, 6)

устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3),

определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4).

Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5),

Закрепляются основы экономический деятельности (ст.ст.8,9)

закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10),

устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11).

Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности, а также ст.14, закрепляющая светский характер государства.

Таким образом, основы конституционного строя закрепляют исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяют сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими природными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя.

В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативных правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу.

Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

При анализе конституционных норм и их связей важно выяснить и установить, прежде всего, что главное внимание в первой главе уделяется принципам организации и деятельности государства, объясняется его значимость в современном обществе, а также необходимость защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного ус­тройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в экономической, политической, социальной и культурно-духовной сферах общества и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих конституционного строя в це­лом.

Будучи моделью комплекса общественных отношений, основы конституционного строя выступают как наиболее крупный объект конституционного регулирования, представляющий собой:

а) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;

б) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права.

Основы конституционного строя предстают в виде совокупности родственных правовых норм крупного самостоятельного государственно-правового института.

Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику. Это позволяет соединить их в одну группу и охарактеризовать путем перечисления общих одинако­вых свойств, которые присущи всему рассматриваемому институту.

Его нормы воздействуют на общественные отношения путем закрепления определенных начал устройства общества и государства;

как правило, не порождают конкретные правоотношения;

определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, стороны социальной реальности;

адресованы всем субъектам права, правоприменяющим субъектам;

способом их охраны является общий режим защиты Конституции, конституционного строя;

имеют по преимуществу конституционную форму выражения;

по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства, всех отраслей права;

по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепле­ние концептуальных идей, признанных основополагаю­щими для данного общества и государства;

по своим функциям они являются определяющими для всех дру­гих институтов и играют направляющую роль для всего государственно-правового регулирования.

Кроме этого, общая специфика основ конституционного строя выражена также в его чертах, а именно.

Основы конституционного строя имеют

а) основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

б) носят политико-правовой характер;

в) характеризуются нормативностью и общеобязательностью;

г) юридическим верховенством по отношению к остальным положениям Конституции, и всем нормативным актам государства;

д) определенностью и категоричностью;

е) сжатостью и концентрированностью положений;

ж) постоянностью действия;

з) общеприемлемость, свободой от идеологических установок;

и) целостностью;

к) устойчивостью и особым порядком изменения.

Если Конституционный строй представляет собой, в обобщенном понятии, совокупность определенных социаль­ных отношений, то основы конституционного строя — это система основополагающих принципов, которые лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Все принципы закрепленные в преамбуле и главе 1 Конституции РФ можно объединить в три группы.

К первой группе принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Её составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Рассмотрим эти принципы.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции). Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признаёт и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст.12 Конституции).

Российская Федерация – федеративное государство.

Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории. Это получило своё выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.

Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов Федерации).

Принцип разделения властей находит своё проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её объектов.

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами, в международном общении.

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – составная часть её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина. Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности. Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Таким образом, положения главы первой Конституции РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жёсткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (ст.135 Конституции).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.