Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные и экономические права и свободы человека и гражданина




Социальные и экономические права и свободы – права, свободы и обязан­ности человека и гражданина в сфере экономики. Они обеспечивают удовлетворение важнейших жизненных потребностей человека[61]. Социальные и экономические права и свободы это не одно и то же, но они находятся в тесной связи друг с другом, хотя социальные права и свободы являются производными от экономических, они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:

распространенность на определенную — социально-экономическую — область жизни человека;

допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «спра­ведливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов[62].

Важной особенностью социально-экономических прав, прямо вытекающей из их основных характеристик, являются ограниченные возможности их судебной защиты. Суд не может помочь человеку реализовать свое право на достойный уровень жизни, предоставить работу безработному или жилище нуждающемуся в нем. Защите подлежат не эти принципиальные положения, а вытекающие из них конкретные нормы, например о праве безработного на соответствующее пособие или об отсутствии дискриминации в системе оплаты труда и т. д.[63]

Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Не предусматривает гарантий социально-экономических прав, поэтому Европейский Суд по правам человека не принимает жалобы на нарушения этого вида прав, считая, что обязанность предоставлять услуги социально-экономического характера возлагается на государство только в тех случаях, когда это безусловно необходимо для обеспечения возможности пользоваться защищаемыми Конвенцией правами первого поколения[64].

Обеспечить защиту социально-экономических прав в полном объеме на настоящем этапе невозможно, хотя многие из этих прав являются субъективными и их соблюдения можно требовать в суде[65] (например, право на медицинскую помощь, на назначение пенсии и т. д.). Однако это не является основанием считать социально-экономические права второстепенными и недооценивать их значение.

Исходя из этого можно определить специфические особенности социально-экономических прав, которые:

- направлены на выравнивание экономического неравенства, обеспечение каждому достойного уровня жизни;

- являются для государства целевыми, программными, ориентирующими на социальную деятельность, т. е. содержат в себе социальную программу деятельности государства, требующую от него постоянных усилий по ее осуществлению;

- носят характер прав-притязаний, т. е. характеризуются правом индивида требовать от государства положительной деятельности (гарантий) по созданию условий для реализации признаваемых за ним прав;

- сформулированы как «эволюционные» права, достижимость которых зависит от состояния экономики и ресурсов конкретного государства[66].

Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 — 27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ).

Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.

Среди важнейших экономических прав следует выделить право на труд.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве консти­туции мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию[67]. Подобные нормы нашли свое отражение и в Декларации прав и свобод человека и гражданина, здесь говорится:

Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

Каждый имеет право на защиту от безработицы.

Принудительный труд запрещен[68].

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за так называемое «тунеядство», бродяжничество и т.д, хотя ранее такие положения существовали. Но, Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.

Принудительный (недобровольный) труд допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств[69].

Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставля­емую государством любому лицу.

Труд является одним из условий возникновения первона­чального права на собственность.

Право частной собственности на имущество, в том числе и на землю, гарантируемое ст. 35, 36 Конституции РФ, является важной разновидностью прав и свобод человека и охраняется всей системой российского законодательства. Изменения и до­полнения в этой области могут быть введены только законом. Гражданин вправе иметь в собственности любое имущество производственного, культурного и иного назначения, за извлечением того, которое в соответствии с законом или международными договорами РФ не может ему принадлежать по соображениям государственной и общественной безопасности[70].

В Российской Федерации гарантирована свобода экономической деятельности как проявление личной свободы граждан в сфере предпринимательства (ст. 8 Конституции РФ). Она осуществляется путем реализации прав: свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности; частной собственности, свободы договора, права па доброе имя (деловую репутацию), на возмещение вреда, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и др[71].

Социальные права обеспечивают человеку достой страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслу­живание.

Согласно Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных чле­нов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста). Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия). Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.), все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию – это право, а не обязанность человека.

Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 7 Конституции РФ предусматривает, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а это включает в себя право на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Если рассматривать право на достаточный уровень жизни, то его аспектом является право на жилище.

Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья[72].

Помимо всего каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ. Но право на охрану здоровья по Конституции РФ существенно отличается от советского периода развития общества, когда любая медицинская помощь должна была оказываться бесплатно. В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ установлено, что эта помощь бесплатно оказывается только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Вопросы охраны здоровья граждан в настоящее время регулируются, в основном, специальным законодательным актом - Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.

Таким образом, обязанность Российского государства в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.