Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика организационной структуры гражданской службы




Организационная структура федеральной гражданской службы

Выше уже отмечалось, что государственная гражданская служба России имеет два уровня организации – федеральный и региональный. Гражданская служба осуществляется также в государственных органах законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. Разумеется, представительство в них гражданских служащих неодинаково.

Далее необходимо выделить структуру должностей, которые подразделяются на категории и группы.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», который вступил в силу с февраля 2005 г., вносит значительные изменения в должностную структуру и расширяет институциональные границы гражданской службы. Согласно ст. 9, в государственную службу включаются следующие категории должностных лиц:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, утверждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Учреждение категории «обеспечивающие специалисты» расширяет границы государственной гражданской службы за счет включения лиц, которые до 2005 года не имели статуса государственных служащих.

Верхняя граница государственной гражданской службы установлена между государственными должностными лицами и должностями государственной службы категории «руководители». Нижняя граница проходит между госслужащими категории «обеспечивающие специалисты» и обслуживающим персоналом, который не имеет статуса государственных служащих и занимается выполнением хозяйственных, ремонтных и т.п. работ (работники столовой, водители, слесари и проч.).

 

Что же касается групп должностей, то здесь, как, впрочем, и в старом законе, выделяются следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Следует обратить внимание на установленное законом соотношение категорий и групп должностей. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы. Должности категории «специалисты» – на высшую, главную, ведущую и старшую группы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» – на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также иным признакам, образуют Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным правовым актом субъекта РФ. В совокупности они образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Гражданским служащим, которые замещают должности без ограничения срока полномочий, квалификационные разряды присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

В должностной регламент, согласно ст. 47, включаются, помимо квалификационных требований к уровню и характеру знаний и навыков, к образованию и стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, такие социально значимые позиции, как:

·должностные обязанности, права и ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей;

·перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

·перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

·показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности или включении гражданского служащего в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

В соответствии с указанными требованиями гражданским служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

действительный государственный советник Российской Федерации первого, второго и третьего класса (присваивается лицам, замещающим высшие государственные должности государственной службы);

государственный советник Российской Федерации (также имеет три класса квалификации и присваивается лицам, замещаемые главные государственные должности;

советник Российской Федерации (имеет три класса квалификации и присваивается лицам, замещающим ведущие должности государственной службы);

советник государственной службы (имеет три класса квалификации и присваивается лицам, замещающим старшие должности государственной службы);

референт государственной службы (имеет три класса квалификации и присваивается лицам, замещающим младшие должности государственной службы).

 

субъектов Российской Федерации

Организационная структура региональной гражданской службы отличается разнообразием, обусловленным социальными, экономическими, территориальными, культурно-историческими и политическими факторами, а также естественным для периода становления и развития региональной госслужбы процессом поиска оптимальных моделей организации. Примерная структура включает:

·государственную службу законодательного органа субъекта федерации;

·государственную службу исполнительной власти, в состав которой входят госслужащие аппарата руководителя исполнительной власти, других органов исполнительной власти субъекта федерации, а также избирательной комиссии, контрольно-счетной палаты и проч.;

·государственную службу конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

При анализе структуры региональной госслужбы необходимо иметь в виду, что в большинстве субъектов федерации не сформированы уставные суды и, следовательно, отсутствуют соответствующие подразделения госслужбы. Принципы взаимодействия государственной службы ветвей региональной власти аналогичны федеральной государственной службе, так же, впрочем, как и отклонения от них в сторону исполнительных органов.

На территории региона госслужба субъекта федерации призвана выполнять функции внутренней организации, социальной организации регионального сообщества и обеспечивать его интеграцию. Таким образом, она должна на определенной части территории Российского государства создавать совместно с федеральной государственной и муниципальной службами единое социальное, экономическое, правовое и культурное пространство.

Наряду с указанными ранее общими функциями, госслужбы ветвей региональной власти призваны осуществлять и специфические обязанности. Так, функционал госслужбы законодательного органа включает:

1) организацию подготовки и проведения сессий законодательного органа, заседаний депутатских комиссий, слушаний и других мероприятий;

2) участие в разработке проектов нормативных актов и проверке исполнения принятых решений;

3) учет и систематизацию правовых актов;

4) документационное обеспечение депутатов и делопроизводство;

5) рассмотрение писем и обращений граждан;

6) обеспечение взаимодействия с органами исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления;

7) анализ социально-экономического положения в регионе и др.

В связи с увеличением численности депутатского корпуса в законодательных собраниях субъектов федерации (к примеру, в Думе Волгоградской области – 48 депутатов) происходит рост численности госслужащих в аппарате представительных органов, которая составляет, как правило, более 100 человек, замещающих должности в пресс-службе, в организационном, юридическом, информационно-аналитическом и общем отделах.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте основное содержание понятия «организация государственной службы».

2. В чем заключаются наиболее существенные нововведения в определении принципов гражданской службы?

3. Какие группы должностей включены в структуру государственной гражданской службы РФ?

4. Назовите основные функции государственной службы законодательного органа власти субъекта Федерации.

5. Назовите существенные различия в содержании деятельности государственных служащих категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

 

Проблемные задания

1. Журналистка В.Макевнина опубликовала в «Волгоградской правде» от 1 февраля 2011 г. статью «За месяц до весны», где сообщается, что «работу региональных чиновников у нас в регионе теперь будут оценивать по 538 показателям. А их 5 с половиной тысяч человек. Хорошая тема для написания диссертации каким-нибудь головастым аспирантом – как можно организовать такие подсчеты, если это вообще практически можно осуществить. И главное, как система сможет работать? А если из полусотни показателей оставить всего-навсего два – повышение доходов жителей области и снижение уровня криминогенности и «завязать» на них зарплату каждого чиновника? Да встроить в систему все без исключения правоохранительные подразделения – так, чтобы для каждого главным было не поймать и в кутузку посадить – помочь сделать жизнь более справедливой и комфортной для большинства... И так на любом – от муниципального до федерального – уровне ответственности. Казалось бы, чего проще? А у нас сложнее сложного…»

Задание: На сайте Администрации Волгоградской области найдите Перечень задач и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области, на который ссылается журналист. Проведите анализ содержания этого документа и ответьте на вопрос, следует ли согласиться с предложением сократить число оценочных показателей и свести их к полусотне, или к двум показателям – «повышение доходов жителей области и снижение уровня криминогенности и «завязать» на них зарплату каждого чиновника?» Оцените значимость показателей, относящихся к деятельности подразделения, в котором Вы служите, либо проходили практику с точки зрения их соответствия целям его деятельности.

 

2. Распределите приводимые ниже должности в системе государственного управления Волгоградской области по следующим категориям: «государственная должность», «руководитель», «помощник» («советник»), «специалист», «обеспечивающий специалист».

Аудитор контрольно-счетной палаты; ведущий специалист управления социальной защиты населения; ведущий специалист канцелярии; главный бухгалтер комитета по печати и информации; главный специалист комитета по делам молодежи; депутат областной Думы; заведующий хозяйством контрольно-счетной палаты; заместитель главы администрации области; консультант аппарата главы администрации области; начальник главного управления администрации области; помощник главы администрации области; председатель избирательной комиссии Волгоградской области; руководитель аппарата Волгоградской областной Думы; программист информационно-аналитического отдела; заместитель председателя областной Думы.

Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М., 1993.

2. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 27 мая 2003 г.].

3. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 31 июля 2004 г.].

4. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): федер. программа: [утвержд. Указом президента РФ 10 марта 2010 г.].

5. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской федерации от 30 ноября 2010 г.

6. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

7. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело. 2009.

8. Государственная служба: учебник / под ред. В. Г. Игнатова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

9. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

10. Мэннинг, Н. Реформа государственного управления: международный опыт / Н. Мэннинг. – М.: Изд-во «Весь мир», 2003.

11.Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

12. Оболонский, А.В. Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия / А.В. Оболонский. – М.: Дело, 2002.

13. Турчинов, А. Субъект управления государственной службой: проблемы формирования / А. Турчинов // Государственная служба. – 2004. – № 1.

14. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 

Словарь терминов и определений

Организация государственной службы – процесс и результат упорядочения, регулирования и координации взаимодействия государственных органов и деятельности государственных служащих.

Принцип государственной службы – основное положение, определяющее организацию и функционирование госслужбы.

Функция государственной службы – предназначение и способность государственной службы выполнять определенные законодательством обязанности в интересах государства и общества.

Структура государственной службы – устойчивая совокупность государственных органов, должностей и замещающих эти должности государственных служащих, связанных отношениями субординации и координации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.