Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение правосубъектности в др риме




Латины

Категории:

1. Древние-предстваители племен лациума, кот имели меньше заслуг перед г-вом

2. Провинциальные- те, кот уехали из рима жить в провинции

3. Юниане

 

Првосубъектность опр-сь принадлежностью к одной из этих групп.

Например, древние латины в отличие от квиритов могли только голосовать в НС, частные права совпадали с квиритами

Провинциальные латины. Им сложнее было вступать в законный брак, требовалось спец разрешение(рескрипт) главы провинции

Юниане

Перегрины. с точки зрения цивильного права иностранцы не явл субъектами права. Иностранцы приобрели правосубъктность благодаря ius gentium.

Публичными правами иностранцы не обладали.

Частные права иностранцев

1. ius commercial в ограниченном объеме(все сделки, кроме сделок, связанных с приобретением в с-ть исконно римской земли).

2. не могут вступить в законный римский брак.

3. ребенок приобретает статус матери(при сожительстве)

 

Вольноотпущенники(либертины) -лица, отпущенные г-ном на свободу.

Бывший г-н назывался патроном. Правое положение либертина зависит от правосубъектности бывшего г-на.

1. Если квирит или латин отпускает раба, то последний приобретает:Ius commrcia и ius connubi,но в ограниченном объеме. Вольноотпущенник может вступать в брак только с вольноотпущенниками, не может приобретать исконно римскую землю

2. Вольноотпущенник иностранца приобретает только ius commercial в ограниченном объеме.

 

После того, как г-н отпускает раба на свободу, вольноотпущенник по прежнему юридически зависит от своего патрона

Вольноотпущенник имел 1 об-ть перед патроном и 1 право у патрона:

1.обязан аллиментировать(содержать патрона при необходимости) если он этого не делает, то г-н обращается к претору с проосьбой вернуть его в рабство.

2. патрон являлся наследником после вольноотпущенника(сначала в 3 очереди, а потом во второй)

 

Колоны -особое соц сословие кот появл в риме в постклассический период в 4 в это характерно для феодализма).. 322г и 357г две конституции.

В это время финансовый кризис. К. 322 г вводит новый налог на землю: подушный налог(за каждого арендатора), но и ввела обеспечительные меры: арендаторам запрещено уходить с земли, а собственникам запрещено их выгонять до истечения рока договора.

 

Колоны -изначально свободные лица, кот прикрепили к земле(лица, лишенные свободного перндвижения).

Колонами стали лица, кот работали на условиях аренды по к.322г.(но не все арендаторы а те, кот арендолвали землю 30 лет).

Дети, рожденные в семье, если отец относился к колонам становились колонами,

Сам собственник мог сделать колонами лиц, кот бродяжничали и попрошайничали на земле собств-ка.

Если колон уходил без разрешения, то с-к все равно платил за него налог, но с-ку предоставлен виндикационный иск для возвраты такого лица.

 

Статус familia касается только тех лиц, кот обладают ius connubii(квиритов и латинов). Отношения в римской семье были построены на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица-домовладыки pater families-это муж, как правило старший по возрасту. Все остальные члены – подвластные.

Власть домовладыки над остальными членами семьи:

1. В области личных прав. Член семьи монг уйти только с разрешения, мог втсупить в брак только с разрешения

2. В области имущ прав мог заключать сделки с согласия домовладыки, последний мог забрать им-во, приобретнное по такой сделки.

3. За непослушание домовладыка мог продать в рабство, мог физичеки наказать.

Власть домовладыки частично напоминала власть г-на над рабами.

Домовдладыка имел власть путем:

  • Дети домовладыки автоматически попадали под его власть
  • Узаконение своих небрачных детей
  • Усыновление чужих детей
  • Вступление женщины под властью мужа

С течением времени власть ослабевает. Уже в 1 в до н.э. появл институт военного пекулия, ребенок домовладыки может без разрешения пойти служить в армию, и все им-во кот он получает явл его с-тью.

 

При Юстиниане эти правила распространили на все виды гос службы. Появл возможность пожаловаться в магистрат на жестокое обращение(если жестокость была, то освобождали от власти). В классический и постклассический период нельзя продавать в рабство.

Способы освобождения от отцовской власти:

1. Смерть домовладыки. Дочери домовладыки становились женщинами свободными от власти отца. А мужчины становились патер фамилис(если у них нет семьи в этот мосент, то их власть считается потенциальной.)вдова попадает под опку сыновей

2. Лишение домовладыки либо статуса гражданства либо статуса свободы

3. Эмансипация - освобождение подвластного ребенка по желанию домовладыки. Специальная суд процедура с применением фикции. Домвладыка, кот хотел освободить своего ребенка, должен был пригласить другого домовладыку. Предмет спора - подвластный сын или дочь. Приглашенный домовладыка - истец, действительный - ответчик. Истец подавал виндикационный иск о том, что ребенок находится под его властью. Ответчик не возражал. Претор признавал, что истец прав. Потом истец отпускал ребенка. Если сына отпускали, то 3 раза повторяли «под отцовской властью», а дочь один раз. В дальнейшем порядок был упрощен.

 

В эпоху императоров появилось еще 2 способа:

  • сын мог быть освобожден рескриптом императора за успехи на военной службы
  • подвластный мог обратиться с жалобой в магистрат на жестокое обращение домовладыки(напр истязание), тогда он освобождался.

 

С семейным статусом был связан институт родства. В римском семейном праве существовало 2 вида родства:

1. Agnatio (агнацкое, агнатическое) родство-родство основанное, на общности подчинения лиц власти одного домовладыки.

Признаки:

  • родство не основано на общности происхождения от одного предка
  • агнатское родство моно приобрести как с момента так и после рождения. (если внебрачный, то его либо узаконят либо усыовят)
  • агнатское родство можно поменять (например подвластная дочь вступает в брак с властью мужа. Она теряет связь со своей семью, но приобретает с семьей мужа
  • можно утратить(напр вследствие эмансипации)
  • не имеет линий и степеней

 

2. Cognatio (когнатское родство) - родство, основанное на общности происхождения от одного предка.

Признаки:

  • возникает только с момента рождения
  • не может быть изменено или утрачено
  • имеет линии и степень:

 

Линии родства может быть прямыми и боковыми.

Прямая линия родства объединяет родственников, кот происходят непосредственно друг от друга (дед-отец-сын-внук). Прямая делится на восходящую лини(от потомка к предку отец-дед-прадед), нисходящая от предка к потомку (прадед-дед-отец).Прямая линия начинается с первой степени родства.

Боковая линия соединяет родственников, кот происходят не непосредственно друг от друга, а от одного какого-то предка. Боковая линия начинается с второй степени (два сына-братья)

Степень родства - кол-во рождений между сопоставляемыми родственниками.

 

Правовое значение родства:

1)при наследовании по закону

2)кровное родство влияло на вступление в барк (могло стать препятствием).

 

Брак в римском праве.

Семья в др риме образовыалась по средством брака.

Принципы брака:

1)принцип единобрачия(одновременно можно состоять только в одном законном браке)

2)принцип моногамии (в одном браке можно иметь только одного брачного партнера)

 

До заключения брака действовал юр обычай: обручение - sponsalia

Будущие супруги обручались(sponsalia) в рамках обручения стороны давали клятву о вступлении в брак в последующем, стороны обменивались подарками. Заставить вступить в брак в последствии было невозможно. За нарушение клятвы предусматривалась отв-ть, характер ответственности зависел от исторического периода

 

В цивильном праве сторон, нарушившая клятву должна была возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В преторском праве сторона нарушившая клятва могла быть признана бесчестной по отношению к др лицу.

В императорском праве, сторона, уклонившаяся от вступления в брак, должна вернуть полученные подарки.

 

Виды брака:

  • с властью мужа (cum manu mariti). Исторически был первым
  • без власти мужа(Sine manu mariti).

 

Первый брак исторически в цивильном праве возник брак с властью мужа, существовал до императора Юстиниана.

 

Действует принцип юр неравенства супругов (подчинение жены власти мужа). Этот принцип проявл личных и имущ прав супругов.

 

Личные права:

  • Жена должна была подсиняться приказам мужа, она не могла уйти из семьи без его разрешения. Если она делает это, то он имеет право вернуть её с помощью виндикационного иска, как вещь.
  • Женщина не может развестись без согласия мужа
  • Вступая в такой брак женщина либо меняет агнатских родственников, либо приобретает агнатское родство(если она была свободная)
  • Юридически у мужа было право в случае непослушания жены продать её в рабство

 

Имущ права:

  • При вступлении брак жена или её родственники передавали приданное, муж становился собственником приданого, в случае прекращения брака приданое оставалось у мужа, если он его потратил, то ничего не возмещал. Если муж умер, то приданое оставалось в семье мужа
  • Им-во, нажитое в период брака, становилось со-тью мужа.
  • Супруга имела право наследовать после смерти мужа(но она являлась наследницей последней очереди)

 

При императоре Юстининан все кардинально менятеся, появл брак без власти мужа.

Брак принципиально отличается. Базируется на принципе юр равенства супругов. Это выражалось и в личных и имущ правах супругов.

 

Личные права:

  • Женщина формально не подчиняется мужу. Вопросы решают по взаимному согласию
  • Она имеет право на развод без согласия мужа
  • Может уйти без разрешения
  • Не теряет агнатское родство\не возникает новое агнатское родство

 

Имущ права:

  • На совместно нажитое им-во действует принцип раздельной собст-ти
  • Между супругами запрещается пакт дарения
  • Приданое: по прежнему жена предоставляет приданое. Но муж лает клятву не расходовать приданое без согласия жены. А в случае прекращения брака в некот случаях муж обязан вернуть приданое

Основание прекращения брака:

1. Смерть. Если умер муж, то жена получает свое приданое. Если жена умирает, то приданое остается мужу, кроме случая когда приданое предоставлялось не женой, а её домовладыкой, и он жив, тогда он может истребовать приданое

2. Развод. Прав на приданое лишается прав на приданое. Инициатор развода презюмируется виновником, пока он не докажет обратное. Если развод по соглашению сторон, то они сами решает судьбу приданого.

Условия вступления в брак: делились на позитивные(должны присутствовать при заключении брака) при отсутствии позитивных, брак не действителен и негативные(препятствия к заключения брака, они должны отсутствовать)при наличии негативных, брак недействителен.

 

Позитивные:

  • наличие ius connubi –аозможность вступления в римский брак
  • достижение брачного возраста(м-14, ж-12).
  • согласие сторон\согласие их домовладык(если брак без власти мужа)

Негативные:

  • принцип единобрачие
  • кровное родство (прямой линии любой степени, боковая линия только второй и третьей степени)
  • душевная болезнь, физ недостатки опр видов.

 

Демографическая политика:

римское г-во заинтересовано увеличении кол-ва рождения детей в законном браке.

Г-во стимулировало граждан: в риме это достигалось путем ограничения права на наследование по завещанию: лица, достигшие брачного возраста, но не находящиеся в браке, не могли быть наследниками по завещанию.

Если лица состояли в браке, но не имели детей, то они могли унаследовать лишь половину от того, что им было завещано(причем муж считался бездетным если у нет брачных детей, а женщина - если менее 3 детей).

 

Противоположностью законному браку являлось фактическое сожительство. Ребенок рожденный в сожительстве, получал статус матери, не имел прав на алименты со стороны отца, не явл наследниками по закону после отца.

Однако в др риме между законном браком и фактическим сожительством сущ особый институт, «конкубинат»- промежуточное правовое состояние между законным браком и фактическим сожительством.

Конкубинат возникал если:

  • у сторон было намерение создать семью
  • есть все условия для вступления в брак кроме одного: нет принципа единобрачия(одна из сторон состоит в браке)

 

Если в конкубинате рождались дети, то они приобретали статус матери(сближение с сожительством), но она получали алименты от отца, и могут наследовать после отца по закону.

Отец мог узаконить детей 3 способами: узаконение детей

  • вступить в брак с матерью своих детей
  • по рескрипту
  • можно было отдать ребенка местным декурионам.

Декурионы- особое соц сословие, кот занималось в др риме сбором налогов. Отец мог отдать ребенка в этот сословие, он будет узаконен, но обязан всю жизнь работать в этой службе. Налоговые недоимки оплачивались из кармана декуриона. Отец обязан был дать им-во этом ребенку.

 

Варианты ограничения:

1. связан с правовыми статусами лица (либертатис, сивитатис, фамилиас). в зависимости от того какого именно статуса лишалось лицо, различалось 3 варианта ограничения:

  • Максимальная: когда лицо утрачивало статус свободного, в этом случае лицо теряло и др два статуса. Лицо становилось не субъектом права, а объектом
  • Средняя:потеря статуса сивитатис, и как следствие статус фамилиас, но остается статус свободного. Лицо переходит из римского гр-на в категории перегринов(у перегрина прав меньше)
  • минимальное: изменение семейного статуса. Лицо, свободное от отцовской власти попадает под власть домовладыки.

Напр. Узаконение внебрачных детей, усыновление чужих детей, вступление эмансипированной девушки в брак с властью мужа.

 

2. Связан с признанием лица бесчестным. Лицо можно было признать бесчестным с помощью иска о бесчестии action infamia.

 

Для заявления этого иска требовались особые основания:

§ Двоеженство \ двоемужество

§ Нарушение траурного года вдовой

  • Увольнение с позором из армии
  • Нарушение фидуциарной(лично-доверительной) сделки. Напр контракт поручения, контракт фидуции(особы вид залога)
  • Если лицо, ранее проиграло процесс, связанный с обвинением в нарушении принципа доброй совести и справедливости. напр. Реституция по сделкам с пороком воли.

 

Правовые последствия: ограничение

1. Публичных права(такое лицо не может назначать выборные, назначаемые должностине могло быть эдилом претором, судьей)

2. Частных прав(такое лицо не могло быть законным представителем др лиц (куратором, опекуном, попечителем).

 

Такое лицо не могло совершать лично- доверительные сделки(контракт поручения, простого товарищества, контракт фидуции, контракт фидеикомисс)

 

Восстановить статус невозможно. Можно было только отменить решение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.