Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природная специфика звуковой материн: от звуковой волны — к звуковому образу




«Быть услышанным!...» — это минимальная, но важная задача ауди-альных форм рекламы, без ее решения невозможно осуществить вну­шение (даже не въедливое, а просто умелое) и, соответственно, про­двинуться к конечной цели — совершению потребителем Поступка. Никакие красоты звучаний, используемые с целью искушения потре­бителя, не достигнут этой цели без того, чтобы звуковые потоки, за­действовав слуховой аппарат и пройдя через фазу осознания, обрели «статус» образов, запечатленных в памяти реципиента и приятно бу­доражащих его сенсорную систему при возвращении (реальном или мысленном) к полученной информации.

Та роль, которую играет звук практически во всех видах современ­ной рекламы, свидетельствует, о том, что, несмотря на вполне понят-


104___________________________________________________ Глава VI

ную пассивность «слуховой настройки» аудитории рекламных саунд-треков, есть нечто, обеспечивающее, гарантирующее получение звуко­вой информации адресатом. В роли гаранта здесь выступает сама при­рода, одарившая человека уникальной системой восприятия мира. Именно на стезе анализа некоторых особенностей слухового восприя­тия и лежит ответ на вопрос о том, чем же предопределена роль звука в контексте рекламного целого, каковы объективные основания, объяс­няющие данный феномен?

Нерядовая роль слухового восприятия, действительно, обычно особо отмечается в экспериментальных исследованиях эффективности воз­действия различных рекламных средств на аудиторию. Приведем дан­ные английских социологов, исследовавших проблему запоминаемости рекламы посредством основных каналов восприятия. Сравнивались звуковой, изобразительный и аудиовизуальный варианты воздействия. Результат, выраженный в процентных соотношениях, свидетельствовал о практическом равенстве слухового и визуального факторов восприя­тия. Так, посредством звукового воздействия участники эксперимента запомнили и смогли воспроизвести 70% предлагаемой рекламной ин­формации, а посредством визуального — 72%. Совместное действие аудиального и визуального рядов дало максимальный эффект — 86%.

Естественно возникает вопрос, чем объясняется такая эффектив­ность звукового фактора, обеспечивающая положительное решение задачи рекламного продукта «быть услышанным» даже при пассивной настройке слуха? Ответ на этот вопрос уводит в область физиологии слуха и психологии звуковосприятия.

Как известно, в силу природного устройства слухового аппарата че­ловека, он улавливает объективно существующие в окружающей среде звуковые волны, порождаемые колебательными процессами различных тел — источников звуков в диапазоне 20-20000 Гц. Полученная звуко­вая информация передается в соответствующие отделы мозга и отража­ется в нашем сознании в виде особого психического образа. Так, вслед­ствие воздействия на слух акустических колебательных процессов, рождается субъективный звуковой образ. Поскольку реакция на вне­шние звуковые воздействия имеет физиологическую природу, она абсо­лютно гарантирована. Иначе говоря, звуковая материя имеет объек­тивные основания активизации внимания, а привлечение внимания — одна из важнейших функций рекламы!

Задача привлечения внимания через зрительный канал решается рекламным дизайном, учитывающим все — конфигурацию простран­ства, предметную рельефность, соотношение фона и рекламируемых


Звуковые средства создания рекламного образа__________________________ 105

объектов, конечно же цвет! Но ведь та же задача «будоражить», не ос­тавлять равнодушным потенциального потребителя стоит и перед тем, кто решает вопросы звукового оформления рекламы. И возможностей «шоковой» звуковой атаки, конечно же, недостаточно. Для полноцен­ного «звукового дизайна» современной рекламе необходимо присут­ствие эстетического компонента.

Какие же механизмы восприятия необходимо учитывать при созда­нии рекламного звукообраза, чтобы обеспечить эффективность его воздействия? Поскольку ключевым для нас является понятие звуко­вого образа, то попытаемся рассмотреть его составляющие. Начнем с материальной его субстанции — со звука.

Звук, как известно, есть объективное физическое явление, колеба­тельный процесс, порождающий в упругой среде быстро распростра­няющиеся волны. Но если бы этим все ограничивалось, то само слово «звук» не обладало бы в русском языке таким обилием смысловых зна­чений. На многие из них указывает Е. Назайкинский, исследуя приро­ду звукового мира музыки: «Звук!!! — вопль публики в кинозале; про­пал звук... снова появился! — из разговора о телевизоре; пустой звук — о невыполненном обещании или о пустом сосуде; шипящий звук — о согласных фонемах или о предупреждающей жертву змее...». Не про­должая ряд примеров, укажем на вывод: употребление слова множе­ственно по причине его смысловой глубины, ведь как не быть весомым слову, выступающему «от имени» одного из основных органов чувств и обобщающего содержание всех слуховых ощущений [22].

Последнее подводит к мысли о том, что природа звуковых явлений двойственна и помимо физического аспекта включает психофизиоло­гический. Поэтому, охарактеризовав звук как объективное явление, мы будем правы, если скажем, что звук — есть нечто, воспринятое слу­хом и отразившееся в сознании в виде особого психического образа. В результате воздействия на слуховой аппарат человека колебатель­ных процессов и «обработке» полученной информации в каналах со­знания рождается субъективный звуковой образ.

Теперь сделаем акцент на второй составляющей данного понятия — на образе. В прямом значении слова — вид, облик. Если образ матери­альных предметов получает отражение в сознании прежде всего по­средством их иллюзорного представления, то образ звука моделирует­ся через отражение эмоционального модуса с ним связанного. Этим определена и специфика музыкального языка, элементы которого, осо­бым образом соединенные в систему, «информируют» на эмоциональ­ном уровне, эмоции же, порождая ассоциативные реакции, формиру-


106___________________________________________________ Глава VI

ют более сложную структуру — музыкальный образ, феномен слож­ный, специфичный, не обладающий по мнению ученых четкой внут­ренней структурой (отметим отсутствие в музыкально-энциклопеди­ческих изданиях данного понятия).

Но нас интересует не столько его внутренняя структура, сколько первичность эмоциональной составляющей звуковосприятия. И это именно так. Неслучайно исследователь отмечает, что в широком плане «музыкальный образ есть иллюзорное отображение эмоционального (выделено нами. — А. К.) мира человека» [26].

Важно также подчеркнуть, что скорость получения звуковой ин­формации выше, нежели информации визуальной. Согласно психоло­гическим исследованиям, мозг человека способен воспринимать про­изнесенные слова за 140 миллисекунд, а на осмысление печатного слова требуются 180 миллисекунд. Психологи предполагают, что раз­ница в 40 миллисекунд тратится мозгом на то, чтобы перевести зри­тельное изображение в слуховое, которое ему легче воспринимать. О том, что мы слышим быстрее, чем видим свидетельствует и простой житейский опыт. Кто не обращал внимание на то, что сначала мы реа­гируем на звук, а затем видим объект движения — будь то самолет или автомобиль. Сказанное выявляет логическую цепочку — источник зву­ка — поступление звукового сигнала в мозг —эмоциональная ре акция — визуализация образа.

Две последние позиции — ключевые составляющие звукового об­раза. При этом первая — эмоциональная ступень осмысления звуко­вого сигнала — предполагает некую общность восприятия, поскольку тесно связана с физиологическими реакциями слухового аппарата на определенные уровни громкости, частот и пр., т. е. она более объек­тивна по сути. Вторая же ступень — визуализация звукообраза — в превалирующей мере субъективна, поскольку опирается на конк­ретный опыт индивидуума (как жизненный, так и художественный), порождающий тот или иной ассоциативный ряд иллюзорных пред­ставлений. Например, звук сирены скорой помощи вызовет у боль­шинства негативную эмоциональную реакцию, с возможной визуа­лизацией образа стремительно мчащейся кареты скорой помощи, либо иных зрительных ассоциаций, связанных с данным звуковым посылом, но актуальных для личного жизненного опыта восприни­мающего. Чем сложнее звуковой поток, тем неоднозначней будет субъективный звуковой образ.

Итак, звуковой образ (музыкальный как частный случай) представ­ляет собою моделирование того или иного типа эмоции, рассчитанной


Звуковые средства создания рекламного образа__________________________ 107

на возникновение определенной психической реакции, сопровождае­мой нередко визуальным ассоциативным рядом.

Сказанное важно, поскольку для эффективности рекламного са-ундтрека кардинально существенно то, какой будет психическая ре­акция на звуковой возбудитель, какую эмоционально-смысловую окраску будет иметь сформированный субъективный слуховой об­раз. Очевидно поэтому, что звуковые явления в рекламе, будучи об­ращенными к слуху, должны учитывать, что ухо человека действует избирательно: в отличие от физической акустики, которой интерес­ны все характеристики звука, слух «потребителя рекламы» фикси­рует либо то, что представляет эстетическую ценность для восприя­тия, либо то, что является «...нарушением привычного состояния звуковой среды» [23].

Можно выделить наиболее важные общие свойства рекламного зву­кового образа, а именно:

Л способность его интенсивно фиксировать внимание;

х нацеленность на формирование позитивных эмоциональных ре­акций потребителя;

А соотнесенность возможных визуальных ассоциаций с качествами и свойствами рекламируемых объектов.

Поскольку вопрос формирования субъективного звукового образа представляется кардинальным с точки зрения рекламных звукотехно-логий, то попытаемся охарактеризовать те объективно существующие механизмы восприятия, которые должны быть учтены при его созда­нии, поскольку могут повлиять на степень эффективности его воздей­ствия.

Первый — это многоканальность восприятия. Мы уже отмечали, что слуховой и зрительный каналы тесно взаимосвязаны. Но ведь контак­ты человека с внешним миром осуществляют не два, а пять основных рецепторов восприятия: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. При конкретной целевой деятельности у человека обычно активизирован какой-либо один орган восприятия: зрение — при созерцании карти­ны, слух при слушании любимого музыкального произведения, вкус во время трапезы и т. д.

Однако известно, что чувства действуют параллельно. У кого созер­цание чего-либо вкусного — красиво оформленной витрины пищевого магазина, полотна фламандского живописца, изображающего обильную трапезу, либо аппетитной рекламы «Магги» — невольно не «задевало» помимо зрительного еще и вкусовые рецепторы? Комплексность чело-


108___________________________________________________ Глава VI

веческого восприятия опирается на существование сложных межчув­ственных связей, определяющих полноту восприятия мира в обыден­ных условиях, но особенно ярко проявляющих себя в искусстве и в об­ласти художественного производства, в частности, в рекламе, как в специфической сфере творческой деятельности.

Эти межчувственные связи, а также результаты их проявлений в конкретных областях — поэзии, музыке, мультипликации, рекламе и пр., именуемые синестезией [10], в открытой форме выявляют себя либо в случае уникальной способности незаурядно одаренной творче­ской личности (как, например, феномен цветного слуха у Н. А. Рим-ского-Корсакова, цветовое восприятие гласных французским поэтом-символистом Артюром Рембо, визуализация музыкальных форм в полотнах М. Чюрлениса и др.), либо при утрате одного из пяти чувств.

Несмотря на то, что у обычных людей «механизм» чувственных вза­имодействий проявляется скрыто, именно он реализует полноту и глу­бинность мировосприятия. Не учитывать этой особенности, конечно же, нельзя, поскольку очевидна прямо пропорциональная зависимость между количеством «каналов» восприятия и качеством, эффективнос­тью акта коммуникации, в том числе и рекламной.

Именно синестезией объясняется большая результативность аудио­визуальных форм рекламы, именно синестезия как одно из специфи­ческих свойств механизма восприятия позволяет утверждать, что зву­ковой компонент, обращенный к одному из ведущих рецепторов внешней связи — слуху, способен существенно активизировать воз­действие рекламного продукта в целом. Поэтому способность звука визуализироваться, а также косвенно задействовать иллюзии обоня­тельных и осязательных ощущений должна быть осознана при созда­нии саундтрека в полной мере.

Второй важнейший момент, столь же прямо влияющий на эффек­тивность воздействия звука в контексте рекламного целого, связан с общей закономерностью психологии — с влиянием опыта на восприя­тие. Этот аспект не менее важен, поскольку проясняет, каким образом посредством звука возможно достичь максимального эффекта психо­логического воздействия, подвести подсознание к формированию «шестого чувства» — покупательского интереса.

Не только в фундаментальных трудах по общей психологии, но и в работах специально посвященных психологии музыкального вос­приятия, неизменно подчеркивается роль апперцепции — зависимости восприятия от прошлого жизненного опыта. Так Е. Назайкинский пи­шет: «Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на ос-


Звуковые средства создания рекламного образа__________________________ 109

нове запаса конкретных жизненных, в том числе и музыкальных впе­чатлений, умений, привычек» [23].

Речь идет о наличии и роли субъективного слухового опыта. Может ли реклама, при ее ориентации на массового «слушателя», учитывать индивидуальный опыт? Конечно нет. Но(!) — опыт определенных со­циальных групп, безусловно. Анализ целевой аудитории, выявление ее специфики (непременный компонент любой рекламной кампании) должен, в случае использования аудиальных средств, непременно при­нимать во внимание в ряду других и модель слухового опыта: исполь­зуемые звуковые реалии должны быть максимально сопоставлены с возрастными, социальными, культурными особенностями адресатной группы.

Являясь инвариантными, такие факторы как пол, возраст, нацио­нальная принадлежность, климатические условия и даже время года существуют независимо от той или иной акустической информации, но эффект воздействия последней на человека, его психические реак­ции и их последствия прямо связаны с названными характеристиками. Так, возраст, разумеется, не может быть изменен под влиянием той или иной музыки, но эффект воздействия ее на человека прямо зависим от его возраста. Неслучайно статистические исследования психологов подтверждают наличие различных стилевых предпочтений у разных возрастных групп.

Выделим в связи с этим еще один важный момент: как явление быто­вой культуры, реклама должна апеллировать понятными, доступными большим группам людей образами — словесными, визуальными и зву­ковыми. Ведь опыт, приобретаемый человеком на протяжении жизни, лишь частично является сугубо индивидуальным. В окружающей дей­ствительности есть ряд факторов, которые регулируют отношения с внешним миром не только отдельных общностей, но и целых поколе­ний. К этим реалиям широкого спектра воздействия на восприятие от­носятся особенности данного исторического времени, социокультурные условия жизни, традиции, системы образования, нормы этикетного по­ведения и множество иных. Постепенно под воздействием частных и общих моментов в сознании складывается определенный набор закреп­ленных в памяти следов прошлых впечатлений, действий, их разнооб­разных связей и отношений, нечто вроде своеобразного словаря, имену­емого в психологии тезаурусом.

Если гипотетически ограничить круг этих закрепленных в памяти впечатлений миром звуков, то можно говорить о существовании зву­кового тезауруса. Формирование его также будет зависеть как от ин-


ПО___________________________________________________ Глава VI

дивидуальных склонностей, пристрастий и соответствующего слухо­вого опыта, так и от тех звуковых реалий, которые существуют объек­тивно и актуальны в данную эпоху, в данном географическом про­странстве, этнической и социальной группе.

Сформулированное Б. Асафьевым понятие «музыкальный словарь эпохи» [4] подразумевает наличие определенного и достаточно весо­мого в количественном отношении корпуса интонаций, мелодических оборотов, которые, являясь типическими, широко тиражируемыми в разнообразных художественных текстах, обретают эмблематический характер в рамках определенного историко-стилевого периода. Эти интонации наделены определенным смыслом, понятным и доступным не только элитарной прослойке меломанов.

Наследуемые новым стилевым направлением, они сохраняют свое первичное значение, т. е. выполняют роль интонационных клише, сте­реотипов. И хотя под воздействием новых стилевых тенденций они обогащаются новыми смыслами, считываемыми контекстуально, оче­видно, что именно этот корпус музыкальных интонаций является «почвой» для формирования звукового тезауруса массового сознания, обеспечивая тот музыкально-звуковой ряд закрепленных в памяти впечатлений и значений, который усваивается не индивидуально, а коллективно.

Сказанное в особой мере актуально для культурной ситуации XX в., особенностью которой является частичная утрата искусством качеств праздничности («неповседневности»), сакральности вследствие то­тального, порой насильственного проникновения искусства по кана­лам массовой коммуникации в сознание слушателя. По этому поводу исследователь отмечает, что в результате «даже у неквалифицирован­ного слушателя обнаруживаются сформированные структуры про­шлого опыта, позволяющие ему воспринимать незнакомые произведе­ния искусства как наделенные смыслом» [19].

Не будет поэтому ошибочным следующее утверждение: коллектив­ное слуховое сознание опирается на стереотипы. Роль стереотипов в лоне рекламных технологий очень велика, это следует отметить особо. Под интонационными стереотипами в данном контексте понимаются устоявшиеся в обыденном сознании и связанные с конкретным смыс­лом (в силу первичной связи со словом, обрядом или игрой) мелоди­ческие обороты.

Скажем попутно, что в рекламной практике очень широко исполь­зуются языковые стереотипы, и проявляется это как на лексическом, так и на интонационно-речевом уровнях. Приведем в качестве приме-


Звуковые средства создания рекламного образа__________________________ 111

ра известные рекламные ролики батончика «Финт». Их лексический и интонационный ряды определены направленностью рекламы на узко конкретизированную целевую аудиторию — «крутых» подростков. В соответствии с этим авторы роликов используют стереотипы, обус­ловленные данной возрастной и социальной рамкой. Стереотипы эти многоплановы — поведенческие (жестикуляция, особая раскован­ность в походке и движениях), лексические (стереотипизированная жаргонная лексика, употребление выражений типа «вот это круто!», «ты даешь!»), интонационно-речевые (специфическая манера речево­го интонирования с форсированной подачей кратких восклицательно­го типа голосовых подъемов).

Вся эта совокупность приемов направлена на установление прочной связи рекламируемого товара и потребителя, на усиление мотивации целевой группы, к которой обращена реклама: если ты одеваешься так, если ты употребляешь такую лексику, если ты интонируешь так и если ты предпочитаешь батончики «Финт» — ты свой!

Музыкальные же стереотипы применяются скорее интуитивно, не­жели осмыслено, а поэтому с гораздо меньшей эффективностью. Одна из причин этого — недостаточная компетентность в вопросах специ­фики музыкальной коммуникации. Поскольку этой проблеме в даль­нейшем уделяется особое внимание, ограничимся лишь отдельным примером, иллюстрирующим суть затронутого явления.

Музыкантам-профессионалам хорошо известно о существовании сложившихся в процессе многовековой эволюции клишированных музыкальных мотивов, имеющих определенный спектр значений. Се­мантика такого рода интонаций впервые получила теоретическое обо­снование еще в XVII-XVIII вв., в трудах немецких теоретиков музы­ки. Конкретные мелодические клише соответствовали состояниям сомнения, возбуждения, любовного воздыхания, мыслительного со­средоточения и т. д. Будучи широко тиражированы первоначально в вокальной практике, где смысл музыкальной интонации подкреплен смыслом слова, эти интонационно-мелодические символы вошли и в практику инструментальной безтекстовой музыки, поскольку их зна­чения были уже прочно закреплены в коллективной памяти.

Это лишь один пример, который, конечно же, не исчерпывает про­блемы музыкального стереотипа как явления. В данном контексте он помогает подчеркнуть психологический аспект восприятия, связан­ный с тем, что обыденное сознание в любую эпоху, опираясь на конк­ретный слуховой опыт, позитивно реагирует на устоявшиеся мелоди­ческие обороты. Их смысловое значение вполне понятно самому


Ш_____________________________________________ Глава VI

широкому кругу воспринимающих, а эмоциональные реакции адек­
ватны,

И не случайно то, что фактически вся бытовая музыкальная практика опирается именно на комбинаторику интонационных стереотипов. Вне­запный успех очередного сезонного хита, при детальном анализе его музыкальных «достоинств», является необъяснимым. Ключом к пони­манию является, как правило, удачное комбинирование известных ме­лодических оборотов и создающее иллюзорное ощущение новизны.

Для рекламного жанра сказанное весьма важно, так как, в соответ­ствии с мнением практиков, «...реклама никогда не создает никаких но­вых форм. Она использует уже существующие, она обращается к широ­ким слоям, поэтому должна быть предельно понятна» [3]. В потоке звуков слух естественно ищет «точку опоры», которой и являются ранее неоднократно слышанные мотивы. Именно наличие типизированных интонаций, легко узнаваемых, хорошо знакомых большому числу вос­принимающих, формирует чувства комфортности и удовлетворения.

Для обеспечения легкости и позитивности восприятия звука в рек­ламе существенен еще один вопрос, это общепринятые в данное исто­рическое время, в данном географическом регионе, этнической группе и т. д. эстетические критерии, сформировавшиеся нормы представле­ний о красивом и безобразном. Ведь именно они координируют отно­шение индивидуумов к тем или иным звуковым реалиям и, в конечном счете, формируют слуховой опыт больших социальных групп.

Итак, звуковой образ в рекламе должен:

-*• соответствовать вкусовым пристрастиям целевой аудитории, сформированным под воздействием коллективно приобретенно­го жизненного слухового опыта;

Л исходить не из критериев элитарной художественности, а из кри­териев эстетической качественности звукового материала, обяза­тельно вызывающего положительные эмоциональные реакции у массового слушателя;

Л в целях привлечения внимания (в рамках той же установки эсте­тической полноценности) обладать определенной степенью ори­гинальности, необычности;

•*• гарантировать легкость восприятия, мгновенную считываемость смыслов, обеспечиваемую опорой на интонационные стереотипы;

А быть эстетически приятным, не идти вразрез с установленными представлениями о красоте, благозвучности (слуховой эпатаж возможен лишь как частный прием).


Звуковые средства создания рекламного образа__________________________ 113

Следование названным принципам обеспечит необходимую эмоци­ональную окраску субъективного звукового образа и, в конечном сче­те, позитивность восприятия рекламного продукта.

Рассмотрев специфику рекламного звукообраза в свете проблем си­нестезии восприятия, апперцептивного опыта и нормированное™ эс­тетических критериев, мы убедились, что у рекламной коммуникации есть потенциальные возможности усилить посредством аудиального компонента воздействие на реципиента. Но у этой «медали» есть обо­ротная сторона, обозначенная в начале главы в виде вопроса: влияют ли звуковые особенности рекламы на психологическое состояние ее воспринимающих?

Надо сказать, что влияние это очевидно, оно прямо зависимо от все возрастающего потока рекламной информации, обрушивающегося на каждого члена цивилизованного общества. Ученые США провели ис­следование, подсчитав, что к 17 годам американский телезритель в среднем увидит 350 000 телереклам. На основе этого просчитано: око­ло трех лет школьники тратят на просмотр телерекламы, что составля­ет 25% общего времени, проводимого в начальной и средней школе. И хотя подобные исследования российской рекламы нам неизвестны, нетрудно предположить, что за последние годы статистика такого рода была бы не менее убедительной.

Сегодня очевидно, что реклама является одним из важнейших носи­телей информации и не только коммерческого плана. Она содержит множество сведений о самых разных сторонах жизни человека — рецеп­тах приготовления продуктов, географии, национальных особенностях тех или иных народностей, способах здорового образа жизни и др. В по­токе этой информации — и звуковые жизненные реалии — голоса птиц и животных, шум волн и бульканье наливаемых в стакан напитков, фраг­менты музыки разных стилей — классического, джазового, фольклорно­го и т. д. Этот звуковой поток, ежедневно врывающийся в наше созна­ние, усваивается им как один из компонентов окружающего мира, образуя звуковую среду обитания. У детей же он становится одним из важных факторов формирования «звуковой картины мира» — ос­новы «слухового стиля» восприятия, который складывается у ребен­ка «... в диалоге его развивающейся психики и окружения» [21].

Конечно же, выявление характера и интенсивности реагирования психики на звуковые явления «среды» — сложная самостоятельная проблема, лежащая за пределами нашей темы. Однако важным явля­ется то, что в «диалоге» с окружающими звуковыми объектами, фор­мирующими у человека «слуховой стиль» восприятия мира, реклама,


1U___________________________________________________ Глава VI

а точнее, звуковая информация, в ней содержащаяся, выступает в ка­честве одного из таких объектов, причем первостепенной важности (если принимать во внимание количественный фактор).

Подчеркнем этот момент, поскольку, оказывая активное влияние на формирование «картины мира» (даже на уровне лишь слуховых о нем представлений), реклама «ответственна», если можно так выразиться, за конечный результат своего воздействия. Именно поэтому звуковой поток рекламной продукции должен нести информацию самого высо­кого качества, от эстетически выверенных акустических свойств зву­кового материала, до музыкально-стилевых образцов, используемых в качестве звуковых «подложек».

Итак, в контексте звуковой избыточности рекламного дискурса, прагматическая задача «быть услышанной» с целью обеспечения вы­сокого уровня продаж некоего продукта, в реальности оборачивается глобальной проблемой, имеющий не только эстетический, но фило­софский, этический, нравственный аспекты — проблемой прямого воз­действия на сознание (и подсознание) человека, формирования у него цельной и гармоничной картины мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.