Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые приемы звуковой режиссуры




«Ищите свое собственное звучание. Сделайте так, чтобы слушатель мог выделить вашу рекламу на фоне прочей окружающей рекламы» [6]. В этом совете большого знатока рекламного дела подчеркнуто главное звено на пути к успешному режиссерскому решению — поиск индиви­дуального звукообраза. Чтобы суметь последовать этому совету, необ­ходимо четко представлять, во-первых, что такое звуковой образ вооб­ще, во-вторых, существует ли какая-либо рекламная его специфика. Поскольку наиболее глубоко природа эфирного звука осваивалась в системе радиовещания, оттолкнемся от принятого в радиожурналис­тике определения звукового образа. Итак, «звуковой образ — это сово­купность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере челове­ка» [29J. К. С. Станиславский писал об этом так: «Если мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом ви­дим глазом услышанное» [29J. Думается, однако, что задача создания звукового образа в рекламе не ограничена возможностью на основе ассо-


Звуковые средства создания рекламного образа__________________________ 159

циаций визуализировать представление о рекламируемом объекте, т. е. прямой иллюстративностью, а состоит прежде всего в формировании эмоционального к нему (рекламируемому благу) отношения.

В последнем замечании мы коснулись второго вопроса — специфи­ки рекламного звукообраза. Она прямо связана с «правилами» жанра, каковыми являются предельная лаконичность и максимальная инфор­мативность. Первым определено то, что рекламный ролик, как своего рода миниатюра, предполагает либо монообразность, либо диалогиче­ское или альтернативное сопоставление двух (редко трех) образных начал. Это, при большой конкретности, влечет высокую степень обоб­щения звукообразов, граничащую с архитипичностью. Второе (повы­шенная информативность) требует насыщенности и разнообразия зву­ковых «посылов», способных пробуждать нужные ассоциативные ряды. В связи с этим представляется верным наблюдение Т. Николае­вой, которая пишет, что «..современный подход требует нового уров­ня интеграции звука, шума, речи и видеоряда» [25].

Работа над звуком в конкретном рекламном продукте имеет три эта­па. А именно:

•*• выбор зв> ковых реалий;

А организация звукового пространства;

А распределение звукового материала во времени.

О выборе звуковых реалий было сказано немало в различных разде­лах ранее, поэтому подчеркнем основное. Во-первых, необходимо соот­ветствие избранных средств музыкальной выразительности образу рек­ламируемого блага. Характер мелодии, ритмическая пульсация, темп, тембровая окраска, высота звучания должны гармонировать с предмет­ной сущностью рекламируемого объекта, поскольку только это сделает возможным формирование нужных ассоциативных сопоставлений и направит воображение реципиента в необходимое русло. Во-вторых, важно не оставить без внимания вопрос о жанрово-стилевой природе музыкального ряда, которая должна соответствовать как образу рекла­мируемого блага, так и вкусовым пристрастиям целевой аудитории. В-третьих, необходимо учитывать, что использование в ролике разнооб­разного звукоматериала (музыки, звуков природы, бытийных шумовых эффектов и др.) делает его звуковую палитру богаче, детализированней, в конечном итоге эффективней, но только в том случае, если это разно­образие предполагают визуальный и вербальный ряды.

В любом случае, даже при работе с однородным звуковым материа­лом, важно искать оригинальное решение, заставляющее звук «рабо-


160___________________________________________________ Глава VI

тать» на ключевой рекламный образ, как проиллюстрировано это в следующем описании рекламного ролика «Найк»: «...баскетболисты, жонглируя мячом, создают завораживающий ритм, где звуки удара мяча об пол, мяча об руку, звуки шагов спортсменов, паузы и одновре­менные движения мяча в кадре производят почти гипнотическое воз­действие. При желании можно слушать эту "ударную" пьесу как само­стоятельное музыкальное произведение...» [25].

Второй этап работы над звуковой палитрой рекламного ролика — организация звукового пространства. Он особо важен в случае исполь­зования разного звукового материала, каждый из которых образует свой пласт. Задача пространственного распределения этих пластов, их «полифонии» составляет определенную сложность, специфическую именно для рекламного жанра. Какие аспекты важно принимать во внимание при ее решении? Прежде всего необходимо функциональ­ное разграничение звуковых рядов на фон и рельеф. В этих ролях мо­гут выступать практически все звуковые реалии — как музыкальный материал, так и звуки природы и функционально-бытовые шумы, а также человеческие голоса.

Ощущение пространственное™ создается благодаря разной их громкостной подаче, создающей ощущение близости или отдаленно­сти источников звука и, соответственно, эффекта разнопланового «размещения» звуковых пластов. Например, приглушенная музыка и звуки, доносящиеся из распахнутого окна, образуют общий звуковой фон, обладающий качеством «глубины» за счет различного размеще­ния звуковых планов. Рельеф образуют голоса действующих на пер­вом плане «героев», дикторский комментарий за кадром и, допустим, музыкальный слоган, завершающий наш предполагаемый рекламный видеосюжет. Очевидно, что компоновка звуковых элементов, состав­ляющих рельеф, также разнопланова.

Расстановка этих «звуковых декораций» является очень важным моментом, сложность которого усугубляется тем, что это своеобразно декорированное звуковое пространство не статично. Благодаря созда­нию эффектов «движущегося звука» (приближение поезда, шум ша­гов и гул голосов двигающейся массы людей, налетающий порыв ветра и пр.), звуковым «наплывам», реверберации и др., образуется возмож­ность не только перемещения звуковых элементов в пространстве, но и их функционального перехода с фона на рельеф и наоборот.

Так возникает проблема звуковой драматургии, т. е. размещения звуковых реалий рекламы во времени, что составляет суть третьего этапа звукорежиссуры. Поскольку очевидно, что каждый конкретный


Звуковые средства создания рекламного образа



случай требует индивидуального решения, ограничимся общими уста­новками.

Очень важно, чтобы любой рекламный ролик представлял некую драматургическую целостность (звуковую в том числе). Достижение этого обусловлено следованием общелогическому закону, выражаемо­му в движении от исходного импульса, через фазу развития — к фи­нальному замыканию. Рассмотрим эту логику применительно к звуку. Начало рекламы должно выделить данный рекламный образец в кон­тексте других, размещенных в рекламном блоке. «Пробудите интерес зрителей с самого начала — первые три секунды являются решающи­ми», — пишут корифеи рекламного дела [37].

Звуковой начальный импульс, наряду с иными средствами, способен решить задачу привлечения внимания, но только не посредством гром-костных эффектов. Это может быть либо что-то необычное для обыден­ного слуха, а современные средства звукосинтеза дают возможность композиторского «изобретения» такой супероригинальной звуковой краски; либо что-то достаточно традиционное, но очень приятное, при­влекательное, яркое, может быть смешное, короче — эвристическое.

Звуковая динамика в фазе развития определена движением к куль­минации, которая может приходиться, в соответствии с канонами ху­дожественных жанров, на точку «золотого сечения», то есть, на третью четверть формы целого, либо может быть смещена к концу и совпадать с рекламной кодой. Кульминация — важнейший момент драматурги­ческого развертывания рекламного сюжета, разумеется, она должна быть выделена. Способы ее акцентировки различны. Это может быть краткий джингл, музыкальный слоган, какой-либо броский звуковой эффект, вторжение нового контрастного музыкального материала, на­конец, это может быть тишина — выключение всех звуковых планов, путь поиска открыт, и решений может быть множество.

Реклама должна не просто быть интересной и эффектной. Глав­ное — она должна оставить «след» в памяти. Последним, а порой опре­деляющим звеном в достижении этого является рекламная кода. По отношению к вербальному ряду кода определяется следующим обра­зом: «Искусная фраза, используемая в конце рекламного сообщения для повторения его основной мысли» [37]. Автор подчеркивает также, что она должна быть как можно более запоминающейся, для чего сове­тует использовать приемы мнемоники — техники улучшения запоми­нания, «такие как рифма, ритм или повторяющиеся звуки». Добавим к этому музыкальные средства акцентуации. Так, ярко выделенная, под­черкнутая динамически и красиво оформленная в гармоническом от-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.