Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА.

 

Глава XIII. КРОВЬ.

§ 58. СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ……………………………………………………………………………..140

§ 59. ЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ КРОВИ……………………………………………………………………………142

Глава XIV. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

§ 60. КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ. МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ………………………………......144

§ 61. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ АРТЕРИИ И ВЕНЫ………………………………………….146

§ 62. СТРОЕНИЕ СЕРДЦА………………………………………………………………………………………..149

§ 63. РАБОТА СЕРДЦА…………………………………………………………………………………………….152

§ 64. ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ……………………………………………………………………….153

§ 65. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА……………………………………………………………………………..155

Глава XV. ИММУННАЯ СИСТЕМА

§ 66. ИММУНИТЕТ. ВИДЫ ИММУНИТЕТА……………………………………………………………………..157

§ 67. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………....159

Раздел VI.

Глава XVI. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ

§ 68. СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗАТОРОВ……………………………………………………………162

§ 69. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ…………………………………………………………….163

§ 70. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГЛАЗА. ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА………………………165

§ 71. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР………................................................................................................167

§ 72. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНА СЛУХА…………………….168

§ 73. ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩИЙ АППАРАТ ВНУТРЕННЕГО УХА. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР…..170

§ 74. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНА РАВНОВЕСИЯ (ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА). ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР……………………………………………………………………………....171

§ 75. ВКУСОВОЙ И ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОРЫ…………………………………………………….173

§ 76. КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ………………………………………………………………………….......174

§ 77. КОЖНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. КОЖНЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ……………………………………….176

 


 

Анатомию и физиологию относят к биологическим наукам. Каждый грамотный человек должен хотя бы в общих чертах знать о строении и основных функциях своего организ­ма, отдельных его органов.

Анатомия человека (от греч. anatome – рассечение, расчлене­ние) – это наука о формах и строе­нии, происхождении и развитии че­ловеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопи­ческое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, начиная с внутриутробного периода и до стар­ческого возраста, исследует особен­ности организма в условиях влия­ния внешней среды.

Физиология (от греч. physis – природа, logos – наука, учение) изу­чает функции живого организма, его органов и систем, клеток и межкле­точные взаимоотношения, процессы их жизнедеятельности, функциональ­ные взаимосвязи в теле человека в различные его возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.

Необходимо отметить, что функ­ции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, рав­но как нельзя представить себе за­кономерности строения человека без изучения функций.

Прогресс анатомии и физиологии связан с развитием современных ме­тодов исследования, появлением электронного микроскопа, успехами молекулярной биологии, генетики, физики, химии (биохимии). Анато­мия человека служит фундаментом ряда других биологических дисцип­лин: антропологии, сравнительной анатомии, гистологии (от греч. hystos – ткань), цитологии (от греч. kytos – клетка), эмбриологии (от греч. embryon – зародыш). Все эти дисциплины в различное время воз­никли в недрах анатомии и впослед­ствии отделились от нее благодаря развитию научной мысли, появлению и усовершенствованию новых мето­дов исследования.

Человеческий организм, состоя­щий из клеток, тканей, органов, их систем и аппаратов, представляет собой целостную биологическую сис­тему, в которой структуры и функ­ции находятся в единстве. Для по­нимания строения и функций тела человека необходимо знать о его происхождении как вида – антропо­генезе (от греч.anthropos – человек, genesis – происхождение), о эволю­ции организмов – филогенезе (от греч. phylon – род) и процессе его индивидуального развития – онто­генезе (от греч. onthos – сущее), начиная с оплодотворения и кончая смертью.

Знания анатомии и физиологии формируют биологическое и меди­цинское мышление, понимание про­цессов, происходящих в организме, раскрывают взаимосвязи человека с внешней средой, природой, живот­ным миром, позволяют понять проис­хождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств.

Анатомия человека является по существу «нормальной анатомией», так как изучает строение «нормаль­ного», здорового человека. Также и «нормальная физиология» исследует функции практически здоровых лю­дей. В медицине выделяют курсы так называемых патологической анато­мии и патологической физиологии – анатомии и физиологии органов, из­мененных в результате различных за­болеваний.

Нормальным можно считать та­кое строение (состояние) тела чело­века, его органов, при котором функ­ции их не нарушены. В то же время существует индивидуальная измен­чивость (варианты «нормы»), кото­рая предусматривает отклонение от наиболее часто встречающихся слу­чаев (рост, масса тела, органов, ин­тенсивность обменных процессов и др.). Резко выраженные отклоне­ния от «нормы» называют анома­лиями (от греч. anomalia – непра­вильность). Аномалии, имеющие внешние проявления, искажающие внешний облик человека, называют уродствами (например, недоразвитие конечностей, черепа и др.). Различ­ного рода уродства, их происхож­дение изучает наука тератология (от греч. teras – урод).

Анатомы и физиологи широко ис­пользуют эксперименты на живот­ных, что позволяет понять резерв­ные возможности органов и тканей, механизмы приспособительных про­цессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.