Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинико-психологическая интервенция как часть лечения в целом




Профессиональные действия

 

Процессы изменения, которыми занимается клиническая психология (вызывая их, сопровождая и оценивая), реализуются специалистами -психологамив определенных профессиональных рамках (ср. здесь Strotzka, 1975). Это означает, что вышеупомянутые функции выполняются лицами, получившими в ходе образования, специализации и повышения квалификации специфическую компетентность (см. главу 19), и их профессиональная деятельность должна быть официально легитимной (название профессии, допуски и т. д.).

 

 

Как говорилось в разделе 1, клинико-психологическая интервенция укладывается в более широкие рамки интервенции вообще, причем разграничение форм интервенции отчасти обосновано эмпирически, а отчасти — соответственно профессиональному статусу (например, медики занимаются преимущественно медикаментозной терапией, психологи — психотерапией). В сфере психических расстройств предусматриваются, согласно основным принципам здравоохранения (см. главу 19), комплексные интервенции, куда входят помимо клинико-психологической интервенции также медицинская, социально-трудовая интервенция и т. д. При комбинированных интервенциях, или альтернативных интервенциях, в сфере психических расстройств первоочередное значение имеют психофармакологические средства (см. главу 24).

Когда интервенции комбинируются друг с другом, то, как обнаруживается при комбинации клинико-психологической интервенции и психофармакотерапии, это может привести к следующим эффектам (см. Klerman et al., 1994).

- Нет эффекта комбинации:отдельные интервенции эффективны ровно настолько же, насколько и их комбинация.

- Позитивный эффект комбинации:комбинация отдельных интервенций более эффективна, чем каждая из них в отдельности; эффект комбинации может при этом: (a) представлять собой сумму отдельных эффектов (аддитивный эффект), (b) быть меньше, чем сумма, но больше, чем самый сильный из отдельных эффектов, или (c) быть больше, чем сумма отдельных эффектов (потенцирующий эффект).

- Негативный эффект комбинации:комбинация отдельных интервенций менее эффективна, чем каждая интервенция в отдельности.

Какой вариант является правомерным — это вопрос эмпирической природы, причем следует учесть, что по окончании терапии результаты могут выглядеть иначе, чем спустя какое-то время в катамнезе. К тому же отдельные интервенции порой преследуют разные цели, и в зависимости от этого вопрос о комбинированном лечении может ставиться по-разному.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.