Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Ascher, L M. (1980). Paradoxical intention




Литература

 

Ascher, L M. (1980). Paradoxical intention. In A. P. Goldstein & E. B. Foa (Eds.), Handbook of behavioral interventions (pp. 266-321). New York: Wiley.

Ayllon, T. & Azrin, N. H. (1968). The token economy: A motivational system for therapy and rehabilitation. New York: Appleton-Century-Crofts.

Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt.

Bandura, A. (1977). Self-efficacy: toward a unifying theory of behavior change. Psychological Review, 84, 191-215.

Barlow, D. H. (1978). Aversive Procedures. In W. S. Agras (Ed.), Behavior Modification: Principles and clinical application (pp. 86-133). Boston: Little, Brown & Company.

Bartling, G., Fiegenbaum, W. & Krause, R. (1980). Reizüberflutung — Theorie und Praxis. Stuttgart: Kohlhammer.

Bauer, M. (1979). Verhaltensmodifkation durch Modelllernen. Stuttgart: Kohlhammer.

Beck, A. T. (1976). Cognitive therapy and emotional disorders. New York: International University Press.

Beck, A. T., Emery, G. & Greenberg, R. L. (1985). Anxiety disorders and phobiasA cognitive perspective. New York: Basic Books.

Beck, A. T., Freeman, A. & Associates (1993). Kognitive Therapie der Persönlichkeitsstörungen. Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of depression. New York: Guildford Press.

Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1992). Kognitive Therapie der Depression (3. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Beutler, L E., Machado, P. P. & Neufeldt, S. A. (1994). Therapist variables. In A. E. Bergin & S. L Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (4th ed., pp. 229-269). New York: Wiley.

Birbaumer, N. (1977). Psychophysiologie der Angst. München: Urban & Schwarzenberg.

Blanchard, E. B. & Andrasik, F. (1991). Bewältigung chronischer Kopfschmerzen. Diagnose und Psychotherapie. Bern: Hans Huber.

Bornstein, P. H. & Bornstein M. P. (1993). Psychotherapie mit Ehepaaren. Ein integrativer Ansatz. Bern: Hans Huber.

Camp, B. W. & Bash, M. S. (1981). Think Aloud. Increasing social and cognitive skills — A problem solving program for children. Champaign, Ill.: Research Press.

Caspar, F. & Grawe, K. (1994). Was spricht für, was gegen individuelle Fallkonzeptionen? Überlegungen zu einem alten Problem aus neuer Perspektive. Verhaltenstherapie, 4, 186-196.

Dobson, K. S. (1988). Handbook of Cognitive-Behavioral Therapies. New York: Guildford Press.

Dryden, W. (Ed.) (1995). Rational Emotive Behaviour Therapy. London: Sage Publiations.

Dryden, W. & Hill, L K. (Eds.). (1993). Innovations in Rational-Emotive Therapy. Newbury Park: Sage Publications.

D'Zurilla, T. J. (1988). Problem solving therapies. In K. S. Dobson (Ed.), Handbook of cognitive-behavioral therapies (pp. 85-135). New York: Guildford Press.

D'Zurilla, T. J. & Goldfried, M. R. (1971). Problem solving and behavior modification. Journal of Abnormal Psychology, 78, 107-126.

D'Zurilla, T.J. & Nezu, A. (1982). Social problem solving in adults. In P. C. Kendall (Ed.), Advances in cognitive-behavioral research and therapy (pp. 201-274). New York: Academic Press.

Ellis, A. (1962). Reason and emotion in psychotherapy. New York: Lyle Stuart.

Ellis, A. (1984). The essence of RET. Journal of Rational Emotive Therapy 2, 19-25.

Ellis, A. &Grieger, R. (Hrsg.). (1979). Praxis der Rational-Emotiven Therapie. München: Urban & Schwarzenberg.

Ellis, A. & Harper, R. A. (1976). A new guide to rational living. Hollywood: Wilshire-Edition.

Fahrenberg, J. (1984). Methodische Überlegungen zur Mehrebenen-Prozeß-Forschung. In U. Baumann (Hrsg.), Psychotherapie: Makro/Mikroperspektive (S. 198-222). Göttingen: Hogrefe.

Fiedler, P. A. (1987). Verhaltenstherapie in Gruppen. Verhaltensmodifikation und Verhaltensmedizin, 5, 111-132.

Fiedler, P. A. (1995). Persönlichkeitsstörungen (2. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Fiedler, P. A. (1996). Verhaltenstherapie in und mit Gruppen. Psychologische Psychotherapie in der Praxis. Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Fiedler, P., Niedermeier, Th. & Mundt, Ch. (1986). Gruppenarbeit mit Angehörigen schizophrener Patienten. Materialien für die therapeutische Arbeit mit Angehörigen und Familien. Weinheim: Psychologie Verlagsunion.

Fliegel, S., Groeger, W. M., Künzel, R., Schulte, D. & Sorgatz, H. (1981). Verhalenstherapeutische Standardmethoden. Ein Übungsbuch. München: Urban & Schwarzenberg.

Florin, I. & Tunner, W. (Hrsg.). (1975). Therapie der Angst: Systematische Desensibilisierung. München: Urban & Schwarzenberg.

Försterling, F. (1986). Attributionstheorie in der Klinischen Psychologie. München: Urban & Schwarzenberg.

Franks, C. M. & Wilson, G. T. (1978). Annual Review of behavior therapy. Theory and practice 1978. New York: Bruner & Mazel.

Freeman, A., Simon, K. M., Beutler, L. E. & Arkowitz, H. (Eds.). (1989). Comprehensive Handbook of Cognitive Therapy. New York: Plenum Press.

Freeman, A., Pretzer, J., Fleming, B. & Simon, K. M. (1990). Clinical applications of Cognitive Therapy. New York: Plenum Press.

Gentry, W. D. (Ed.). (1984). Handbook of behavioral medicine. New York: Guildford Press.

Goldfried, M. R. & Goldfried, A. P. (1975). Cognitive change methods. In F. H. Kanfer & A. P. Goldstein (Eds.), Helping people change. A textbook of methods (pp. 89-116). New York: Pergamon Press.

Goldstein, A. P. (1973). Structured learning therapy. Toward a psychotherapy for the poor. New York: Academic Press.

Goldstein, A. P. & Kanfer, F. H. (1979). Maximizing treatment gains. Transfer enhancement in psychotherapy. New York: Academic Press.

Grawe, K. (Hrsg.). (1980). Verhaltenstherapie in Gruppen. München: Urban & Schwarzenberg.

Grawe, K. (1992). Psychotherapieforschung zu Beginn der neunziger Jahre. Psychologische Rundschau, 43, 132-162.

Grawe, K., Donati, R. & Bernauer, F. (1994). Psychotherapie im Wandel. Von der Konfession zur Profession. Göttingen: Hogrefe.

Haaga, D. A. & Davison, G. C. (1986). Cognitive change methods. In F. H. Kanfer & A. P. Goldstein (Eds.), Helping People change. A textbook of methods (pp. 97-130). New York: Pergamon Press.

Hartig, M. (1973). Selbstkontrolle: Lerntheoretische und verhaltenstherapeutische Ansätze. München: Urban & Schwarzenberg.

Hautzinger, M., Stark, M. & Treiber, R. (1992). Kognitive Verhaltenstherapie bei Depressionen (2. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Heyden, T. (1986). Verhaltenstherapie in der psychosozialen Versorgung. In Deutsche Gesellschaft für Verhaltenstherapie (Hrsg.), Verhaltenstherapie: Theorien und Methoden. (S. 232-245). Tübingen: DGVT-Verlag.

Hinsch, R. & Pfingsten, U. (1983). Gruppentraining sozialer Kompetenzen. München: Urban & Schwarzenberg.

Hoffmann, N. (1979). Grundlagen kognitiver Therapie. Bern: Huber.

Holland. J. G. (1978). Behaviorism: Part of the problem or part of the solution? Journal of Applied Behavior Analysis, 11, 163-174.

Hollon, S. D. (1996). The Efficacy and Effectiveness of Psychotherapy Relative to Medications. American Psychologist, 51, 1025-1030.

Hollon, S. D. & Beck, A. T. (1979). Cognitive therapy of depression. In P. C. Kendali & S. D. Hollon (Eds.), Cognitive-behavioral interventions. Theory, research, and procedures. New York: Academic Press.

Hollon, S. D. & Beck, A. T. (1994). Cognitive and cognitive-behavioral therapies. In A. E. Bergin & S. L Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (4th ed., pp. 428-466). New York: Wiley.

Jacobi, C., Thiel, A. & Paul, T. (1996). Kognitive Verhaltenstherapie bei Anorexia und Bulimia nervosa. Weinheim: Psychologie Verlagsunion.

Jacobson, N. S. & Christensen, A. (1996). Studying the Effectiveness of Psychotherapy: How Well Can Clinical Trials Do the Job? American Psychologist, 51, 1031-1039.

Kanfer, F. H. (1970). Self-regulation: Research issues and speculations. In C. Neuringer & J. L. Michael (Eds), Behavior modification in clinical psychology (pp. 178-220). New York: Appleton-Century.

Kanfer, F. H. & Busemeyer, J. R. (1982). The use of problem-solving and decision making in behavior therapy. Clinical Psychology Review, 2, 239-266.

Kanfer, F. H. & Gaelick, L (1986). Seifmanagement methods. In F. H. Kanfer & A. P. Goldstein (Eds.), Helping people change. A textbook of methods (pp. 283-345). New York: Pergamon Press.

Kanfer, F. H. & Grimm, L. G. (1981). Bewerkstelligung Klinischer Veränderungen: Ein Prozeßmodell der Therapie. Verhaltensmodifikation, 2, 125-132.

Kanfer, F. H. & Karoly, P. (1972). Self-control: A behavioristic excursion into the lion's den. Behavior Therapy, 3, 398-416.

Kanfer, F. H., Reinecker, H. & Schmelzer, D. (1996). Selbstmanagementtherapie. Ein Lehrbuch für die klinische Praxis (2. Aufl.). Berlin: Springer.

Kanfer, F. H. & Saslow, G. (1969). Behavioral diagnosis. In C. M. Franks (Ed.), Behavior therapy. Appraisal and status (pp. 417-444). New York: McGraw Hill.

Kanfer, F. H. & Schefft, B. K. (1987). Self-management therapy in clinical practice. Champaign, Ill.: Research Press.

Karoly, P. (1995). Self-control theory. In W. O'Donohue & L. Krasner (Eds.), Theories of Behavior Therapy (pp. 259-285). Washington D. C: American Psychological Association.

Karoly, P. & Harris, A. (1986). Operant methods. In F. H. Kanfer & A. P. Goldstein (Eds.), Helping people change. A textbook of methods (3rd ed., pp. 210-247). New York: Pergamon Press.

Karoly, P. & Kanfer, F. H. (Eds.). (1982). Selfmanagement and behavior change: From theory to practice. New York: Pergamon Press.

Kazdin, A. E. (1977). Extensions of reinforcement techniques to socially and environmentally relevant behaviors. In M. Hersen, R. M. Eisler & P. M. Miller (Eds.), Progress in Behavior Modification (Vol. 4, pp. 39-67). New York: Academic Press.

Kazdin, A. E. (1980). Research Design in Clinical Psychology. New York: Harper & Row.

Kazdin, A. E. (1994). Methodology, design, and evaluation in psychotherapy research. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (4th ed., pp. 19-71). New York:Wiley.

Kendall, P. C. (1984). Cognitive processes and procedures in behavior therapy. In G. T. Wilson, C. M. Franks, K. D. Brownell & P. C. Kendall (Eds.), Annual review of behavior therapy: Theory and practice (pp. 120-155). New York: Guildford Press.

Kendall, P. C. (1982-1986). Advances in Cognitive Behavior Therapy. New York: Academic Press.

Kendall, P. C, Haaga, D. A. F., Ellis, A., Bernard, M., Di Giuseppe, R. & Kassinove, H. (1995). Rational-emotive therapy in the 1990s and beyond: Current status, recent revisions, and research questions. Clinical Psychology, Review, 15, 169-185.

Kendall, P. C. & Holon, S. D. (Eds.). (1979). Cognitive-behavioral interventions: Theory, research and procedures. New York: Academic Press.

Kessler, B. H. & Hoellen, B. (1982). Rational-Emotive Therapie in der Klinischen Praxis. Weinheim: Beltz.

Keupp, H. (1978). Psychologische Tätigkeit in der psychosozialen Versorgung. Wider die Voreiligkeit programmatischer Fortschrittlichkeit. Verhaltenstherapie und psychosoziale Versorgung. Sonderheft II der Mitteilungen der DGVT: Tübingen: DGVT-Verlag.

Kimble, G. A. (1961). Hilgard and Marquis' conditioning and learning. New York: Appleton-Century.

Köhlke, H. U. (1992). Aktuelle verhaltenstherapeutische Standardprogramme: Moderner Rückschritt in die Symptomtherapie? Verhaltenstherapie, 2, 256-262.

Lang, P. J. (1971). The application of psychophysiological methods to the study of psychotherapy and behavior change. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change: An empirical analysis (pp. 75-125). New York: Wiley.

Lazarus, R. S. & Folkman, S. (1984). Coping and adaption. In W. D. Gentry (Eds.), Handbook of behavioral medicine (pp. 282-325). New York: The Guildford Press.

Lieb, H. (1993). Individualisierung oder Standardisierung der Therapie: Eine fruchtlose Alternative. Verhaltenstherapie, 3, 222-230.

Mahoney, M. J. (1974). Cognition and Behavior Modification. Cambridge, Mass.: Ballinger Publishing Comp.

Mahoney, M. J. & Thoresen, C. E. (1974). Self-control: Power to the person. Monterey, Calif.: Brooks-Cole.

Margraf, J. (Hrsg.). (1996). Lehrbuch der Verhaltenstherapie, Band 1, Band 2. Berlin: Springer.

Marks, I. M. (1978). Exposure treatments: Conceptual issues. In W. S. Agras (Ed.), Behavior modification. Principles and clinical applications (pp. 163-242). Boston: Little, Brown & Co.

Marks, I. M. (1986). Benefits of behaviour modification. Paper presented at the 16th Congress of the European Association for Behaviour Therapy. Lausanne.

Marks, I. M. (1987). Fears, phobias, and rituals. Panic, anxiety and their disorders. New York: Oxford University Press.

Martens, B. K. & Witt, J. C. (1988). Ecological behavior analysis. In M. Hersen, R. M. Eisler & P. M. Miller (Eds.), Progress in behavior modification (Vol. 22, pp. 115-140). London: Sage Publications.

Meichenbaum, D. H. (1977). Cognitive-behavior modification. New York: Plenum Press.

Meichenbaum, D. H. (1985). Stress inoculation training. New York: Pergamon Press.

Meichenbaum, D. H. (1991). Intervention bei Streß. Anwendung und Wirkung des Streßimpfungstrainigs. Bern: Huber.

Meichenbaum, D. H. & Goodman, J. (1971). Training impulsive children to talk to themselves: A means of developing self control. Journal of Abnormal Psychology, 77, 115-126.

Michelson, L., Mavissakalian, M. & Marchione, K. (1985). Cognitive and behavioral treatments of agoraphobia: Clinical, behavioral, and psychophysiological outcomes. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 53, 913-925.

Miltner, W., Birbaumer, N. & Gerber, W. D. (1986). Verhaltensmedizin. Berlin: Springer.

Newell, A. & Simon, H. A. (1972). Human problem solving. Englewood Clifs, N.J.: Prentice Hall.

Nezu, A. M. & Nezu, C. M. (Eds.). (1989). Clinical decision makingin behavior therapy: A problem solving perspective. Champaign, Ill.: Research Press.

Niebel, G. (1984). Ergebnisse und Probleme vergleichender Therapieforschung bei depressiven Störungen. Verhaltensmodifikation, 6, 345.

O'Donohue, W. & Kransner, L (1995). Theories of Behavior Therapy. Washington, D. C: American Psychological Association.

Pawlow, I. P. (1927). Conditioned reflexes. London: Oxford University Press.

Perrez, M. (1976). Zum Problem der Relevanzforderungen in der Klinischen Psychologie am Beispiel der Therapieziele. In A. Iseler & M. Perrez (Hrsg.), Relevanz in der Psychologie (S. 139-154). München: Reinhardt.

Perrez, M., Büchel, F., Ischi, N., Patry, J. L. &Thommen, B. (1985). Eziehungspsychologische Beratung und Intervention. Bern: Huber.

Perry, M. A. & Furukawa, M. J. (1986). Modeling methods. In F. H. Kanfer & A. P. Goldstein (Eds.), Helping people change. A textbook of methods (pp. 66-110). New York: Pergamon Press.

Petermann, F. & Petermann, U. (1991). Training mit aggressiven Kindern (5. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Petermann, U. & Petermann, F. (1995). Training mit sozial unsicheren Kindern (5. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Reinecker, H. (1978). Selbstkontrolle: Verhaltenstheoretische und kognitive Grundlagen, Techniken und Therapiemethoden. Salzburg: Otto Müller.

Reinecker, H. (Hrsg.). (1980). Bestrafung. Experimente und Theorien. Salzburg: Otto Müller.

Reinecker, H. (Hrsg.). (1981). Aversionstherapie. Theorie und Praxis. Salzburg: Otto Müller.

Reinecker, H. (1983). Grundlagen und Kriterien verhaltenstherapeutischer Forschung. Salzburg: AVM-Verlag.

Reinecker, H. (1986). Methoden der Verhaltenstherapie. In Deutsche Gesellschaft für Verhaltenstherapie (Hrsg.), Verhaltenstherapie: Theorien und Methoden (S. 64-178). Tübingen: DGVT-Verlag.

Reinecker, H. (1994). Grundlagen der Verhaltenstherapie (2. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Reinecker, H. (1996). Therapieforschung. In J. Margraf (Hrsg.), Lehrbuch der Verhaltenstherapie (Band 1, S. 31-48). Berlin: Springer.

Reisenzein, R. (1983). The Schachter theory of emotion: Two decades later. Psychological Bulletin, 94, 239-264.

Rimm, D. C. & Masters, J. C. (1979). Behavior therapy. Techniques and empirical findings. New York: Academic Press.

Roder, V., Brenner, H. D., Kienzle, N. & Hodel, B. (1992). Integriertes psychologisches Therapieprogramm für schizophrene Patienten (IPT, 2. Auflage). Weinheim: Psychologie Verlagsunion.

Rush, A. J., Beck, A. T., Kovacs, M. & Hollon, S. D. (1977). Comparative efficacy of cpgnitive therapy and pharmacotherapy in the treatment of depressed outpatients. Cognitive Therapy and Research, 1, 17-38.

Sanderson, W. C. & Woody, S. (Eds.). (1995) Manuals for empirically validated treatments. The Clinical Psychologist, 48, 7-11.

Schachter, S. & Singer, J. E. (1962). Cognitive, social and physiological determinants of emotional states. Psychological Review, 69, 379-399.

Schindler, L, Hahlweg, K. & Revenstorf, D. (1980). Partnerschaftsprobleme. Möglichkeiten zur Bewältigung. Ein verhaltenstherapeutisches Programm für Paare. Berlin: Springer.

Schmelzer, D. (1983). Problem- und zielorientierte Therapie: Ansätze zur Klärung der Ziele und Werte von Klienten. Verhaltensmodifikation, 4, 130-156.

Schmitz, B., Fydrich, T. & Limbacher, K. (Hrsg.). (1996). Persönlichkeitsstörungen: Diagnostik und Psychotherapie. Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Schulte, D. (1974). Diagnostik in der Verhaltenstherapie. München: Urban & Schwarzenberg.

Schulte, D. (1991). Therapeutische Entscheidungen. Göttingen: Hogrefe.

Schulte, D. (1993). Lohnt sich eine Verhaltensanalyse? Verhaltenstherapie, 3, 5-13.

Schulte, D. (1995). Therapieplanung. Göttingen: Hogrefe.

Schwartz, G. E. (1982). Integrating psychobiology and behavior therapy: A Systems perspective. In G. T. Wilson & C. M. Franks (Eds.), Contemporary behavior therapy. Conceptual and empirical foundations (pp. 119-141). New York: Guildford Press.

Schwartz, G. E. (1988). From behavior therapy to cognitive behavior therapy to Systems therapy: Toward an integrative health science. In D. Fishman, F. Rotgers & C. M. Franks (Eds.), Paradigms in behavior therapy (pp. 294-320). New York: Springer.

Scott, J., Williams, J. M. G. & Beck, A. T. (Eds.). (1989). Cognitive therapy in clinical practice. London: Routledge.

Shure, M. B. & Spivack, G. (1978). Problem-solving-techniques in childrearing. San Francisco: J. Basse.

Stampfl, T. G. & Levis, D. J. (1973). Implosive therapy: Theory and technique. Morristown, N. J.: General Learning Press.

Tharp, R. G. & Wetzel, R. J. (1975). Verhaltensänderungen im gegebenen Sozialfeld. München: Urban & Schwarzenberg.

Tolman, E. C. (1932). Purposive behavior in animals and men. New York: Appleton Century.

Twardosz, S. (1984). Environmental organization: The physical, social, and programmatic context of behavior. In M. Hersen, R. M. Eisler & P. M. Miller (Eds.), Progress in behavior modification (Vol. 18, pp. 123-161). London: Sage Publication.

Ullrich de Muynck, R. & Ullrich, R. (1976). Das Assertiveness-Trainings-Programm ATP. Einübung von Selbstvertrauen und sozialer Kompetenz. München: Pfeiffer.

VandenBos, G. R. (1996). Outcome Assessment of Psychotherapy. American Psychologist, 51, 1005-1006.

Walters, G. C. & Grusec, J. E. (1977). Punishment. San Francisco: W. H. Freeman.

Weingartner, P. (1971). Wissenschaftstheorie I, Einführung in die Hauptprobleme. Stuttgart: Fromann-Holzboog.

Wilson, G. T. (1996). Manual based treatments: The clinical application of research findings. Behaviour Research and Therapy, 34, 295-314.

Winett, R. A. & Nietzel, M. T. (1975). Behavioral ecology: Contingency management of consumer energy use. American Journal of Community Psychology, 3, 123-133.

Wolpe, J. (1958). Psychotherapy by reciprocal inhibition. Palo Alto, Calif.: Stanford University Press.

Wolpe, J. (1974). Praxis der Verhaltenstherapie. Bern: Huber.

 

 

22.5. Ориентация на межличностные системы: супружеская и семейная терапия

Гай Боденманн

 

 

Говоря о методах, которые ориентированы на диадную интеракцию (супружеская терапия) и семейную интеракцию (семейная терапия), мы имеем в виду гетерогенное многообразие самых разных подходов и методов, апеллирующих к разным теоретическим предпосылкам, а нередко и не имеющих общего знаменателя в отношении терапевтической обстановки и способа работы. Тем не менее все эти подходы — структурные, стратегические, ориентированные на решение, контекстуальные, межпоколенные, когнитивно-поведенческие, интегративные, психодинамические, гуманистические, ориентированные феминистически и т. д. — несмотря на то что сводятся они к разным теориям и методам, имеют и нечто общее: все они учитывают системные связи в терапевтических действиях и делают основной упор на социальной интеракции. В отличие от индивидуально-терапевтических подходов супружеская и семейная терапия специально фокусируется на изменениях во взаимодействии между разными членами семьи или партнерами. Первоочередной целью интервенции является переформирование и улучшение взаимодействия, а значит, и уровня функционирования семьи или супружеской пары. Наиболее общий теоретический фон для такого образа действий предоставляет теория систем. Теория систем исходит из посылки, что однолинейной каузальности быть не может, а существуют структуры циркулярных, реципрокных и рекурсивных отношений между партнерами или членами семьи, где любое поведение одного агента влияет на поведение другого и невозможно отделить друг от друга причину и следствие; соответственно расстройства понимаются уже не индивидуалистически (не как проблема индивида, непосредственно страдающего расстройством), а как феномен отношений. Расстройства вызываются проблемным паттерном отношений, они есть выражение диалектического процесса, двусторонних влияний, системы как целого. Нарушение коренится не в индивиде, а то, что мы называем его «симптомами», есть выражение нарушенной системы. Нарушенными могут быть структуры системы (границы, коалиции и т. д.) или интеракционные процессы (коммуникация). Таким образом, в основе подходов, ориентированных на диадную или семейную интеракцию, лежит холистическая модель, которая рассматривает расстройство с другой, не центрированной на индивиде, точки зрения. При этом понятие здоровья или нормальности семьи как нормативный конструкт в классической системной семейной терапии (особенно стратегического направления) ставится под вопрос, так как в соответствии с кибернетическим подходом система реагирует на проблемы возможным для нее образом и семья считается благополучной в том случае, если ей удается достичь поставленных ею самой целей (ср. Becvar & Becvar, 1993). В результате априори отсутствует четкое определение цели, и принято считать, что достаточно осуществить изменения системы, чтобы вызвать улучшение симптоматики у идентифицированного пациента. Какая-либо прямая интервенция применительно к последнему рассматривается как излишняя.

Несколько иным взглядом на эту ситуацию отличаются структурные или поведенчески ориентированные виды терапии. Базируясь на эмпирических данных, согласно которым адекватному уровню функционирования пары или семьи благоприятствуют некоторые ее навыки и умения (коммуникация, решение проблем, аффективная отзывчивость, связанность, адаптивность, четкие границы и уравновешенное распределение власти и т. д.) (ср. для обзора Walsh, 1993), эти подходы пробуют или как-то изменить структуры, или усовершенствовать либо сформировать умения и навыки.

В соответствии с терапевтической ориентацией, а также в зависимости от показаний и целей методы, ориентированные на социальную интеракцию, можно применять не только в работе с парой или с несколькими членами семьи, но нередко и в индивидуальной работе (Gurman, Kniskern & Pinsof, 1986).

Спектр расстройств, которыми занимается супружеская и семейная терапия, шире, чемтолько проблемы пары и семьи или конфликты, связанные с уходом детей и конфликты поколений. Показаниями являются также расстройства приема пищи, шизофрения, расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, аффективные, тревожные, сексуальные расстройства и нарушения развития различного происхождения. Правда, в одном обзоре (Bommert, Henning & Wälte, 1990) отмечается, что при многих картинах расстройств показания к семейной терапии противоречивы и в каждом отдельном случае следует проверять, действительно ли интервенция, направленная на социальную интеракцию, предпочтительнее индивидуальной терапии. Точно так же в зависимости от картины расстройства устанавливаются показания к смешанной терапии (индивидуальной или супружеской и семейной терапии) или при расстройствах в детском и подростковом возрасте привлекаются медиаторные подходы (ср. Perrez, Büchel, Ischi, Patry & Thommen, 1985).

Если в начале развития супружеской и семейной терапии работа основывалась на клиническом опыте и отдельных наблюдениях, то в последние годы существенным стало создание теории. Тем самым усовершенствование методического репертуара и более последовательная проверка эффективности подходов супружеской и семейной терапии развивались рука об руку; что же касается способа воздействия, то эмпирических исследований на этот счет явно недостаточно (ср. Lebow & Gurman, 1995). Исключение составляют когнитивно-поведенческие подходы, которые исследованы несколько лучше.

Ниже мы вкратце представим некоторые существенные методы в супружеской и семейной терапии. Особенное внимание уделяется когнитивно-поведенческим методам, поскольку они наиболее глубоко изучены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.