Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор: Философия о человеке




ЕЩЕ РАЗ О ФИЛОСОФСКОМ МЕТОДЕ

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ

О ТЕРМИНЕ «АНТРОПОЛОГИЯ»

В переводе с греческого антропология означает учение о че-
ловеке. Но это учение может быть не только философским, но и,
например, биологическим. Во избежание недоразумений вводят
термин «философская антропология». Наша ближайшая задача
и состоит в том, чтобы рассмотреть философскую антропологию.
Биологию оставим биологам.

Еще одно разъяснение. Исторически так случилось, что ан-
тропологию понимают как учение не об обществе, a о единице
общества, человеке. Это во многом объясняется тем, что нововре-
менные философы направляли свое основное внимание на отдель-
ного человека. Такая ориентация называется антропоцентриз-
мом.
На современном философском понимании человека все
еще лежит печать антропоцентризма. Но люди в их совместной
жизни образуют общество. Там, где обсуждают человека, непре-
менно следует говорить и об обществе. С учетом этого мы рас-
сматриваем философию человека и общество в одной и той же
главе.

Напомним, что мы знаем ряд философских методов, соответ-
ствующих философии античности, средневековья, Нового време-
ни и философии наших дней (так называемой философии новей-
шей, философии XX века). Это означает, что при характеристи-
ке человека или общества нам следует их оценивать в свете из-
вестных нам методов. Поступая по-другому, мы непременно по-
теряли бы из виду саму философию. Основу любых воззрений на
человека, общество, их историю, составляют определенные фи-
лософские
положения. Именно это является для нас самым ин-
тересным.


Для удобства читателя пронумеруем основные воззрения на
природу человека.

1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассма-
тривали человека как образ космоса, как «малый мир», микро-
космос. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроиз-
водится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космо-
са. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хло-
пот. Мы — люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не
должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что
Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта»
и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?

2. Начиная с Сократа философы античности считали челове-
ка двойственным существом, состоящим из тела и души. Пла-
тон
соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

3. В средневековой философии главное размежевание прохо-
дит не столько между телом и душой человека, сколько между
«плотским человеком» и «духовным человеком». Природа чело-
века понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духов-
ность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализу-
ется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое
продолжение в православной, католической и протестантской кон-
цепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий
христианства. Как известно, господствующая христианская цер-
ковь раскололась в 1054 году на восточную (православную) и за-
падную (католическую). В XVII веке из западной церкви выде-
лилась протестантская. В нашу задачу не входит описание тех
многочисленных отличий, которые характерны для различных
христианских антропологии. Отметим лишь самое главное.

Философский стиль православия восходит к Платону и Пло-
тину,
в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания
единства истины, красоты и добра, без установления в этом
триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына
и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.

Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Ав-
густину
и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь
больше рационального, человек понимается как субъект воли.

Философский стиль протестантизма основывается, по преиму-
ществу, на нововременной философии с ее выделением личност-


ного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он су-
ществует, позиция протестантизма другая: Бог существует пото-
му, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь»,—
говорил основатель протестантизма М. Лютер.

4. В Новое время специфика человека усматривается в разу-
ме,
в мышлении, рациональности. Ясное содержание души — это
сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту кон-
цепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превы-
ше других познавательные способности, каковых у него три —
рассудок, способность суждения, разум.

5. В Новое же время наряду с только что рассмотренной
концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие
высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятель-
ный). Главное в человеке — это реализация способности к дей-
ствию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного
человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Марк-
са,
понимается в общественном смысле. Главное в обществе —
труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества,
в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.

6. Последнее изобретение философии Нового времени — это
«сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь,
заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставит-
ся страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и им-
провизации, протест против послушания и вообще всякой хи-
лости.

7. Философия XX века продолжает поиск подлинности чело-
века. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой
человека опыт его сознания — образование эйдосов, понимание
в соответствии с ними мира предметов, жизни.

8. Герменевты считают, что истинность человека реализует-
ся в его существовании в мире, понимании мира, преодолении
потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, ка-
ковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая
в этой связи активность.

9. Философы-аналитики видят в человеке существо, актив-
но реализующее свои языковые способности. В сфере языка че-
ловек решает что, почему и как следует делать.

10. Согласно постмодернистам, человек — существо, бунту-
ющее в поисках возвышенного и избавления от удушающих
объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективно-
го, тоталитарного. Человек может понять существующие обще-

Ш)


ственные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них
отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.

человек - существо бессознательное

Мы довели до сведения читателя десять интерпретаций при-
роды человека. Если читатель недоволен краткостью приведен-
ных сведений, то ему просто-напросто необходимо перечитать не-
которые страницы из первой части книги под антропологичес-
ким углом зрения. Разумеется, полезно обратиться к дополни-
тельной литературе. К уже рассмотренным интерпретациям при-
роды человека добавим еще одну, которая привлекает внимание
в течение всего XX века. Речь идет о философии бессознатель-
ного,
развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зиг-
мундом Фрейдом.

О бессознательном в человеке говорили и писали многие фи-
лософы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Къеркегор, Шо-
пенгауэр, Ницше.
Но лишь Фрейд сумел придать представлени-
ям о бессознательном практическое значение, они позволяли
ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Создан-
ное им учение называют психоанализом.

Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — су-
щество эротическое. Глубинная сущность человека — сексуаль-
ное влечение — либидо (позднее Фрейд будет много рассуждать
о двух главных инстинктах, инстинкте жизни — эросе и инстинк-
те смерти — танатосе). Это влечение приходит в конфликт с со-
знанием, вынужденным реагировать на окружающую социаль-
ную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные вле-
чения вытесняются из сознания, они становятся бессознательны-
ми, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональ-
ных действиях, в неврозах. Путь избавления от неврозов — это
анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное (это
делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если паци-
ент способен на это, то бессознательное переводится в сознание.
Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных
неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека
от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек
есть существо
не сознательное, а бессознательное. Доминиру-
ет именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все со-
гласны с ними.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.