Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика. Классификация и диагностика




Классификация

Классификация и диагностика

Литература

Обзор

 

В качестве важнейших составляющих лечения больных шизофренией сегодня зарекомендовали себя (и работа Хогарти и Андерсона это подтверждает) следующие: фармакотерапия, помощь в понимании болезни, совладание с болезнью и согласие на медикаментозное лечение в рамках индивидуальной и групповой терапии (Bäuml, 1994; Kieserg & Hornung, 1994), включение таких терапевтических мероприятий, как социальный или когнитивный тренинг в жизненную ситуацию пациента (свободное время, профессиональная деятельность, семья), концепция длительного лечения с медленно растущими требованиями, поддержка родственников и содействие реалистичным ожиданиям. Параллельно с этим необходимо продолжать совершенствовать реабилитационные программы в таких сферах, как жилье, проведение свободного времени, социальная интеграция, включение в профессиональную сферу и структурирование дня (Häfner, 1988). Спектр этих программ и услуг должен также учитывать индивидуальные нарушения и предусматривать гибкую адаптацию при психотических рецидивах или при улучшении состояния. Эффективная помощь больным шизофренией, очевидно, непростое дело и не такое дешевое. Разительных успехов за счет использования конкретных терапевтических мер едва ли стоит ожидать, но постепенное улучшение действенности широко используемых лечебных концепций в результате систематических исследований вполне реально. Облегчение страданий пациентов и их родственников при этом кажется достаточно высокой ставкой.

 

 

An der Heiden, W. (1996). Der Langzeitverlauf schizophrener Psychosen — Eine Literaturübersicht. Zeitschrift für Medizinische Psychologie, 5, 8-21.

An der Heiden, W., Krumm, B., Müller, S., Weber, J., Biehl, H. &Schäfer, M. (1995). Mannheimer Langzeitstudie der Schizophrenie: Erste Ergebnisse zum Verlauf der Erkrankung über 14 Jahre nach stationärer Erstbehandlung. Nervenarzt, 66, 820-827.

Andreasen, N. C., Arndt, S., Alliger, R., Miller, D. & Flaum, M. (1995a). Symptoms of schizophrenia: Methods, meanings, and mechanisms. Archives of General Psychiatry, 52, 341-351.

Andreasen, N. C., Roy, M. A. & Flaum, M. (1995b). Positive and negative symptoms. In S. R. Hirsch & D. R. Weinberger (Eds.), Schizophrenia (pp. 28-45). Oxford: Blackwell Science.

Bäuml, J. (1994). Psychosen aus dem schizophrenen Formenkreis. Ein Ratgeber für Patienten und Angehörige. Berlin: Springer.

Bebbington, P. E. & Kuipers, E. A. (1994). The predictive utility of expressed emotion in schizophrenia: An aggregate analysis. Psychological Medicine, 24, 707-718.

Bebbington, P. E., Bowen, J., Hirsch, S. R. & Kuipers, E. A. (1995). Schizophrenia and psychosocial. stress. In S. R. Hirsch & D. R. Weinberger (Eds.), Schizophrenia (pp. 587-604). Oxford: Blackwell Science.

Bleuler, E. (1923). Lehrbuch der Psychiatrie (4. Aufl.). Berlin: Springer.

Brenner, H. D., Kraemer, S., Hermanutz, M. & Hodel, B. (1990). Cognitive treatment in schizophrenia. In E. R. Straube & K. Hahlweg (Eds.), Schizophrenia: Concepts, vulnerability, and intervention (pp. 161-191). Heidelberg: Springer.

Buchanan, R. W. (1995). Clozapine: Efficacy and safety. Schizophrenia Bulletin, 21, 579-591.

Ciompi, L. (1986). Auf dem Weg zu einem kohärenten multidimensionalen Krankheits- und Therapieverständnis der Schizophrenie: konvergierende neue Konzepte. In W. Böker & H. D. Brenner (Hrsg.), Bewältigung der Schizophrenie (S. 47-61). Bern: Verlag Hans Huber.

Ciompi, L., Kupper, Z., Aebi, E., Dauwalder, H. P., Hubschmid, T., Trütsch, K. & Rutishauser, C. (1993). Das Pilotprojekt «Soteria Bern» zur Behandlung akut Schizophrener. II. Ergebnisse einer vergleichenden prospektiven Verlaufsstudie über 2 Jahre. Nervenarzt, 64, 440-450.

Cohen, R., Florin, I., Grusche, A., Meyer-Osterkamp, S. & Sell, H. (1973). Dreijährige Erfahrungen mit einem Münzsystem auf einer Station für extrem inaktive, chronisch schizophrene Patienten. Zeitschrift für Klinische Psychologie, 2, 243-277.

Cole, J. O. (1964). Phenothiazine treatment in acute schizophrenia. Archives of General Psychiatry, 10, 246-261.

Davis, J. M., Barter, J. T. & Kane, J. M. (1989). Antipsychotic drugs. In Kaplan, H. I. & Sadock, B. J. (Eds.), Comprehensive Textbook of Psychiatry (Vol. 5, pp. 1591-1626). Baltimore: Williams & Wilkins.

De Jesus Mari, J. & Streiner, D. L. (1994). An overview of family interventions and relapse in schizophrenia: Meta-analysis of research findings. Psychological Medicine, 24, 565-578.

Dixon, L. B. & Lehman, A. F. (1995). Family interventions for schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 21, 631-643.

Dixon, L. B., Lehman, A. F. & Levine, J. (1995). Conventional antipsychotic medication for schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 21, 567-577.

Glynn, S. M. &MacKain, S. (1992). Training life skills. In Kavanagh, D. J. (Ed.), Schizophrenia: An overview and practical handbook (pp. 393-406). London: Chapman & Hall.

Gunderson, J. G., Frank, A. F., Katz, H. M., Vannicelli, M. L., Frosch, J. P. & Knapp, P. H. (1984). Effects of psychotherapy in schizophrenia: II. Comparative outcome of two forms of treatment. Schizophrenia Bulletin, 10, 564-598.

Häfner, H. (1988). Rehabilitation Schizophrener: Ergebnisse eigener Studien und selektiver Überblick. Zeitschrift für Klinische Psychologie, 17, 187-209.

Hahlweg, K., Dürr, H. & Müller, U. (1995). Familienbetreuung schizophrener Patienten. Weinheim: Beltz.

Halford, W. K. & Hayes, R. L. (1992). Social skills training with schizophrenic patients. In D. J. Kavanagh (Ed.), Schizophrenia: An overview and practical handbook (pp. 375-392). London: Chapman & Hall.

Hambrecht, M. & Häfner, H. (1996). Führen Alkohol- oder Drogenmißbrauch zu Schizophrenie? Nervenarzt, 67, 36-45.

Harding, C. M., Brooks, G. W., Ashikaga, T. Strauss, J. S. & Breier, A. (1987). The Vermont longitudinal study of persons with severe mental illness: I. Methodology, study sample, and overall status 32 years later. American Journal of Psychiatry, 144, 718-726.

Hegarty, J. D., Baldessarini, R. J., Tohen, M., Waternaux, C. & Oepen, G. (1994). One hundred years of schizophrenia: A meta-analysis of the outcome literature. American Journal of Psychiatry, 151, 1409-1416.

Herz, M. I. & Lamberti, J. S. (1995). Prodromal Symptoms and relapse prevention in schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 21, 541-551.

Hirsch, S. R. & Barnes, T. R. E. (1995). The clinical treatment of schizophrenia with antipsychotic medication. In S. R. Hirsch & D. R. Weinberger (Eds.), Schizophrenia (pp. 443-468). Oxford: Blackwell Science.

Hogarty, G. E. & Anderson, C. (1986). Eine kontrollierte Studie über Familientherapie, Training sozialer Fertigkeiten und unterstützender Chemotherapie in der Nachbehandlung Schizophrener. In W. Böker & H. D. Brenner (Hrsg.), Bewältigung der Schizophrenie (S. 72-86). Bern: Hans Huber.

Hornung, W. P., Holle, R., Schulze Mönking, H., Klingberg, S. & Buchkremer, G. (1995). Psychoedukativ-psychotherapeutische Behandlung schizophrener Patienten und ihrer Bezugspersonen. Nervenarzt, 66, 828-834.

Jeste, D. V. & Caligiuri, M. P. (1993). Tardive dyskinesia. Schizophrenia Bulletin, 19, 303-315.

Jolley, A. G. & Hirsch, S. R. (1990). Intermittierende und niedrigdosierte Neuroleptika-Therapie: Prophylaktische Strategien bei der Schizophrenie. In R. Olbrich (Hrsg.), Therapie der Schizophrenie (S. 53-63). Stuttgart: Kohlhammer.

Kane, J. M. (1987). Treatment of schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 13, 133-156.

Kavanagh, D. J. (1992). Recent developments in Expressed Emotion and schizophrenia. British Journal of Psychiatry, 160, 601-620.

Kellam, S. G., Goldberg, S. C., Schooler, N. R., Berman, A. & Shmelzer, J. L. (1967). Ward atmosphere and outcome of treatment of acute schizophrenia. Journal of Psychiatric Research, 5, 145-163.

Kieserg, A. & Hornung, W. P. (1994). Psychoedukatives Training für schizophrene Patienten: Ein verhaltenstherapeutisches Behandlungsprogramm zur Rezidivprophylaxe. Tübingen: DGVT-Verlag.

Kissling, W. (1991). The current unsatisfactory state of relapse prevention in schizophrenic psychosis: Suggestions for improvement. Clinical Neuropharmacology, 14, 33-44.

Leff, J., Kuipers, L., Berkowitz, R., Eberlein-Vries, R. & Sturgeon, D. (1982). A controlled trial of social intervention in the families of schizophrenic patients. British Journal of Psychiatry, 141, 121-134.

Lehman, A. F. (1995). Vocational rehabilitation in schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 21, 645-656.

Linden, M. (1987). Negative vs. positive Therapieerwartungen und Compliance vs. Non-Compliance. Psychiatrische Praxis, 14, 132-136.

Matthews, S. M., Roper, M. T., Mosher, L. R. & Menn, A. Z. (1979). A non-neuroleptic treatment for schizophrenia: Analysis of the two-year postdischarge risk of relapse. Schizophrenia Bulletin, 5, 322-333.

Möller, H. J. & von Zerssen, D. (1995). Course and outcome of schizophrenia. In S. R. Hirsch & D. R. Weinberger (Eds.), Schizophrenia (pp. 106-127). Oxford: Blackwell Science.

Mueser, K. T. & Bellack, A. S. (1995). Psychotherapy of schizophrenia. In S, R. Hirsch & D. R. Weinberger (Eds.), Schizophrenia (pp. 626-648). Oxford: Blackwell Science.

Norman, R. M. G. & Malla, A. K. (1995). Prodromal symptoms of relapse in schizophrenia: A review. Schizophrenia Bulletin, 21, 527-539.

Paul, G. L. & Lentz, R. J. (1977). Psychosocial treatment of chronic mental patients: milieu versus social-learning programs. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Scharfetter, C. (1982). Leiborientierte Therapie schizophrener Ich-Störungen. In H. Helmchen, M. Linden & U. Rüger (Hrsg.), Psychotherapie in der Psychiatrie (S. 70-76). Heidelberg: Springer.

Schooler, C. & Spohn, H. E. (1982). Social dysfunction and treatment failure in schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 8, 85-98.

Schooler, N. R. (1991). Maintenance medication for schizophrenia: Strategies for dose reduction. Schizophrenia Bulletin, 17, 311-324.

Scott, J. E. & Dixon, L. B. (1995a). Assertive Community treatment and case management for schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 21, 657-668.

Scott, J. E. & Dixon, L. B. (1995b). Psychological interventions for schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 21, 621-630.

Smith, J. & Hucker, S. (1994). Schizophrenia and substance abuse. British Journal of Psychiatry, 165, 13-21.

Stanton, A. H., Gunderson, J. G., Knapp, P. H., Frank, A. F., Vannicelli, M. L., Schnitzer, R. & Rosenthal, R. (1984). Effects of psychotherapy in schizophrenia: I. Design and implementation of a controlled study. Schizophrenia Bulletin, 10, 520-562.

Thurm-Mussgay, I., Galle, K. & Häfner, H. (1991). Krankheitsbewältigung Schizophrener: Ein theoretisches Konzept zu ihrer Erfassung und erste Erfahrungen mit einem neuen Meßinstrument. Verhaltenstherapie, 1, 293-300.

Tornatore, F. L., Sramek, J. J., Okeya, B. L. & Pi, E. H. (1991). Unerwünschte Wirkungen von Psychopharmaka. Stuttgart: Thieme.

Umbricht, D. & Kane, J. M. (1995). Risperidone: Efficacy and safety. Schizophrenia Bulletin, 21, 593-606.

Vauth, R. & Stieglitz, R. D. (1994). Verhaltenstherapeutische Interventionen bei persistierender halluzinatorischer und wahnhafter Symptomatik schizophrener Patienten. Verhaltenstherapie, 4, 177 - 185.

Wallace, C. J. & Liberman, R. P. (1985). Social skills training for patients with schizophrenia: a controlled clinical trial. Psychiatry Research, 15, 239-247.

Weiden, P. J., Dixon, L., Frances, A., Appelbaum, P., Haas, G. & Rapkin, B. (1991). Neuroleptic non-compliance in schizophrenia. In Tamminga, C. A. & Schulz, S. C. (Eds.), Advances in neuropsychiatry and psychopharmacology. Vol. I: Schizophrenia research (pp. 285-296). New York: Raven Press.

Wiedemann, G. & Buchkremer, G. (1996). Familientherapie und Angehörigenarbeit bei verschiedenen psychiatrischen Erkrankungen. Nervenarzt, 67, 524-544.

Windgassen, K. (1989). Schizophreniebehandlung aus der Sicht des Patienten. Berlin: Springer.

Wing, J. K. (1982). Course and prognosis of schizophrenia. In J. K. Wing & L. Wing (Eds.), Handbook of Psychiatry 3: Psychoses of uncertain aetiology (pp. 33-41). Cambridge: Cambridge University Press.

Wing, J. K. & Brown, G. W. (1970). Institutionalism and schizophrenia: a comparative study of three mental hospitals 1960-1968. London: Cambridge University Press.

Wunderlich, U., Wiedemann, G. & Buchkremer, G. (1996). Sind psychosoziale Interventionen bei schizophrenen Patienten wirksam? Eine Metaanalyse. Verhaltenstherapie, 6, 4-13.

Zubin, J. (1990). Ursprünge der Vulnerabilitätstheorie. In R. Olbrich (Hrsg.), Therapie der Schizophrenie (S. 42-52). Stuttgart: Klett.

 

 

Глава 36. Депрессивные расстройства

 

 

Лилиан Блёшль

 

 

Как в феноменологическом, так и в этиологическом плане сегодня всеми принята и поддерживается многоосевая оценка картин депрессивных расстройств. Это многообразие видов расстройства и потенциальных обусловливающих факторов, естественно, существенно затрудняет определение понятий и классификацию депрессий. Если взять самое общее определение, то под депрессией понимается подавленное настроение, которое иногда может включать в себя тревогу или раздражение; понятие депрессии в смысле клинического синдрома охватывает наряду с этими признаками эмоционального расстройства целый ряд симптомов в когнитивно-мотивационной сфере (негативная самооценка, нарушения концентрации внимания, потеря интереса к жизни и т. п.), в поведенческой сфере (пассивно-заторможенное или тревожно-ажитированное поведение, сокращение социальных контактов и т. п.) и в соматической сфере (расстройства сна и аппетита, быстрая утомляемость и т. д.). По-прежнему активно обсуждается вопрос о том, существуют ли плавные переходы между субклиническими проявлениями депрессивного настроения и клиническими депрессивными расстройствами (Grove & Andreasen, 1992, Costello, 1993).

Депрессивные расстройства неоднократно пытались классифицировать, причем классификации проводились по различным основаниям — по этиологии, по симптоматике, по течению болезни и другим основаниям (Fritze, 1988; Grove & Andreasen, 1992). При этом принимаются во внимание как многофакторные классификационные подходы, так и классификационные подходы дихотомического типа; в последние десятилетия особенно широко обсуждаются такие дихотомии, как эндогенные / невротически-реактивные (депрессивные расстройства, обусловленные скорее биологически / расстройства, обусловленные скорее окружающей средой); первичные / вторичные (депрессии в чистом виде / депрессии в контексте других психических и соматических расстройств); и униполярные / биполярные (только депрессивные эпизоды / депрессивные и маниакальные эпизоды). Хотя новая терминология и вошла в последние варианты классификационных систем МКБ-10 и DSM-IV,группирование по принципам «эндогенные / невротически-реактивные» и «первичные / вторичные» сегодня отчасти еще требуют изучения. Такой признак течения заболевания, как униполярный / биполярный получил признание в рамках МКБ-10 и DSM-III-R / DSM-IV.

В популярных сегодня подходах к классификации депрессий, приведенных в МКБ-10 или DSM-IV,определение подтипов основывается преимущественно на описательных оперативно определенных признаках. Основные категории депрессивных расстройств помещены в группе «аффективные расстройства»; но и в других группах расстройств присутствуют категории, релевантные с точки зрения депрессии. При этом из-за многочисленных дополнительных классификаций (с учетом степени тяжести, симптоматики и паттерна течения болезни) в обеих системах представлена весьма сложная картина; классификационное упорядочение по МКБ-10 приближено к упорядочению по DSM-IV,но совпадает не полностью. Все это позволяет констатировать, что новые классификационные подходы, хотя, безусловно, и повысили точность диагностики и более-менее унифицировали ее, однако в этой области по-прежнему предстоит сделать очень многое. В табл. 36.1.1 и 36.1.2 представлены основные релевантные для депрессии категории из МКБ-10 и DSM-IV (для МКБ-10 этот перечень еще должен быть дополнен аффективными состояниями пониженного настроения в рамках органически обусловленных или вызванных употреблением психоактивных веществ психических расстройств, — F0, F1). В табл. 36.1.3 в сокращенном виде представлены диагностические критерии эпизодов большой депрессии по DSM-IV;в МКБ-10 картина этого расстройства примерно соответствует средним или тяжелым депрессивным эпизодам.

 

Таблица 36.1.1. Категории в соответствии с МКБ-10, имеющие значение для классификации депрессивных состояний (в сокращенном виде)

Аффективные расстройства Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства Невротические, стрессовые и соматоформные расстройства Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте
F31 Биполярное аффективное расстройство F32 Депрессивные эпизоды F33 Рекуррентное депрессивное расстройство F34 Устойчивые аффективные расстройства F34.0 Циклотимия F34.1 Дистимия F38 Другие аффективные расстройства F38.10 Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство F39 Аффективные расстройства неуточненные F20.4 Постшизофреническая депрессия F25 Шизоаффективные расстройства F25.1 Шизоаффективное расстройство, депрессивный тип F25.2 Шизоаффективное расстройство, смешанный тип F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство F43.2 Расстройства адаптации F43.20 Кратковременная депрессивная реакция F43.21 Долговременная депрессивная реакция F43.22 Смешанная тревожная и депрессивная реакция F92.0 Депрессивное расстройство поведения

 

Таблица 36.1.2. Категории в соответствии с DSM-IV,имеющие значение для классификации депрессивных состояний (в сокращенном виде; включая коды МКБ-9-СМ слева и МКБ-10 справа)

Аффективные расстройства Шизофрения и другие психотические расстройства Расстройства адаптации
Депрессивные расстройства: 296.2х Большая депрессия, отдельные эпизоды (F 32.x) 296.3х Большая депрессия, рекуррентная (F 33.x) 300.4 Дистимическое расстройство (F 34.1) 311 Депрессивные расстройства неуточненные (F 32.9, F 33.9) Биполярные расстройства: 296.хх Биполярное расстройство I (F 31.хх) 296.89 Биполярное расстройство II (F 31.0, F31.8) 301.13 Циклотимическое расстройство (F 34.0) 296.80 Биполярные расстройства неуточненные (F 31.9, F 31.8) Другие аффективные расстройства: 293.83 Аффективное расстройство, обусловленное соматической болезнью (F 06.3x) —. — Аффективное расстройство, вызванное употреблением психоактивных веществ (F 1х.8) 296.90 Аффективные расстройства неуточненные (F 39, F 38.хх) 295.70 Шизоаффективное расстройство (F 25.x) 309.0 Расстройство адаптации с депрессивным настроением (F 43.20) 309.28 Расстройство адаптации со смешанным тревожным и депрессивным настроением (F 43.22)

 

Таблица 36.1.3. Диагностические критерии для эпизода Большой депрессии по DSM-IV (American Psychiatric Association, 1996, S. 387, 388)

A. В течение двух недель имеют место по крайней мере пять следующих симптомов, которые представляют собой изменения работоспособности по сравнению с существовавшей до этого; по крайней мере один из симптомов — или 1) депрессивное изменение настроения, или 2) потеря интереса или радости жизни).

Обратите внимание:исключаются те симптомы, которые однозначно обусловлены соматической болезнью, бредом, не связанным с настроением, или галлюцинациями.

1. Депрессивное изменение настроения почти каждый день, большую часть дня, о чем можно судить либо по субъективным высказываниям (например, жалобам на чувство уныния или опустошенности), либо по наблюдениям других лиц (например, появление слез). (Обратите внимание:у детей и подростков это может быть изменение настроения с преобладанием раздражительности).

2. Отчетливо выраженное снижение интереса ко всем видам деятельности или радости от их выполнения, почти каждый день, большую часть дня (об этом можно судить либо по субъективным высказываниям, либо по наблюдениям окружающих).

3. Значительное уменьшение веса без соблюдения диеты или его увеличение (больше чем на 5% веса тела в течение месяца); либо понижение или повышение аппетита, почти каждый день. Обратите внимание:у детей таким нарушением считается отсутствие ожидаемой прибавки массы тела.

4. Бессонница или повышенная сонливость почти каждый день.

5. Психомоторные беспокойство или заторможенность, почти каждый день (по наблюдениям окружающих, а не только на основании субъективного чувства ажитации или заторможенности).

6. Усталость или упадок сил, почти каждый день.

7. Чувство собственной неполноценности, чрезмерной или необоснованной вины (которое может быть и бредовым), почти каждый день (касается не только упреков самому себе или чувства вины из-за болезни).

8. Снижение способности думать или концентрировать внимание либо увеличение нерешительности, почти каждый день (об этом могут свидетельствовать либо самонаблюдение, либо наблюдения окружающих).

9. Периодически возникающие мысли о смерти (не просто страх смерти), периодически возникающие суицидальные мысли без конкретного плана реализации, фактические суицидальные попытки или точное планирование суицида.

Б. Симптомы не соответствуют критериям смешанных эпизодов.

B. Симптомы являются причиной клинически значимых нарушений в социальной, профессиональной или другой жизненно важной сфере.

Г. Симптомы не являются следствием непосредственного воздействия психоактивных веществ (например, наркотиков, лекарств) или соматического заболевания (например, гипотиреоза).

Д. Симптомы не могут быть лучше объяснены наличием простой печали, т. е. после потери любимого человека, симптомы продолжаются дольше двух месяцев или характеризуются нарушениями функций, болезненным чувством бесценности, суицидальными мыслями, психотическими симптомами или психомоторной заторможенностью.

 

 

Рука об руку с изменениями, произошедшими в последнее время в классификационных системах, идут изменения диагностики шизофрении, например использование (более или менее сильно структурированных) интервью, которые привлекаются для постановки диагноза по МКБ-10 или DSM-III-R / DSM-IV,вышло на первый план. Разумеется, кроме них важную роль и далее будут играть психодиагностические методы, основанные на иных методиках и преследующие другие содержательные цели; это относится, в частности, к широкому спектру шкал сторонних оценок и опросников, основанных на собственной оценке, целью которых является не отнесение к какой-либо классификационной категории, а (количественное) установление степени тяжести депрессивной симптоматики (ср. методологические предпосылки тестирования, а также возможности и границы различных диагностических подходов: Wittchen, Unland & Knauper, 1994; Katz, Shaw, Vallis & Kaiser, 1995). Табл. 36.1.4 дает обзор некоторых современных общепринятых инструментов для классификационной и измерительной диагностики депрессии, используемых в немецкоязычных странах (адаптация разных методов интервью к DSM-IV ожидается в скором времени); не приведены такие методы интервьюирования (например, CIDI, DIPS) и контрольные списки, которые наряду с различными другими заболеваниями позволяют диагностировать и депрессии (см. главу 6). В качестве примера в прим. 36.1.1 вместе со шкалой депрессии Бека (Beck-Depressions-Inventar; BDI)вкратце описан соответствующий особенно часто используемый самооценочный опросник.

 

Таблица 36.1.4. Некоторые методы классификации и измерительной диагностики депрессии (существующие на немецком языке)

Метод Методическая характеристика Содержательная постановка цели
Шкала депрессии Гамильтона (Hamilton-Depression-Scale; HAMD) (Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum, 1996) Шкала сторонней оценки (основа: интервью) Определение степени тяжести депрессивной симптоматики
Шкала депрессии Монтгомери Асберга (Montgomery Asberg Depression Scale — MADRS) (Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum, 1996) Шкала сторонней оценки (основа: интервью)
Шкала депрессии Бека (Beck-Depressions-Inventar) (Beck et al., 1961; Hautzinger et al., 1994) Опросник для собственной оценки
Общая шкала депрессии (Allgemeine-Depressions-Skala-ADS) (Hautzinger & Bailer, 1993) Опросник для собственной оценки

 

Примечание 36.1.1. Краткое описание Шкалы депрессии Бека (Beck-Depressions-Inventars; BDI)

Наименование, автор

Шкала депрессии Бека (Beck Depressions Inventar; BDI) (Beck, A.T., Ward, C.H., Mendelson, M., Mock, J. & Erbaugh, J., 1961; переработано для немецкого издания: Hautzinger, M., Bailer, M., Worall, H. & Keller, F., 1994).

Область применения

Определение степени тяжести депрессивной симптоматики в клинических популяциях взрослых больных (однако часто используется и в неклинических популяциях, а также для подростков).

Структура метода

- Шкала депрессии Бека — это опросник для собственной оценки, содержащий высказывания для определения степени тяжести 21 депрессивного симптома: печаль, пессимизм, постоянные неудачи, неудовлетворенность, чувство вины, желание понести наказание, ненависть к самому себе, самообвинения, суицидальные тенденции, слезливость, раздражительность, социальная изоляция, неспособность принимать решения, негативные представления о своем теле, низкая работоспособность, расстройства сна, утомляемость, потеря аппетита, потеря веса, ипохондрия, потеря либидо.

- Оценка:степень выраженности того или иного симптома оценивается пробандами в баллах от 0 до 3; общее число баллов по всем симптомам представляет собой индекс тяжести депрессии. Затем оценивается необходимость госпитализации: при суммарном числе баллов между 11 и 17 степень выраженности считается от средней до умеренной, сумма свыше 18 дает основание сделать вывод о клинически релевантной выраженности депрессивных симптомов.

Критерии качества

Многочисленные исследования, проведенные в англоязычных и немецкоязычных странах, в общем явно подтвердили высокую надежность и валидность Шкалы депрессии Бека.

- Надежность:в исследовании, проведенном Хаутцингером и др. (Hautzinger et al., 1994), получено значение средней внутренней консистентности (альфа Кронбаха), равное 0,88.

- Валидность:корреляция с другими схожими опросниками для собственной оценки лежит в пределах между 0,71 и 0,89, с соответствующими шкалами сторонней оценки — между 0,34 и 0,61; чувствительность к изменениям и дискриминантная валидность удовлетворительны.

---

 

Приведенные диагностические подходы направлены, как подчеркивалось выше, на выявление депрессивного синдрома или определение его степени тяжести; но существует множество диагностических методов, используемых для измерения только определенных аспектов депрессивных (как, впрочем, и некоторых других) расстройств. Обзор соответствующих опросников, основанных на когнитивных и интерперсональных подходах, можно найти в Rohrle, 1988; современные немецкоязычные примеры — Опросник совладания со стрессами (Fragebogen zum Umgang mit Belastungen im Verlauf; UBV;Reicherts & Perrez, 1993), Шкала безнадежности (Skalen zur Hoffnungslosigkeit; H-Skalen),созданная Крампеном (Krampen, 1994) на основе «Шкалы безнадежности» («Hopelessness Scale») Бека и его сотрудников (Beck, Weissman, Lester & Trexler, 1974). Из-за недостатка места мы можем здесь только упомянуть о существовании различных методов для регистрации невербальных и/или вербальных индикаторов депрессии с помощью систематического наблюдения за поведением; то же самое справедливо и для широкого спектра биологических — биохимических, нейроэндокринологических и нейрофизиологических — подходов к диагностике депрессий (Kupfer, 1991; den Boer & Sitsen, 1994).

Примечательно, что в последнее время быстро распространяются методы, созданные специально для диагностики депрессивных расстройств в детском и подростковом возрасте (Rossmann, 1991; Reynolds & Johnston, 1994); аналогичная тенденция наблюдается и по отношению к диагностике депрессий у пожилых людей (Geiger-Kabisch & Weyerer, 1991; Knäuper, 1994).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.