Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза— К. Шнейера, модификация Т. В. Бендас




Ситуация 11. В самый напряженныйпериод работы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждыйиз подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего такжедолжна быть выполнена в срок. Как вы поступите в этой ситуация?

A. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен, и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а вы поможете доделать другую».

Б. Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения».

B. Попрошу членов актива коллектива высказать свои предложения, предварительно обсудив их с членами коллектива, затем приму решение.

Г. Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

Ситуация 12. У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что вы предпримете в первую очередь?

A. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.

Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к коллеге.

B. Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».

Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.

Ситуация 13. Вас недавно выбрали руководителем коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. Па 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут, подчиненный же пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете беседу при встрече?

А. Независимо от своего опоздания сразу же потребую его объяснений об опозданиях на работу. Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.


Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова 42?

В. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, чего можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает. как и вы?»

Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время.

Ситуация 14. Вы работаете заведующим кафедрой уже второй год. Молодой лаборант обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на 4 дня за свой счет в связи с бракосочетанием. «Почему на четыре?» — спрашиваете вы. «А когда женился Иванов, вы ему разрешили четыре», — невозмутимо отвечает лаборант и подает заяатение. Вы подписываете заявление на 3 дня, согласно действующему положению. Однако подчиненный выходит на работу спустя 4 дня. Как вы поступите?

А Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит. Б. Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу:

«Иванов тоже отрабатывал». В. Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь

публичным замечанием. Г. Возьму ответственность за его прогул на себя. Просто скажу: «Так поступать не следовало». Поздравлю, пожелаю счастья.

Ситуация 15. Вы руководитель коллектива. В период ночного дежурства один из ваших работников в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать. Как вы ответите на звонок?

A. «Действуйте согласно инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется».

Б. «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся».

B. «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».

Г. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача».

Ситуация 16. Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения понравилась вам больше всего. Какая?

A. Первый: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

Б. Второй: «Все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

B. Третий: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

Г. Четвертый: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

Ситуация 17. Вы декан факультета. После реорганизации вам срочно необходимо перекомплектовать несколько кафедр согласно новому штатному расписанию. По какому пути вы пойдете?


422 Приложение к главе 8

A. Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников факультета, предложу свой проект на собрании коллектива.

Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа.

B. Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создам комиссию по комплектованию новых кафедр.

Г. Сначала определю, кто будет возглавлять новые кафедры, затем поручу этим людям подать свои предложения по составу кафедр.

Ситуация 18. В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в данном случае?

A. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

Б. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением сократить эту единицу.

B. Предложу представителю профсоюза обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступить с этим человеком.

Г. Haiuy для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

Ситуация 19. При распределении премии некоторые члены кафедры посчитали, что их незаслуженно обидели, и это явилось поводом для жалоб декану факультета. Как бы вы отреагировали на эти жалобы на его месте?

A. Вы отвечаете жалобщикам примерно так: «Премии утверждает и распределяет ваша кафедра, я тут ни при чем».

Б. «Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим заведующим кафедрой».

B. «Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме».

Г. Пообещав помочь установить истину, сразу же идете на кафедру и беседуете с заведующим кафедрой, преподавателями, представителем профсоюза. В случае подтверждения обоснованности жалоб предлагаете заведующему кафедрой перераспределить премии в следующий раз.

Ситуация 20. Вы недавно начали работать деканом факультета в большом вузе, придя на эту должность из другого института. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще 2 часа. Идя по коридору, вы видите трех лаборантов вашего факультета, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину. Как вы себя поведете?

A. Остановлюсь, дам понять лаборантам, что я — новый декан факультета. Вскользь замечу, что их беседа затянулась и пора браться за дело.

Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе в кабинет.

B. Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либй претензий к администрации. После этого предложу пройти на рабочее место.


Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова 423

Г. Прежде всего представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела на их кафедре, как загружены работой, что мешает работать ритмично. Возьму этих лаборантов на заметку. Результаты исследования по методике А. А. Ершова обрабатываются с помо-

щью следующего ключа.

 

Номер ситуации Тип ориентации
На дело (Д) На психологический климат(П) На себя (С) На официальную субординацию(О)
  Г Б В А
  Б А Г В
  А Г в Б
  А В Б Г
  Б А Г В
  В Б Г А
  А Г Б В
  А В Б Г
  Б В Г А
  Г Б А В
И А Б Г В
  В Г Б А
  Г Б В А
  Б В Г А
  А Г В Б
  Б А В Г
  Г В А Б
  В Г А Б
  Г Б В А
  Г В Л Б

Максимальный показатель по каждому типу ориентации 20 баллов, минимальный — 0 баллов. Если у испытуемого выражены все 4 типа, у него будут средние оценки (по 5 баллов за каждый тип). Обращать внимание надо на: 1) те показатели, которые выше 6 баллов (7 и больше), — это сильные стороны испытуемого и 2) ниже 4 баллов (3 и меньше) — это его слабые стороны.


424 Приложение к главе 8

Схема наблюдения за поведением была разработана Р. Бейлзом. Эта классическая методика широко используется во всем мире. По мнению К. Шнейера (Schneier, 1978). эта схема позволяет изучать 2 стиля лидерского поведения — деловой (Г — task, т. е. ориентированный на задачу) и социо-эмоциональный (5 — socioemotional, т. е. ориентированный на взаимоотношения).

Испытуемым дается следующая инструкция: «Оцените в баллах поведение лидера по 12 формам поведения. 1 балл вы ставите, если данная особенность поведения проявляется очень редко, 10 — наиболее часто, 0 баллов — если вы не заметили такой особенности у оцениваемого лидера.

Лидер:

1) поддерживает других, помогает, поощряет;

2) ведет себя дружески, шутит, смеется;

3) соглашается, понимает, уступает другим;

4) предлагает идеи, советует, руководит;

5) высказывает мнения, анализирует;

6) информирует, отвечает на вопросы;

~) просит повторить, требует высказывать идеи;

8) залает вопросы, спрашивает о мнениях;

9) поддерживает предложения;

10) критикует, не соглашается;

11) проявляет эмоции;

12) подавляет других, утверждает себя».

При обработке в пунктах 1-9 используется прямая оценка (тот балл, который поставил испытуемый), а в пунктах 10, 11 и 12 — реверсивная (обратный балл — см. таблицу).

Оценка по шкале Используемый Оценка по балл шкале Используемый балл
  0 4  
       
       
       
       

Поясню причину использования реверсивных баллов на примере. Возьмем пункт 12: к примеру, если испытуемый ставит здесь 9 баллов, т. е. считает, что лидер очень часто подавляет других, это свидетельствует о низкой выраженности со-цио-эмоционального поведения, поэтому для суммирования берется не прямая, а обратная (реверсивная) оценка.


Методика изучения лидерского и тендерного стилей поведения менеджера 425

После этого показатели баллов подсчитываются по следу ющим формулам:

Т = (сумма баллов по 4-9 вопросам): 6.

S = (сумма баллов по 1-3 вопросам + сумма баллов по 10-12 вопросам): 6.

После произведенных вычислений оба показателя делятся на количество экспертов, оценивавших лидерский стиль. Оба показателя изменяются от 0 до 10 баллов. Показатель стиля считается высоким, если он равен или больше 7 баллов, средним, если он располагается в промежутке 4-6 баллов, и низким, если он меньше или равен 3 баллам.

По сочетанию стилей лидеров можно разделить на 3 типа:

1) с высоким Т и низким 5 — ориентированный на задачу;

2) с низким Т и высоким S — ориентированный на взаимоотношения;

3) со средним Т и средним S — сочетающий оба стиля.

По окончании исследования оцените достоинства каждого стиля. Какой тип лидера, по вашему мнению, нужен в мужской, женской и смешанной по полу группе?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.