Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины




Как понять, что у меня именно он?

«С меня при цифре 37 в момент слетает хмель…».

В. Высоцкий

1. Возраст. Ученые называют достаточно широкие возрастные границы от 30 до 45 лет. При этом считается, что у женщин кризис наступает несколько раньше.

2. По статистике кризис среднего возраста чаще проявляется у мужчин (в России – каждый второй), чем у женщин (каждая третья).

3. «Тревожные симптомы» таковы:

· Беспокойство относительно будущего (боязнь потерять работу, остаться без средств к существованию и пр.),

· Осознание безрадостности своего существования,

· Ощущение, что жизнь проходит как «под копирку»: ничего нового, ничего интересного

· Неврозы, подавленность, апатия, недовольство жизнью,

· Ощущение расшатывающегося здоровья (именно в этот период начинаются более частые обострения хронических заболеваний, появляются первые признаки старения, а у мужчин – проблемы с потенцией),

· Негативная переоценка брака. Партнер – это тот, кто начинает раздражать в первую очередь. Огромное количество жизненных проблем валится именно на нее (него),

· Негативная переоценка карьерного пути. Если жизненный путь выбран неверно, то возникает чувство неудовлетворенности собой, своими достижениями, потребность все изменить, начать жизнь сначала. Но упрямая физиология недвусмысленно дает понять, что уже не все по плечу. Человек начинает очень остро переживать, что его планы расходятся с реальностью.

· Сомнения в правильности выбранного дела: а тем ли я занимаюсь? Периодически хочется бросить все и поехать в Гондурас, помогать голодающему населению,

· В случае отсутствия семьи, дружеских отношений – тяжелые раздумья о собственной состоятельности. Особенно остро этот вопрос встает для женщин.

· Духовные искания, обращения к религии или эзотерике. В этом возрасте мы начинаем задумываться, зачем мы живем? И что там после смерти? Верно ли мы распоряжаемся отпущенным временем?

· В «запущенном случае» – непреодолимое желание бросить все и умчаться на красном Феррари с 18-летней любовницей куда-то по подальше, по направлению к заветной юношеской мечте.

В общем виде, сценариев переживания два:

1. «Молодость прошла, а я так и не успел (-а) ею насладиться»

2. «Я уже в серьезном возрасте, а так ничего и не достиг (-ла)»

В обоих случаях без специализированной помощи проживается это непросто.

«Как мало пройдено дорог… как много сделано ошибок»

С. Есенин

Первооткрыватель «хвори», канадский психоаналитик Элиот Жак, 45 лет назад пришел к выводу, что в середине жизни люди испытывают некий кризис. Его первая причина – физиологическая: то, что в молодости давалось легко и просто, сейчас вызывает затруднения и проблемы.

Вторая связана с психологией: средний возраст – своеобразный мостик между двумя поколениями – уже не молодой, но еще не старый. Здесь начинается серьезная переоценка ценностей, о которой речь шла выше.

Третья причина – социальная. Все ли задачи социума, характерные для этого возраста, решил человек: карьера, дети, семья, уважение окружающих, удовлетворенные амбиции, реализованные важные цели, свой Путь и пр.? Если нет – тяжелой рефлексии не избежать.

Кстати, «автором» термина «кризис среднего возраста» стал Гарик Сукачев, снявший в 80-е годы картину с одноименным названием.

Практическая работа № 1

Тема: Особенности развития в эпоху зрелости.

Цель практической работы: Научить студентов дифференцировать признаки периода зрелости.

Ожидаемый результат: Навык дифференциации признаков периода зрелости.

Задание 1. Приведите пример основных новообразований периода зрелости в интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Выявите динамику изменений с периодом ранней юности.

Задание 2. Приведите пример каждой характеристики и обоснуйте ответ.

В психологии выделяют такие характеристики зрелой личности, как:

- развитое чувство ответственности;

- потребность в заботе о других людях;

- способность к активному участию в жизни общества;

- способность к эффективному использованию своих знаний и способностей;

- способность к психологической близости с другим человеком;

- способность к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

Задание 3. Напишите творческую работу: «Кризис середины жизни. Что это такое? Как помочь человеку при остром его переживании?»

Задание 4. Решить задачи.

Задача 1

«Мой друг, приближаясь к своему тридцатилетию, говорил, что если до 33 лет ничего не добился, то всё кончено. Он всячески пытался найти себе достойную цель. Но до сих пор не нашел, хотя и перешагнул этот возрастной рубеж. Теперь он все время пребывает в дурном расположении духа. Недоволен семьёй, начальством и правительством, которые мешают ему раскрыться».

Интерпретируйте пример. Какие особенности эмоциональной сферы выявлены у мужчины?

Аргументируйте ответ.

Задача 2

« Все надоело и хочется резких перемен. Иногда кажется, что всё уже позади. Ничего нового в жизни не будет. Всё знаешь, всё умеешь. Всё налажено. Один день похож на другой. Ещё понимаешь, что время начинает лететь очень быстро. Летят недели, месяцы, годы, и ничего не успеваешь сделать».

Для какого периода зрелости свойственно такое рассуждение? С чем это связано? Интерпретируйте рассуждение. Аргументируйте ответ.

Задача 3

Рассуждения людей:

«Жить стало скучно. Вот в молодости было весело. Мы постоянно куда-нибудь ходили – в театр, в кино. Сейчас, если даже и хочется пойти, то трудно себя заставить. Появилась какая-то апатия, инертность. Вообще, я, по сути, душевный человек».

«Раньше я строила планы на будущее, теперь нет. Я не знаю, что будет дальше. День прошел, и слава богу»

Для какого периода зрелости свойственно такое рассуждение? С чем это связано? Интерпретируйте рассуждение. Аргументируйте ответ.

Задача 4

« Да. Работа… Энтузиазм к работе с годами угасает. Вот посмотри, я зациклилась на любимой работе. Мне уже за 40, а я всё работаю в этой же больнице такой же обычной медсестрой. Прошло 20 лет, а я как была, так и осталась обычной медсестрой. Работа вошла в привычку».

Какой процесс представлен в примере? Что свойственно этому процессу? Дайте рекомендации по профилактике этого процесса.

Задача 5

«Я нашему государству не перестаю удивляться. 25 лет честно отслужил Родине, Афган прошел, в Чечне был, всю молодость по гарнизонам и ученьям мотался. И что в итоге? Ничего. На печи лежу. Кормилец! Семье в глаза смотреть не могу. Куда мне идти? Кому я нужен? Здоровья нет. Жена пока терпит, а потом мужика нормального найдет и права будет. А я жизнь за неё готов отдать, поэтому и жалко её. Да ещё и пить начал. Представляешь, никогда не пил, а тут запил с горя. А жена молчит. А я от этого больше бешусь, распаляюсь, чушь пороть начинаю. А сам сижу и последней сволочью себя чувствую».

Интерпретируйте пример из жизни мужчины. Что происходит с ним? Дайте рекомендации по взаимоотношениям в семье. Аргументируйте ответ.

Задача 6

Нынешняя молодёжь стала рациональнее и расчетливее.

Может ли это обернуться нравственным пороком? Аргументируйте ответ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.