Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие умственного развития




Коэффициент эмоциональности

Показатель способности человека управлять своими эмоциями. Его основой являются: способность распознавать свои и чужие чувства и эмоции; способность сохранять спокойствие и оптимизм в трудных обстоятельствах.

 

Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний. Таково общепринятое в отечественной психологии понимание умственного развития. По существу, умственное развитие - это характеристика способов, форм и содержания мышления человека.

Одним из признаков умственного развития следует считать присущую ему качественную направленность, избирательность по отношению к различным областям теории и практики, что проявляется в развитии различных видов мышления - лингвистического, естественнонаучного, математического. Но наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является все же подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально - психологического норматива.

Интеллект - не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Достигнутый индивидом уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей,

Т.о. понятия «умственное развитие» и «интеллект» не тождественны.

Одним из критериев классификации методик в отечественной психологической диагностике является форма (характер) стимульного материала. По этому критерию выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта.

Первые состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме — это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими.

 

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются Прогрессивные матрицы Равена, разработанные в Великобритании. Стимульным материалом этой методики являются матрицы — композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент среди 6-8 предложенных вариантов. В настоящее время используются три формы теста, рассчитанные на разный возраст И разный уровень интеллектуального развития. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности задания организованы в некоторое число серий, трудность которых также повышается от первой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности (с ним связано и название методики — Прогрессивные матрицы). Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению последующих — идет процесс обучения.

Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым.

Вербальные тесты интеллекта:

1) Шкала измерений интеллекта по Векслеру. Эту методику можно использовать в широком возрастном диапазоне, а также с ее помощью можно выявить психопатологии, дать общую характеристику интеллектуальным способностям человека. Включает 11 субтестов: 6-вербальных, 5-невербальных.

Субтесты: 1 общей осведомленности, 2 общей понятливости, 3 арифметический субтест, 4 субтест установления сходства, 5 субтест повторения цифровых рядов, 6 субтест словарный, 7 шифровки цифр,, 8 нахождения недостающих деталей, 9 субтест кубиков Роса, 10 субтест последовательности картинок, 11 составления фигур.

2) Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Включает 9 субтестов: 6-вербальных, 2-пространственное воображение, 1-на память. Субтесты: 1 логический отбор-исследование индуктивного мышления, 2 классификация-определение общих черт, 3 аналогии-анализ комбинаторных умений, 4 обобщение, 5 задания на счет, 6 числовые ряды- умение оперировать числами, 7 выбор фигур, 8 задача с кубиками, 9 задания на внимание и память в условиях помех

13. Классификация типов отношения к болезни. Диагностика типов отношения к болезни с помощью «Методики для психологической диагностики типов отношения к болезни»

Внутренняя картина болезни (ВКБ)- это отражение в психике больного человека своей болезни (субъективная концепция болезни). Термин впервые ввел Лурия в 1944г.

В ВКБ входит:

-знание о болезни

-осознание болезни

-понимание роли болезни и ее влияния на жизнедеятельность человека

-эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью

 

Факторы, определяющие отношение к болезни:

-преморбидные (предболезненные) особенности больного

-природа самого заболевания

-микросоциальное окружение

-взаимоотношения с мед персоналом

- отношение к родным

-отношение к лечению и будущему

 

Стратегия адаптивного поведения:

-активная борьба с болезнью

-реалистичное принятие болезни

-адекватное принятие осложнений, инвалидности

-адекватное отношение к родным и близким

-активное участие в лечении и реабилитации

 

«Методика психологической диагностики типов отношения к болезни»

Включает 11 или 17 утвкерждений.

Классификация типов отношения к болезни:

1. Гармоничный -Г- адекватное восприятие своей болезни

2. Эргопатический -Р-уход в работу

3. Анозогнозический –З-отрицание болезни

4. Тревожный –Т- беспокойство о себе, болезни, поиск докторов

5. Ипохондрический –И- сосредоточенность на субъективных ощущениях

6. Неврастенический -Н-раздражительная слабость, слезливость, плаксивость

7. Меланхолический –М-удрученность болезнью, неверие в выздоровление

8. Апатический – А- безразличие

9. Сенситивный –С- беспокойство о том, какое впечатление болезнь производит на других

10. Эгоцентрический –Я-болезнь-самая глобальная проблема, с выставлением напоказ страданий, требованием к себе внимания и заботы

11. Паранойяльный –П- болезнь-результат негативного влияния других людей

12. Дисфорический –Д- злобный фон настроения, зависть другим, кто здоров и хорошо выглядит

После опроса осуществляется графический анализ профиля больного, на основании которого ставят диагноз о преобладании «чистого», смешанного или диффузного типа отношения к болезни.

Указанные типы отношения к болезни можно разделить на 3 блока.

В 1 блок включены гармонический, эргопатический и анозогностический типы реагирования. Они характеризуются меньшей выраженностью социальной дезадаптации в связи в заболеванием. Это компенсированный тип, уравновешенный, спокойный, сохраняющий контроль над эмоциями.

2-й блок включает типы реагирования с интрапсихической направленностью: тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический. Это субкомпенсированный блок, для больных характерна эмоциональная неустойчивость, падение фона настроения, снижение адаптации, концентрация внимания на болезни.

В 3-й блок входят сенситивный, эгоцентрический, паранояльный и дисфорический типы. Это декомпенсированный блок. Для больных характерны повышенный уровень тревожности, фиксированность на болезни, нарушение межличностных отношений, хроническая дезадаптация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.