Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция личности З. Фрейда




Психодинамические концепции личности. Техника психодинамической коррекции

Инстинк­ты - это силы, побуждающие человека к действию. Физиче­ские аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические - желаниями. Инстинкт содержит четыре компонента: источник (по­требности, желания), цель (уменьшение силы потребности), импульс (энергия, которая подпитывает процесс достижения цели) и объект (действия которые человек совершает для удовлетаорения потребности). Цель инстинк­та состоит в уменьшении потребности и желания до такойстепени, что дальнейшее действие, направленное на их удов­летворение, перестает быть необходимым. В душевной жизни Фрейд выделяет 3 уровня:

- Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

- Область предсознательного, иногда называемая <доступной памятью>, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

- Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктов, побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают ЭГО, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

 

В структуре личности Фрейд вьщеля­ет Ид, Эго и супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я).

1. "Эго", или "Я", - центральная инстанция саморегуляции личности. " Ego " контролирует поведение, уравновешивая импульсы человека с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду. Формируется до 8 лет.

2. "Супер-Эго", или "Сверх Я", - моральная инстанция личностного "Я", производящая оценку действий или намерений с точки зрения их допустимости, с учетом общественных норм, правил, ценностей, идеалов. Представляет собой усвоенную, интериоризованную (как правило, через родителей или ближайших взрослых) шкалу ценностей.

3. "ИД", "Оно"- биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного "Я", выступающая импульсивным энергетическим источником влечений и действий.

Структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях, соответствующих стадии психосексуального развития, которой человек достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера

Стадии развития личности по Фрейду:

1) Оральная (от рожд до 2-х лет)- сосание груди матери, рот-источник удовольствия (орально-пассивный и орально-садистический типы личности)

2) Анальная (2-4 года)- ребенок впервые сталкивается с социальными нормами, главным источником удовольствия является процесс дефекации (анально-удерживающий тип личности- упрям, скуп, методичен и пунктуален; анально-выталкивающий тип- склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость).

3) Фаллическая стадия (4-6 лет)- интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Эдипов комплекс и комплекс Электры

4) Латентный период (6-12 лет) –ребенок сталкивается с целым комплексом социальных норм, которые подавляеют его сексуальные инстинкты, происходит забывание всех сексуальных конфликтов дошкольного возраста

 

Механизмы защиты. От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних, внешних) Эго оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как: Вытеснение - удаление из сознания чувств, мыслей и на­мерений к действию, потенциально вызывающих напряжен­ность. Отрицание - попытка не принимать за реальность собы­тия, нежелательные для Эго. Рационализация - нахождение приемлемых причин и объ­яснений для неприемлемых мыслей и действий. Реактивные образования - поведение или чувства, проти­вoпocтaвляeмыe желанию; это явная или неосознанная ин­версия желания. Проекция - подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Изоляция - отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уро­вень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прес­синга, «вьшустить пар», время от времени прибегают к раз­личным формам регрессии. Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Стадии психосексуального развития. 1) оральная стадия (ротовые раздрожения приносят максимум удовольствия); 2) анальная стадия; 3)фаллическая (обращение внимания на наличие половых органов); 4) латентный период (сексуальная напряженность ослабевает); 5) генетальная (половая зрелость). Юнг вьщеляет следующие элементы в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость. Персона (личность) - самый верхний слой личностного сознательного; Эго - его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллек­тивное (его основа архетипы – форма без собственного содержания, которая направляет психич.процессы). Самый верхний слой бессознательного - двойник Я, его тень; следующий слой - душа (Анима и Анимус); самый нижний слой - объективное Я (самость). Персона - «визитная карточка» Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способ­ность самовыражаться в обществе. Тень - центр личного бессознательного. Сюда входят же­лания, тенденции, переживания, которые отрицаются инди­видуумом как несовместимые с сушествующими социальны­ми стандартами, понятиями об идеалах и Т.д. В жизни мыобычно отождествляем себя с персоной и стараемся не заме­чать все, что считаем низким, порочным в своей личности.

Цели коррекции. В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Исходя из такого понимания человеческого поведения, основной целью коррекции выступает помощь клиенту в понимании и осознании им причин его плохого приспособления к реальности и оказание ему помощи в возможности адаптации к ней.

Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его "Ego" для построения более реалистичного поведения.

Позиция психолога. В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать "перенос" и работать с "контрпереносом", тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям.

Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций

и их возможного влияния на клиента. Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного и подробного курса психоанализа.

Требования и ожидания от клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований.

Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа.

Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы.

В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс может длиться до 20 лет, по несколько пятидесятиминутных сеансов в неделю).

Психоанализ - это система мероприятий, которая может длиться долгие годы, прежде чем состояние клиента улучшится, и он будет способен реалистически управлять собственной жизнью. Отмечают, что наибольших успехов с его помощью можно добиться у лиц в возрасте от 15 до 50 лет, которые обладают высоким интеллектом и их проблемы имеют скорее невротическую, нежели психотическую природу.

Важным является стремление клиента тесно сотрудничать с психологом, желание и состояние понять процесс психоанализа. Отмечается также, что чем моложе клиент и чем сильнее у него тревога, тем выше вероятность значительного улучшения его состояния. Противопоказаниями для психоаналитической работы является наличие психических заболеваний, особенно шизофрении, суицидальных мыслей.

37 Техники

Психоанализ заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 3880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.