Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социального научения Роттера




Самоподкрепление (процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения).

Формы подкреплений - косвенное и самоподкрепление

Регулирующие побудительные системы

Когнитивное направление в теории личности. Когнитивная психотерапия

Социально-когнитивное направление в изучении личности представлено двумя персонологами - Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером.

 

Положения социально-когнитивной теории Бандуры:

Модель-триада взаимного детерминизма: функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия открытого поведения, личностных факторов (вера, ожидание, самовосприятие) и влияния окружения (поощрения, наказания). То есть причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения.

Интеллектуальные способности, позволяющие предсказывать события, дают возможность воздействовать на окружение, а также определяют способности человека к саморегуляции (самонаблюдение, самооценка, самоответ).

Каждый из нас имел опыт борьбы с какой-либо проблемой и обнаруживал, что она становится до смешного легкой, если кто-то раньше уже решил ее. Фактор наблюдения - это ключ к проблеме. С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок,траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере.

Компоненты научения через наблюдение:

-процессы внимания (человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их)

-процессы сохранения (наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит ее.)

-моторно-репродуктивные процессы (перевод памяти в поведение)

-мотивационные процессы (неважно, насколько хорошо люди следят за моделируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраивания поведения - они не будут этого делать без достаточного стимула)

Косвенное подкрепление осуществляется, когда наблюдатель видит действие модели с результатом (косвенное позитивное подкрепление, косвенное наказание).

В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения. Концепция самоэффективности (умение людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации). По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффектив-ность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффектив-ность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности.

Пути приобретения самоэффективности:

1 способность выстраивать поведение ( важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач )

2 косвенный опыт ( наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться )

3 вербальное убеждение ( эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. )

4 эмоциональный подъем ( так как люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности )




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.