Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Особое внимание обратить на ключевое для темы понятие модернизации




Особое внимание обратить на ключевое для темы понятие модернизации. Уяснить, в каких областях Россия отставала от уровня развития своих соседей в Европе и Азии и как это сказывалось на перспективе ее развития. Попытайтесь оценить, могла бы Россия компенсировать отставание, если бы продолжала развиваться преимущественно эволюционно, в режиме “мягких” преобразований, проводившихся при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче. Обратите внимание на определенную преемственность реформизма молодого Петра 1 по отношению к направлению реформирования, избранному его предшественниками на престоле. Новые черты этого реформизма имели отчетливую ориентацию на европейские образцы. Одной из причин этого являлись тесные контакты юного царя с иноземцами московской Немецкой слободы.

Переходя к внешней политике, определите, насколько преемственной и насколько оригинальной (по отношению к предшествующему периоду) была она у молодого царя, почему первый его поход имел целью захват турецкой крепости Азов, как была достигнута эта победа (роль флота) и какие последствия она имела.

При изучении “Великого посольства” следует основное внимание сосредоточить на его целях, участниках и результатах, особенно на тех, которые привели к изменению внешнеполитических планов. Почему Петр 1 переключился с Азовского моря на Балтийское? Ход Северной войны (используйте схемы), важнейшие сражения (подробнее о Полтаве), роль флота. Объясните, почему война не закончилась после Полтавского сражения, почему надолго затянулась. Европейские интересы в конфликте России и Швеции. Ништадтский мир. Попробуйте оценить изменение международного положения России после Северной войны. Как связано с ее итогами превращение России-царства в Российскую империю?

Особое внимание – военным реформам, заботам царя об укреплении и развитии армии и флота.

Разбирая реформы в сфере экономики, выделите факторы, которые их направляли. Какими наиболее крупными достижениями характеризуется результат модернизации в этой области. Введение подушного обложения – подготовка и проведение реформы. Заметьте, что реформирование производилось при сохранении крепостнических порядков.

Изучая реформы в сфере государственного управления, уясните их цель, взятые за основу образцы и основное содержание. Чем машина управления, созданная Петром, отличалась от существовавшей прежде? Чем занимались новые органы управления: Сенат, коллегии, комиссии? Что определяло назначение на гражданские и военные посты?

Изучая крайне важные реформы в социальной и культурной сфере, обратите внимание на то, что различные слои населения они затронули далеко не в равной степени.

В заключении попробуйте оценить, какую цену заплатила Россия за резкой рывок в своем развитии, именуемый петровской модернизацией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.