Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания для защиты права на торговую марку




Потребность в защите права на торговую марку возрастает пропорционально увеличению количества различных по своему характеру правонарушений в этой сфере интеллектуальной собственности. В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке все большее число недобросовестных субъектов хозяйствования пытается укрепить свое положение, используя торговую марку конкурента с высокой деловой репутацией.

Такого рода нарушения затрагивают права и интересы практически всех участников рыночных отношений (потерпевшего субъекта хозяйствования, потребителей, конкурентов нарушителя, государства в целом).

Так, для потерпевшего субъекта хозяйствования, чья деловая репутация неправомерно использована, негативные последствия выражаются в уменьшении спроса на производимую им продукцию, поскольку в результате появления на рынке поддельного товара по цене, как правило, более низкой, чем цена оригинального, объем продаж последнего существенно снижается. Известно, что если часть покупателей приобрела подделку, на столько же уменьшится и спрос на оригинальный товар. В конечном итоге все приводит к ослаблению позиций конкретного товаропроизводителя в конкурентной борьбе, негативно сказывается на его экономическом положении.

Вред причиняется и потребителям. В литературе отмечается, что маркировка субъектами хозяйствования своих товаров обозначениями, тождественными или сходными с обозначениями других производителей, влияет на экономическое поведение потребителей относительно такого товара, создает угрозу введения потребителя в заблуждение. Действительно, ошибочное приобретение подделки под видом известного, качественного товара негативно отражается на реализации потребителями своих законных прав (на соответствующее качество продукции, на достоверную информацию). Поскольку поддельная продукция производится зачастую с отклонениями от технологий легальных производителей, с использованием ненадлежащих, недоброкачественных материалов, с нарушением санитарных норм, она может быть потенциально опасной для здоровья и жизни граждан.

Наряду с нарушением частных интересов, не меньший вред от таких действий наносится и интересам публичным, что выражается, прежде всего, в нарушении правил добросовестной конкуренции как неотъемлемого элемента цивилизованных рыночных отношений. Высокий общественно опасный характер данных нарушений обусловлен их связью с подделками. Невероятные масштабы подделок затронули многие отрасли отечественной экономики, хотя особенно наглядно проявляются в сфере производства и реализации товаров массового потребления. Такие неправомерные действия зачастую сопряжены с уклонением от уплаты налогов, уменьшают легальный оборот денежных и материально-технических средств. Получаемые в результате такой деятельности значительные средства направляются на развитие теневой экономики, коррупции, совершение преступлений. Все это негативно сказывается на участии нашего государства в международных отношениях, вхождении его в мировое сообщество.

Высокая общественная опасность нарушений права на торговую марку ставит высокие требования к законодательной регламентации видов, составов правонарушений, способов защиты права на этот объект интеллектуальной собственности.

Законодательное определение нарушения права на торговую марку сформулировано довольно поверхностно: нарушением прав владельца свидетельства признается «любое посягательство на права владельца свидетельства, предусмотренные ст. 16 Закона, в том числе совершение без согласия владельца свидетельства действий, требующих его согласия, а также приготовление к совершению таких действий» (ч.1 ст.20 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»).

Нарушения права на торговую марку подразделяются на договорные и внедоговорные.

Договорные нарушения представляют собой действия или бездействия лиц, которые являются стороной в соответствующем договоре, заключающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. Законодательством предусмотрены следующие виды договоров, касающиеся передачи прав на торговые марки:

· лицензионный договор или договор о передаче права на использование торговой марки (ст. 1109, 1110 ГК Украины, ч.8 ст.16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»);

· договор об отчуждении исключительных имущественных прав на торговую марку (ст. 1113 ГК Украины, ст.9 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»);

· договор коммерческой концессии (ст. 366 ХК Украины ст. 1116 ГК Украины).

Для каждого из указанных видов договоров предусмотрены свои существенные условия, обязанности сторон, поэтому и нарушения этих договорных обязательств различны. Например, в лицензионном договоре права на торговую марку могут нарушаться путем использования торговой марки способом, не предусмотренным в договоре, нарушения условий договора о сроке и территории использования и т.д.

Наибольшую распространенность составляют внедоговорные нарушения права на торговую марку, заключающиеся внеправомерном использовании торговой марки без разрешения владельца свидетельства.

Неправомерное использование торговой марки осуществляется в самых разнообразных формах. Их можно классифицировать на группы, в зависимости от того, в каком качестве нарушитель использует чужую торговую марку:

· в качестве торговой марки,

· в качестве коммерческого наименования,

· в качестве доменного имени.

(1)Первая группа правонарушений охватывает неправомерное использование зарегистрированной другим лицом торговой марки относительно приведенных в свидетельстве товаров и услуг или родственных с ними, если в результате такого использования возможно введение в заблуждение относительно лица, производящего товары, оказывающего услуги (абз. 2,3 п. 5 ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»).

Торговая марка считается использованной, если она применяется в форме зарегистрированной марки, а также в форме, которая отличается от нее лишь отдельными элементами, если это не изменяет в целом ее отличительность (ч. 4 ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»).

Понятие родственности товаров и услуг законодатель не раскрывает. Близкое ему понятие «однородность товаров и услуг» определяется на основе принципиальной вероятности возникновения у потребителя впечатления о принадлежности товаров и услуг одному лицу, изготавливающему товар или оказывающему услугу. При установлении однородности учитывается род (вид) товаров и услуг; их назначение; вид материала, из которого товары изготовлены; условия и каналы сбыта товаров, круг потребителей (п. 4.3.2.5. Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утв. приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28 июля 1995 г. № 116 с изм. от 20 августа 1997 г. № 72).

Как следует из приведенной характеристики однородности товаров и услуг, главным показателем признания товаров и услуг таковыми является вероятность введения в заблуждения потребителя об одном производителе нескольких товаров, маркированных тождественным или сходным знаком. Такой же показатель, но с меньшей степенью вероятности введения в заблуждение, должен учитываться, по всей видимости, при определении родственности товаров и услуг.

Таким образом, при оценке родственности товаров и услуг необходим более широкий подход, нежели при определении однородности, предполагающий, что товары по своей природе или назначению могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.

(2) Неправомерное использование в качестве коммерческого наименования обозначения, сходного до степени смешения с зарегистрированной другим лицом торговой маркой относительно приведенных в свидетельстве товаров и услуг или родственных с ними, если в результате такого использования возможно введение в заблуждение относительно лица, производящего товары, оказывающего услуги ( абз. 4,5 п. 5 ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»).

Обозначения являются тождественными, если они совпадают во всех элементах. Обозначение является похожим настолько, что его можно спутать с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на отдельную разницу элементов. Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).

(3) Неправомерное использование в качестве доменного имени обозначения, сходного до степени смешения с зарегистрированной другим лицом торговой маркой относительно приведенных в свидетельстве товаров и услуг или родственных с ними, если в результате такого использования возможно введение в заблуждение относительно лица, производящего товары, оказывающего услуги ( абз. 4,5 п. 5 ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»). Эти действия осуществляются путем использования недобросовестными владельцами сайтов чужих торговых марок в виде доменных имен. Они совершаются с целью извлечения преимуществ деловой репутации владельца торговой марки и привлечения внимания пользователей. Вопрос о том, относится ли доменное имя к средствам индивидуализации, остается открытым, хотя в любом случае очевидно, что оно выполняет функцию адресации и идентификации, присущую знакам, что и приводит к возникновению различных конфликтов.

Наряду с указанными видами неправомерных действий, интересы владельца свидетельства на торговую марку ущемляются и действиями, противоправность которых однозначно не определена. Речь идет об использовании зарегистрированного промышленного образца, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированной другим лицом торговой маркой. Такие ситуации становятся возможными, учитывая, что промышленный образец по внешней форме выражения может совпадать с объемной, изобразительной торговой маркой. Чаще всего таким спорным объектом выступает этикетка. Торговая марка и промышленный образец выполняют одинаковую отличительную функцию, обозначая товар. Поэтому при регистрации прав на тождественные или сходные промышленный образец и торговую марку разными правообладателями происходит столкновение прав, вытекающих из охранных документов на них (патента и свидетельства). В подобных ситуациях имеет место ослабление исключительного права владельца свидетельства на торговую марку, а именно право запрещать ее использование другими лицами, в том числе в качестве промышленного образца. Возникновения таких конфликтов вызвано тем, что Государственная служба интеллектуальной собственности в ходе экспертизы не проверяет заявленные на регистрацию торговые марки на тожество или сходство с уже зарегистрированными промышленными образцами и, соответственно, наоборот.

При решении вопроса о признании охранного документа недействительным в таких ситуациях следует учитывать момент возникновения прав на спорные объекты: права на торговые марки действуют с даты подачи заявки (ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»), на промышленные образцы – с даты, следующей за датой их государственной регистрации, (ст. 20 Закона Украины «Об охране прав на промышленные образцы»).

Владелец свидетельства на торговую марку, права которого возникли ранее даты, следующей за датой государственной регистрации патента на промышленный образец, в качестве оснований для признания патента недействительным может избрать:

· несоответствие запатентованного промышленного образца условиям патентоспособности (т.е. новизне, которая признается, если совокупность существенных признаков промышленного образца не стала общедоступной в мире до даты подачи заявки или если заявлен приоритет до даты приоритета);

· выдача патента в результате подачи заявки с нарушением прав других лиц (ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об охране прав на промышленные образцы»).

Интересы владельца свидетельства на торговую марку ущемляются и действиями, связанными с использованием названия лекарственного средства, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированной другим лицом торговой маркой. Лекарственные средства допускаются к применению в Украине после государственной регистрации, которая проводится МОЗ Украины по заявлению заинтересованного лица (ст. 9 Закона Украины «О лекарственных средствах»). В ходе регистрации лекарственное средство получает три названия: химическое, международное непатентованное и торговое, каждое из которых заносится в Государственный реестр лекарственных средств и выполняет определенную, лишь ей присущую функцию. Правовой режим торгового названия недостаточно урегулирован в законодательстве, что влечет появление проблем, связанных с регистрацией лекарственного средства, торговое название которого совпадает с торговой маркой, права интеллектуальной собственности на которую принадлежат другому лицу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.