Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест № 1 для самопроверки по темам № 1-5




Основные варианты ЗПР.

Задержка развития.

План

1. Понятие о задержке развития.

2. Основные варианты задержки психического развития (ЗПР).

 

1.1. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

1.2. М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:

- обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

- возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.

2.1. ЗПР конституционального происхождения:

- истинный инфантилизм;

- гармонический или психофизический инфантилизм;

- психический инфантилизм.

При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.

2.2. Соматогенная задержка обусловлена длительным, хроническим заболеванием - стойкие астении приводят к задержке психического развития.

2.3. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки.

2.4. ЗПР церебрально-органического генеза обусловлена множественным микропоражением коры и подкорковых структур головного мозга, т.е. минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Термин "минимальная мозговая дисфункция" был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга.

2.5. Общие особенности детей с ЗПР:

- снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

- не нарушены пороги абсолютной чувствительности;

- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической;

- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- имеются легкие нарушения речевых функций;

- незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения.


Критерии дифференциальной диагностики (для детей младшего школьного возраста)

  Дебильность и разновидности ЗПР Параметры психического развития
Моторика Внимание Память Вербальный интеллект Способность к вербальному мышлению Невербальный интеллект Эмоции Волевая регуляция Критичность Самооценка Круг интересов Отношение к оценке Реакция на помощь
Дебильность недоразвита, выраженная недостаточность тонкой моторики инертно, произвольное – затруд­нено механическая нормаль­но развита; опосредованная хуже недостаточный IQ<70 очень низкая недостаточный развиты слабо, примитивные повышенная внушаемость, недостаточно развита произвольность отсутствует завышена примитивные, ограничиваются бытовыми потребностями оценка безразлична почти отсутствует
Разновидности ЗПР
Инфан­тилизм быстрая, подвижная произвольное недостаточно развито преиму­щественно непроизвольное запоминание в преде­лах нор­мы развита в преде­лах нор­мы лабильные, экспрессивные, неуправляемые неразвита недостаточная слабо дифференцирована игры слабая заинтересованность значительное улучшение результатов
Органический инфантилизм неуклюжесть произвольное недостаточно развито незначительное снижение неско­лько ниже нормы IQ<90 нижние пределы нор­мы в преде­лах нор­мы страхи или повышенное настроение не развита выраженная ориентация на мнение взрослых завышена или занижена игры, преиму­щественно стереотипные заинтересованное определенное улучшение резуль­татов
Соматогенные задержки в норме непостоянное, колеблется неско­лько снижена нижние пределы нор­мы IQ=85-95 развита в преде­лах нор­мы выраженная эмоциональная лабильность недостаточно развита в пределах нормы занижена игры, иногда стереотипные заинтересованное улучшение результатов
Педагогическая и микросоциальная запущенность в норме в норме не нарушена неско­лько ниже нормы IQ<90 развита в норме адекват­ные развита (при выполнении привычных заданий) недостаточная дифференцирована бытовые, игровые заинтересованное, иногда проявление негативизма резкое улучшение результатов
Церебрально-органическая задержка точная координация отсутствует, неуклюжесть недостаточная концентрация затруднено запоминание, особенно вербальное неско­лько ниже нормы, но выше, чем у дебилов IQ=70-90 Развита слабо нижний предел возрастной нормы выраженная инертность и аффективная взрывчатость не развита, выраженная импульсивность недостаточная слабо дифференцирована игры, иногда стереотипные в основ­ном безразличное, иногда заинтересованность незначительное улучшение

 


Контрольные вопросы и задания

 

1. Чем задержка психического развития отличается от олигофрении?

2. Перечислите основные особенности детей с ЗПР.

3. Чем ЗПР конституционального происхождения отличается от ЗПР церебрально-органического генеза?

4. Подумайте и предложите методики для обследования детей при приеме в коррекционные школы.

5. Сделайте прогноз развития детей с различными вариантами ЗПР.

 

Задача

Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тяжелую форму кори.

При патопсихологическом обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6: ассоциативное - несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных - успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улучшают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

 

1. Какой тип ЗПР отмечается?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?

 

Литература

1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.- М., 2003.

2.Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития.—Великий Новгород, 2002.

3.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб., 2001.

4.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.- СПб., 2004.

5. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.

6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990.

7.Яременко Б.Р.. Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей.- СПб., 2002.

1. Расположите понятия в логической последовательности: идиотия, пренатальное патогенное воздействие, олигофрения, имбецильность, общее стойкое недоразвитие, дизонтогенез.

2. Перечислите основные факторы, определяющие характер дизонтогенеза.

3. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение онтогенеза называется:

а) синдром;

б) дефект;

в) аномалия.

4. Основные перинатальные причины аномального развития:

а) ранняя депривация;

б) генетические нарушения;

в) асфиксия плода;

г) экология;

д) внутричерепные родовые травмы.

5. Причиной болезни Дауна является:

а) асфиксия;

б) резус - несовместимость родителей;

в) хромосомная аномалия.

6. К врожденным аномалиям зрения относятся:

а) анофтальм;

б) миопия;

в) глаукома.

7. Симптомом слепоты ребенка является:

а) частый плач ребенка в 1,5 месяца;

б) отсутствие "комплекса оживления" в 1,5 месяца;

в) отсутствие хватательного рефлекса в 1,5 месяца.

8. К нарушениям структурно-семантического плана речи относятся:

а) дисграфия;

б) алалия;

в) тахилалия;

г) заикание;

д) афазия.

9. Интеллектуальные нарушения наблюдаются при следующих формах ДЦП:

а) болезнь Литтля;

б) атонически-астеническая форма;

в) двойная гемиплегия;

г) гиперкинетическая форма.

10. Перечислите отличия органической деменции от олигофрении.

11. Наиболее тяжелой формой олигофрении является __________.

12. Отбор детей в специальные школы в России может осуществля­т­ь:

а) директор школы;

б) ПМПК;

в) районный психиатр.

13. Последствием минимальной мозговой дисфункции является:

а) психический инфантилизм;

б) синдром гиперактивности;

в) олигофрения.

14. Наиболее развитый вид мышления у детей с ЗПР:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое.

 

(Ответы даны на с. 51).

Критерии успешности:

7-9 правильных ответов - "удовлетворительно";

10-12 правильных ответов - "хорошо";

13-14 правильных ответов - "отлично".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 5998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.