КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест № 1 для самопроверки по темам № 1-5
Основные варианты ЗПР. Задержка развития. План 1. Понятие о задержке развития. 2. Основные варианты задержки психического развития (ЗПР).
1.1. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). 1.2. М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР: - обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы); - возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями. 2.1. ЗПР конституционального происхождения: - истинный инфантилизм; - гармонический или психофизический инфантилизм; - психический инфантилизм. При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются. 2.2. Соматогенная задержка обусловлена длительным, хроническим заболеванием - стойкие астении приводят к задержке психического развития. 2.3. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки. 2.4. ЗПР церебрально-органического генеза обусловлена множественным микропоражением коры и подкорковых структур головного мозга, т.е. минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Термин "минимальная мозговая дисфункция" был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга. 2.5. Общие особенности детей с ЗПР: - снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; - не нарушены пороги абсолютной чувствительности; - неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен; - память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической; - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; - имеются легкие нарушения речевых функций; - незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения. Критерии дифференциальной диагностики (для детей младшего школьного возраста)
Контрольные вопросы и задания
1. Чем задержка психического развития отличается от олигофрении? 2. Перечислите основные особенности детей с ЗПР. 3. Чем ЗПР конституционального происхождения отличается от ЗПР церебрально-органического генеза? 4. Подумайте и предложите методики для обследования детей при приеме в коррекционные школы. 5. Сделайте прогноз развития детей с различными вариантами ЗПР.
Задача Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тяжелую форму кори.
При патопсихологическом обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6: ассоциативное - несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных - успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улучшают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.
1. Какой тип ЗПР отмечается? 2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?
Литература 1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.- М., 2003. 2.Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития.—Великий Новгород, 2002. 3.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб., 2001. 4.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.- СПб., 2004. 5. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990. 6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990. 7.Яременко Б.Р.. Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей.- СПб., 2002. 1. Расположите понятия в логической последовательности: идиотия, пренатальное патогенное воздействие, олигофрения, имбецильность, общее стойкое недоразвитие, дизонтогенез.
2. Перечислите основные факторы, определяющие характер дизонтогенеза. 3. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение онтогенеза называется: а) синдром; б) дефект; в) аномалия. 4. Основные перинатальные причины аномального развития: а) ранняя депривация; б) генетические нарушения; в) асфиксия плода; г) экология; д) внутричерепные родовые травмы. 5. Причиной болезни Дауна является: а) асфиксия; б) резус - несовместимость родителей; в) хромосомная аномалия. 6. К врожденным аномалиям зрения относятся: а) анофтальм; б) миопия; в) глаукома. 7. Симптомом слепоты ребенка является: а) частый плач ребенка в 1,5 месяца; б) отсутствие "комплекса оживления" в 1,5 месяца; в) отсутствие хватательного рефлекса в 1,5 месяца. 8. К нарушениям структурно-семантического плана речи относятся: а) дисграфия; б) алалия; в) тахилалия; г) заикание; д) афазия. 9. Интеллектуальные нарушения наблюдаются при следующих формах ДЦП: а) болезнь Литтля; б) атонически-астеническая форма; в) двойная гемиплегия; г) гиперкинетическая форма. 10. Перечислите отличия органической деменции от олигофрении. 11. Наиболее тяжелой формой олигофрении является __________. 12. Отбор детей в специальные школы в России может осуществлять: а) директор школы; б) ПМПК; в) районный психиатр. 13. Последствием минимальной мозговой дисфункции является: а) психический инфантилизм; б) синдром гиперактивности; в) олигофрения. 14. Наиболее развитый вид мышления у детей с ЗПР: а) наглядно-действенное; б) наглядно-образное; в) словесно-логическое.
(Ответы даны на с. 51). Критерии успешности: 7-9 правильных ответов - "удовлетворительно"; 10-12 правильных ответов - "хорошо"; 13-14 правильных ответов - "отлично".
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 5998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |