Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторжение» на межличностную территорию при хроническом дистрессе




Стрессогмшое ощущение «скученности», обусловленное чрезмерно близким длительным соседством с другими людьми, создается не только однообразием информационного обмена, «публичностью», вынужденным сужением персонифицированной территории (ПТ), но и «вторжением» соседей в нее. Поэтому показателями дистресса при «скученности» могут быть не только отчеты людей об ощущениях дискомфорта и переживаниях стесненности, но и их характеристики своего отношения к «вторжению» на ПТ. Эмоциональное напряжение может возрастать как при вторжении соседа на ПТ субъекта, так и при «вторжении» субъекта на ПТ соседа.

Во время экспериментов на стенде «Орбита», как указывалось выше, каждый испытуемый мог отличать разные зоны персонифицированной и межличностной территории. Последняя являлась результатом как бы взаимопроникновения персонифицированных территорий испытуемых, длительно живущих в условиях скученности. Зоны, расположенные ближе к щезтру» своей территории,— проксимальные, расположенные ближе к «центру» чужой,— дистальные (рис. 29, II). Отношение испытуемых к «вторжению» исследовалось в пяти экспериментах с длительным вращением за стенде «Орбита» со скоростями 24 и 36 град/с. В каждом эксперименте «экипаж» стенда состоял из двух человек. На основании регулярных опросов обоих испытуемых в ходе многосуточного эксперимента определялась их межличностная территория. Одному из них предлагалось оценивать по пятибалльной шкале свои переживания, возникающие при «вторжении» напарника в его зоны, а также при его собственном «вторжении» в зоны, «принадлежащие» напарнику.

Пример пятибалльной шкалы оценки отношения к «вторжению» на персонифицированную территорию и ощущаемого при этом чувства дискомфорта:

1. Не замечаю соседа, безразличен к его действиям.

2. Невольно обращаю внимание на действие соседа, эмоциональных переживаний при этом не замечаю.

3. Действие соседа вызывает мое пристальное внимание, настороженность; чувствую неприятное раздражение, войдя на его территорию.

4. Действия соседа (или свои) вызывают сильное неприятное чувство внутреннего напряжения.

5. С трудом сдерживаюсь (или не сдерживаюсь), чтобы не сделать резкого замечания соседу за его «некорректные» действия, испытываю очень неприятное эмоциональное напряжение, вторгаясь на его территорию.

 


Уве. 32. Динамика изменений субъективных ощуще- юй vpn «вторадевиш ва йежл II чноствую территорию во вбМЯ развитая длв-тояъ-вого дггетреоса (А)

1 — чувство дискомфорта у испытуемого А при «вторжении» в вову его доминирования (зоны «в») испытуемого В; II — чувство дискомфорта у испытуемого А при его «вторжении» в зону доминирования испытуемого Б

(зону «е») Субъективная оценка «вторжения» в разные зопьт межличностной территории на 5—7 сутки развития дистресса (Б) I — чувство дискомфорта у испытуемого А при «вторжеиип» ва его межличностную территорию испытуемого Б; II — чувство дискомфорта у испытуемого А при его «вторжении» на межличностную территорию испытуемого Б; а—к — зоны меж-лпчпостпой территории испытуемых А и Б. N — чувство дискомфорта в баллах; * — время в сутках

Было обнаружено, что до начала вращения, на протяжении первых двух суток совместного обитания испытуемых, когда зоны, их межличностной территории еще только формировались, пребывание испытуемых в различных участках помещении стенда не влияло на их эмоциональный статус (рис. 32, А). В первые трое суток вращения, когда оба члена экипажа (во всех экспериментах) ощущали выраженные в той или иной степени дискомфортные ироявл&ипя кинетоза (тошнота, головная боль, чувство мышечной слабостп, потеря аппетита и т. п.), испытуемые нуждались во взаимной поддержке. Помощь друг другу, сопровождаемая «вторжением» на ИТ.не создавала дискомфортных переживаний. Скорее, напротив, она вызывала чувство благодарности и удовлетворения заботливостью партнера. Начиная с третьих суток врап;ения, когда неблагоприятные симптомы кинетоза становились менее заметными, у испытуемых стал формироваться концепт межличностной территории, проявлялась активизация негативных элементов общения; напряженность в отношениях друг с другом, раздраяштелъ-


*~?

ность, а подчас нетерпимость. Эти явления были и у испытуемого Д. который имел задание оценивать такие симптомы у себя в случае «вторжения» в рамках межличностной территории. Указанному периоду развития стресса (кинетоза) соответствовало возрастание чувствительности испытуемых к такому «вторжению». Возникающее при этом чувство дискомфорта достигло.максимума у испытуемого А. на 7—10-е сутки вращения (рис. 32, Б). Следует отметить, Что в период нарастания эмоционально негативной окраски общения у испытуемого А. возникали более дискомфортные переживания при «вторжении» соседа в его «зоны» межличностной территории, чем тогда, когда он сам «вторгался» к соседу. Напротив, когда указанные дискомфортные реакции при общении стали уменьшаться (начиная с десятых суток вращепия, т. е. за пять суток до его окончания), этот испытуемый ощущал болев неприятные чувства, когда он сам вынужден был находиться в зонах межличностной территории», «принадлежащих» соседу, чем тогда, когда последний «вторгался» к испытуемому А. Указанный феномен может обсуждаться с позиции концепции, дифференцирующей внутреннюю и внешнюю «точку опоры» [511].

Уменьшение дискомфорта от «вторжений» на межличностную территорию, имевшее место к концу эксперимента, вероятно, связано с нарастанием эмоционального напряжения из-sa ожидания приближающегося завершения эксперимента. Видимо, играло роль также увеличивающееся чувство удовлетворенности испытуемых тем, что эксперимент заканчивается благополучно и оба испытуемых успешно выдержали действовавшие на них стресс-факторы, «держались молодцами».

После прекращения пятнадцатисуточного вращения случаи «вторжения» на межличностную территорию становились практически эмоционально не значимыми для испытуемых. Причины этого, видимо, следующие. Реадаптация к стабильной, без вращения пространственной среде сопровождалась кратковременными, по сильпо выраженными дискоординацией движений и головокруя;е-нием. Это создало эффект как бы переструктурирования пространственной среды после остановки вращения, что могло повлечь за собой «разрушение» в какой-то мере концепта межличностной территории, сформировавшегося во вращающемся стенде. После остановки вращения пространство кабины воспринималось испытуемыми двояко: как привычное, свое и вместе с тем как непривычное — чужое. Кроме того, субъективно неприятные симптомы кинетоза (слабые проявления некоторых из них сохранялись до конца вращения), после прекращения вращения как бы отодвигались в прошлое. Вместе с этим уменьшилось происходившее во время вращения «вытеснение» из сознания испытуемых неприятных

318


ррежнваний кинетоза. Менее значимой стала вся гамма диском-Аортных явлений, с которыми ассоциировалось внутреннее прост-панство стенда входе вращения. Это способствовало «отчуждению» чтого пространства с минимизацией концепта персонифицированной территории, т. е. своего рода вторичное «вытеснение» из сознания сохраняющихся «спутников» исчезнувшего неприятного самочувствия.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в условиях «скученности», тем более когда дистресс, вызываемый этим фактором, усилен еще каким-либо дополнительным стрессором, вся территория обитания оказывается вошедшей в личное пространство людей. Их личные пространства как бы наслаиваются друг на друга, взаимопроникают, тесня друг друга.

Стресс, возникающий при жизнедеятельности в ограниченном малом пространстве кабины, меняет отношение субъекта к внут-рикабинному и внекабинному пространству.

Мы не рассматриваем здесь отражения в психических процессах при стрессе внутренней среды человека и его отношения к ней.

При стрессе увеличивается актуальность чувственно воспринимаемой внутрикабинпой среды. Возрастает ее субъективная ценность: положительная — как средства, поддерживающего жизнедеятельность субъекта, отрицательная — из-за того, что малый объем кабины ограничивает естественную потребность субъекта в освоении достаточно большого внешнего пространства. В большинстве случаев для субъекта, длительно находящегося в пеболыпой кабине, сильно возрастает отрицательная ценпость впутрикабин-ной среды, значительно превышающая положительную ее ценпость. Это становится неприятным для субъекта и может побуждать его к попыткам разрушить ограничивающие его факторы во внешней среде (или «замещающие» их факторы) либо — свою внутреннюю среду.

При этом внекабннная недоступная для субъекта среда стано-вится призрачной и желанной. Иными словами, ее субъективная Ценпость как реальности прогрессивно уменьшается, ее субъективная ценпость как желаемого объекта возрастает. При достаточпо Длительном пребывании в изолированной кабине субъективно пред-стад шемая реальность внекабинной среды может столь умепынить-я> что это может привести вместе с тем к уменьшению ее ценности ан 'желаемого объекта. При этом интересы человека оказываются средоточенными во внутрикабинпой среде, внекабинная среда е меньше актуализируется в его сознании. Отдельные напоми-

Яя о ней могут вызывать приступы ностальгии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.