Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помехи (барьеры) в межличностных коммуникациях




Понятие и классификация коммуникаций

Партисипативный

Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, для которого свойственны следующие черты:

- регулярные совещания руководителя с подчиненными;

- открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;

- вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;

- делегирование руководителем ряда полномочий и прав подчиненным;

- участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;

- создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);

- предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Партисипативный стиль применим, если:

- руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;

- подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе;

- задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение понятию «стиль руководителя».

2. Какие данные определяют стиль руководителя по «решетке менеджмента»?

3. По каким признакам отличают стили руководителей?

4. Охарактеризуйте стиль «демократического руководителя».

5. Что общего между парсипативным стилем и демократическим?

6. В чём проблемы либерального руководителя?

7. Охарактеризуйте авторитарного руководителя.

8. Какой тип руководителя самый оптимальный по «решетке менеджмента»?


РАЗДЕЛ 10. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого аппарат управления (руководитель) получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации в предприятии налажены плохо, то решения могут быть ошибочными.

Существуют коммуникации между уровнями и подразделениями предприятия. Информация перемещается внутри предприятия с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций (межуровневые коммуникации). Она может передаваться с высшего уровня на низший (вертикальные по нисходящей). Помимо этого, предприятия нуждаются в коммуникациях по горизонтали: обмен информации между подразделениями.

Очень важны коммуникации по восходящей, т.е. информация должна поступать от подчинённых руководителю. На предприятиях существуют ещё и неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций – это распространение на предприятии слухов. Вербальные коммуникации – получение информации с помощью слов, невербальные – язык тела, мимика лица, интонации голоса

Процесс управления между субъектом и объектом управления устанавливаются прямые и обратные связи. Они называются внутренними коммуникациями и служат главным инструментом управленческого воздействия. Кроме того, любая организация осуществляет обмен информацией с внешней средой (с поставщиками, покупателями, органами власти и т.д. Эти связи с внешней средой называют внешними коммуникациями. Коммуникации могут быть межличностными и организационными.

 

Классификация коммуникаций

           
     
 


По направлению По виду По средствам передачи По виду

отправителяпередачи информации получателя

 

Вертикальные Формальные Вербальные Внешние

Горизонтальные Неформальные Невербальные (деловые парт.,

Слухи учреждения)

Внутрифирмен.

Рис. 31. Классификация коммуникаций

 

10.2. Коммуникационный процесс:
этапы, элементы процесса коммуникаций, обратная связь и помехи

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людей. Коммуникационный обмен можно представить в виде схемы:

В процессе коммуникационного обмена выделяют четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал, получатель:

- отправитель – это лицо собирающее или генерирующее идею;

- сообщение – информация закодированная с помощью символов;

- канал – средство передачи информации;

- получатель – лицо (или подразделение организации), для которого предназначена информация.

 
 


Отправитель

 
 


Формулирует или отбирает

 
 


Идея

 
 


Кодирует и выбирает канал

       
   


Сообщение

 

Передаёт по каналу

 
 


Получатель


Декодирует

 
 


Понятнали идея?

 

 

Рис. 32. Схема коммуникационного процесса

 

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе происходит зарождение идеи или сбор информации отправителем. На втором этапе информация кодируется и выбирается канал связи. На третьем этапе осуществляется передача закодированной информации. На четвёртом этапе информация декодируется получателем. После того как информация получена, обычно осуществляется обратная связь, т.е. получатель становится отправителем информации, и все этапы повторяются.

 

Помехи в межличностных коммуникациях

 

Восприятие Семантические Невербальные сигналы Плохая обратная

расхожденияНеумение слушать связь

 

Рис. 33. Виды помех

 

Восприятие. Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения. Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается как происходящее. Учёт факторов из числа влияющих на восприятие в процессе обмена информацией позволяет не допустить снижения эффективности коммуникаций, своевременно устранив преграды, обусловленные восприятием. Одна из таких преград возникает по причине конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта.

Семантические барьеры. Семантика изучает способы использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разное значение для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Например, в русском языке слово «коса» имеет три значения, «брак» - два…

Для эффективного обмена информацией с подчинённым руководитель должен прийти к пониманию истинного значения используемых им слов и добиться понимания подчинёнными значения, которые руководитель вкладывает в слова, которые он использует.

Невербальные коммуникации. Язык тела – единственный язык, используемый всеми людьми, но понимаемый лишь немногими. Язык тела включает движения, осанку, манеру сидеть, положения рук, выражение лица, движение глаз, рукопожатие, походку, расстояние (пространство) между говорящими, одежду и т.д. Сюда же относятся и незначительные, обычные жесты и сигналы, которые почти не фиксируются сознанием, но имеют в процессе общения очень большое значение. С помощью невербальных сигналов мы получаем 55% информации

Плохая обратная связь. Ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного руководителем сообщения. Обратная связь важна поскольку даёт возможность установить, действительно ли сообщение руководителя, принятое подчинённым, истолковано верно. Без обратной связи не может быть эффективного управления.

Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Надо уметь слушать. Эффективное слушание является важнейшим элементом эффективно функционирующего менеджмента. Когда руководитель сообщает о задании, новых приоритетах в работе, или новых идеях, способных повысить эффективность деятельности предприятия, важно услышать конкретные излагаемые вопросы. Но мало воспринимать факты – надо прислушаться к чувствам подчинённого.

О чувствах часто говорят язык, жесты и тон голоса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.