Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая культура как результат современного экологического образования




В условиях высоко динамичного мира, нарастания признаков глобального экологического кризиса, невозможности точного предсказания экологических опасностей, с которыми столкнется молодое поколение уже в недалеком будущем, при обилии неточной и даже ложной информации по вопросам безопасности и здоровья населения – задача системы образования – сформировать экологическую культуру нового общества.

О необходимости образования, направленного на формирование экологической культуры, говорится в законодательных документах РФ и субъектов Федерации, решениях международных конференций, ЮНЕСКО.

В первом десятилетии XXI века в образовании сложились предпосылки новой модели экологического образования. Требовался нормативный документ, который обеспечил бы социальный инструментарий реализации. Эту роль сегодня выполняет новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования.

Современная Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.) образования составлена в соответствии с Концепцией Федеральных государ­ственных образовательных стандартов общего образования вто­рого поколения и опирается на системно-деятельностный подход, на основные положения программы развития и формирования универсаль­ных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Соблюдается преемственность с концепциями общего экологического образования, разработанными в РАО в 1984, 1991 гг.; примерными программами об­щего образования нового поколения, разработанными на основе ФГОС; учитывает международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития. [ 22 с.1]

 

Идеология, на которой строится новый стандарт, не противоречит не только новой, социально-проблемной, модели экологического образования, но и задачам образования в интересах устойчивого развития, как политической стратегии образования на XXI век, обозначенной в ряде документов ООН (конференции в Рио-де-Жанейро, 1992; Йоханнесбурге, 2002; Декада ООН образования для устойчивого развития, 2005-2014 гг). Согласно этой стратегии, задача образования молодежи – научить ее учиться, общаться, сотрудничать и работать в команде, понимать себя, социализироваться.

Предусмотренный стандартом образовательный механизм позволил включить в его документы ряд задач экологического образования, которые становятся реально достижимыми, а именно: формирование «основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде», «основ экологической... грамотности»; «экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни»; «целостного восприятия мира как иерархи и формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем...»; «умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды»; «осознания главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества..., подходов к устойчивому развитию территорий» (из задач примерных программ по базовым учебным предметам). Важно, что стандартом не только предусматривается механизм достижения этих задач, но и технологичные способы измерения их решения.

Модель современного экологического образования школьников и возможности нового ФГОС по ее практической реализации системно представлены в Концепции современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.), а педагогические технологии ее реализации – в теоретических основаниях развивающего образования. Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, должен изучить этот документ и овладеть технологией проектирования учебных задач. [ 22 с.3]

Рассмотрим, как в новом Стандарте представ­лено экологическое образование, приоритет­ность которого неоднократно подчеркивалась в документах международного уровня. Согласно Концепции общего среднего экологического образования «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью».

Под эко­логическим образованием мы понимаем един­ство трех составляющих образовательного про­цесса:

-экологическое обучение (формирование экологических знаний, умений)

-экологическое воспитание (формирование и развитие положи­тельных эмоционально-ценностных отношений к природе)

- экологическое развитие (развитие заложенных в человеке задатков, необходимых для оптимальных экологических отношений, в первую очередь речь идет о развитии эколо­гического мышления). [ 35 с.3]

 

Результаты школьного экологического образования. Это

- знания, умения, навыки;

- способность и готовность (к решению экологических проблем, снижению экологического риска и т.д.);

- характеристики поведения / действий / деятельности (участие в улучшении окружающей среды, просветительской работе и т.д.); их опыт;

- мотивация (напр., заботы о сохранении качества окружающей среды);

- экологические ценности;

- экологическая ответственность;

- отношение к природе (субъект-субъектное);

- активная жизненная позиция;

- экологическая грамотность;

- экологическое мышление;

- экологическое сознание;

- экологическая компетентность;

- экологическая культура.

Экологическая культура формируется в рам­ках экологического образования и его со­ставной части — экологического воспитания.

Первое, на что приходится обратить внима­ние — это повышенное внимание к экологиче­скому образованию в ФГОС основного общего образования по сравнению с ФГОС начального общего образования. Если в первом случае эко­логическая составляющая представлена лишь однажды — в требованиях к предметным ре­зультатам освоения основной образовательной программы («формирование экологической гра­мотности» в учебном предмете «Окружающий мир»), то во втором — пронизывают все груп­пы требований: личностные, метапредметные и предметные.мир)

Цель современного экологического образования формулируется на языке деятельностного подхода, отражая специфический для разных областей экологического знания общий для них способ познания окружающего мира, освоив который обучающийся становится способным выявлять и изучать связи и отношения систем разной природы с окружающей их средой. [ 10 с.5]

Общеэкологическое образование направлено (цель – результат – деятельность по его достижению) на освоение экосистемной познавательной модели и формирование личного опыта ее творческого применения для приобщения к экологической культуре человечества, проектирования собственной деятельности на основе экологических, нравственных и правовых императивов, развития рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей экологической этики (устойчивого развития).

В этом определении:

1. Терминальная цель для учителя – развитие учащегося как субъекта экологически ориентированной познавательной и предметно-практической деятельности;

2. Терминальная цель для обучающегося – присвоение социального и приобретение личного опыта познания и практических действий по отношению к эколого-культурному опыту человечества – чтобы взять из него все наиболее для себя ценное; окружающей действительности – чтобы эффективно и экологически без опасно действовать в жизненных ситуациях; своему внутреннему миру – чтобы определиться в мире ценностей;

3. Цель инструментальная, так как указывается педагогическое средство приобретения и присвоения социального и личного эколого-культурного опыта; это – экосистемная познавательная модель, экологически ориентированная социальная деятельность и рефлексивно-оценочные умения;

4. Поскольку возможна операционализация формируемых действий, то цель диагностичная, можно однозначно сформулировать критерии ее достижения;

5. Цель выражена на языке педагогики; она раскрыта через педагогические компоненты содержания образования:

- опыт познания экологической культуры разных времен, народов, сообществ;

- опыт деятельности в рамках экологических, нравственных и правовых императивов, включая опыт самоограничения;

- опыт творческой деятельности;

- опыт отношений – самоопределения в системе ценностей;

6. Цель достижимая и технологичная в рамках системно-деятельностного подхода.

В результате ее достижения обучающийся приобретает опыт:

- рассмотрения любых жизненных ситуаций как экологических;

- принятия решений при выборе варианта действий, руководствуясь экологическими, нравственными и правовыми императивами; интересами ресурсосбережения, экологической безопасности и здоровья;

- ценностного отношения к опыту экологической культуры человечества, собственному жизненному опыту;

- соблюдения в повседневной жизни экологических прав и обязанностей гражданина;

- проектирования и организации индивидуально, совместно и в команде экологически безопасной деятельности в реальных жизненных ситуациях.

Достижение этой цели формирует у учащихся умение действовать с учетом экологических рисков; готовность к самоограничению поведения, экологическую ответственность и т.д. То есть, обеспечивает комплексное достижение целей экологического образования, которые формулировались в разное время разными авторами. [ 10 с.17]

Исследователи отмечают объективные тенденции эволюции содержания экологического образования:

- от изучения экологии природных систем к экологии человека и социальной экологии;

- от охраны окружающей среды и рационального природопользования – к моделированию устойчивого, гармоничного развития общества и природы;

-от естественно научных оснований конструирования экологического образования к гуманитарно-естественнонаучным;

- от объектной конструкции («Что это?») – к социально-проблемной («Почему?», «Как?»);

-от изучения опыта решения экологических проблем в прошлом и настоящем к его использованию для проектирования элементов будущего;

- от ведущих ценностей: любовь к природе, охрана природы, рациональное природопользование – к приоритету ценностей жизни во всех ее проявлениях; выживания человека на Земле, устойчивого развития общества и природы; баланса экономических, экологических и социальных интересов; биоразнообразия; экологической безопасности; предосторожности, качества среды и качества жизни. [ 10 с.25]

Уровни достижения цели экологического образования:

- познавательная модель сформирована на эмпирическом уровне и применяется обучающимися по образцу; сформирована мотивация на самоограничение в рамках экологических, нравственных и правовых императивов; рефлексивная позиция – «Что можно? Могу ли?» (экологическая грамотность);

- познавательная модель освоена на теоретическом уровне, как принцип познания, средство экологического самообразования, экологического исследования, экологического проектирования; имеется личный опыт ее применения в повседневной жизни; рефлексивная позиция – «Знаю, как узнать, можно ли? С могу ли?» (экологическая образованность);

- на основе экосистемной познавательной модели сформирована модель экоцентрической созидательной деятельности; накоплен и отрефлексирован жизненный опыт экологически ориентированной деятельности в разных жизненных ситуациях, профессиональной ориентации (деятельности); сформирована экологическая составляющая ключевых компетенций личности; рефлексивная позиция – «знаю, хочу и могу; могу научить других» (экологическая компетентность);

- включение экосистемной познавательной модели, модели экоцентрической управляющей модели и ценностей устойчивого развития во все элементы личной культуры человека, все виды его деятельности; рефлексивная позиция – рефлексивная самоинициатива «просто не могу иначе»(экологическая культура). Это – желательный, стратегический результат экологического образования, следствие совместного влияния на человека социокультурной среды, образования и саморазвития.

Для решения ключевых задач экологического образования на уроках географии, а также проектированием внеурочной деятельности педагогам необходимо освоить понятийный аппарат современного экологического образования, познакомиться с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010). [ 22 с.2]

Общее экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) - современный этап развития экологического образования, базирующийся на ценностях устойчивого (сбалансированного, гармоничного) развития природы и общества; философско-политической стратегии образования для устойчивого развития; теоретических основаниях образования постиндустриального общества, отраженных в концепции Федеральных государственных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС). Общее экологическое образование – гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у обучающихся экосистемной познавательной модели, как основы развития экологического мышления, экологической грамотности, и ее творческое применение для накопления личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и проектной деятельности, ориентированной на ценности экологической этики и устойчивого развития – как условие становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных нормв области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни.

Поскольку экологическое образование осуществляется как через инвариатный, так ивариативный компоненты базисного учебного плана, необходимо дифференцировать их цели.

Цель инвариантного компонента общего экологического образования:

Освоение экосистемной познавательной моделии экологически ориентированных рефлексивно-оценочных умений по отношению ко всем звеньям структуры деятельности (мотив – цель – план – средства – исполнение – результат – последствия), мотивация к практическим действиям на основе ценности устойчивого развития».

Цель ЭОУРв вариативном компоненте и внеурочной деятельности общего экологического образования:

Накопление и рефлексия личного опыта творческого применения экосистемной познавательной модели для самообразования и приобщения к наиболее ценному опыту местной экологической культуры, человечества в целом; проектирования экологически ориентированной социальной деятельности в образовательной среде школы и вне образовательной среде местного сообщества; самоопределения в личностных смыслах ценности устойчивого развития территории. [ 22 с.5]

Что касается требований к предметным ре­зультатам освоения основной образователь­ной программы, отметим, что экология как самостоятельная предметная область или учебный предмет в Стандарте не представ­лена. Экологическая составляющая включе­на в другие учебные предметы. При этом об­ращает на себя внимание следующий факт: на первое место по экологической нагрузке вме­сто ожидаемой биологии вышла география. Известно, что экология зародилась, и долгое время развивалась в рамках биологии и сей­час еще часто ассоциируется с биологией (раз­дел «Экологические системы» сейчас изучает­ся в курсе общей биологии). В новом Стандарте нашло свое отражение понимание того, что ге­ография как наука комплексная, рассматрива­ющая взаимодействие человеческого общества со всеми сферами Земли, со всеми компонен­тами природы, в первую очередь, ответствен­на за решение глобальных экологических про­блем. [ 10 с.23]

В требованиях к освоению географии находим пять позиций, включающих явную эко­логическую составляющую:

• «формирование представлений о геогра­фии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте науч­ной картины мира, их необходимости для реше­ния современных практических задач человече­ства и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального приро­допользования»;

• «формирование представлений и осново­полагающих теоретических знаний о целостно­сти и неоднородности Земли, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах»;

• «овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инстру­ментов для определения количественных и ка­чественных характеристик компонентов геогра­фической среды, в том числе ее экологических параметров»;

• «формирование умений и навыков исполь­зования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оцени­вания уровня безопасности окружающей сре­ды…»

• «формирование представлений об особен­ностях деятельности людей, ведущей к возникно­вению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акватори­ях, умений и навыков безопасного и экологиче­ски целесообразного поведения в окружающей среде».

На втором месте стоят биология и физика (по четыре позиции), на третьем — основы безопас­ности жизнедеятельности (три позиции); на чет­вертом месте — химия. В остальных учебных дисциплинах элементы экологии в Стандарте не представлены. [ 11 с.19]

Перечисленные требования являются ориен­тиром введения экологической составляющей в содержание примерных и рабочих программ по географии и в конечном счете в содержание уроков, внеучебных мероприятий.

Менее определенно обстоит дело с реализа­цией требований к личностным и метапредметным результатам.

Требования к личностным результатам пере­дают интегрированные качества личности, фор­мирование которых выступает в образователь­ном процессе в качестве целей-ориентиров. Эти качества формируются в про­цессе изучения разных учебных дисциплин, включая и географию. В качестве одной из таких целей в ФГОС называется «формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ори­ентированной рефлексивно-оценочной и прак­тической деятельности в жизненных ситуациях». [1, с.4]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.