Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и средства осуществления формирования экологической культуры на уроках географии




 

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

 

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. предъявление контролируемого варианта;

2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. написание учащимися варианта контрольной работы;

2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. [ 25 с.9]

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС нового поколения важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) [ 32 с.4]

Рациональный отбор методов обучения, оценка характера познавательной деятельности учащихся и эффективность процесса обучения определяют уровень усвоения знаний, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, их саморазвитию, а так же формированию экологической культуры.

Различают:

- традиционные;

- активные, инновационные. [ 19 C.24]

Методы, используемые в экологическом образовании, можно разделить по трем группам:

1. методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой.

2. методы формирования экологических представлений,

3. методы формирования субъективного отношения к природе,

В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов в экологическом образовании.

В основе методов формирования экологических представлений лежит принцип формирования мыслеобразов. Он обуславливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые формируют систему экологических представлении личности на основе научной информации, так и на основе произведений искусства, анализ лингвистического материала, различных философских теорий и т.п. к данной группе относятся следующие методы.

Метод экологической лабилизации заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира и личности, в результате которого возникает экологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся стратегий экологической деятельности.

 

Метод экологических ассоциаций заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными образами в контексте поставленной перед личностью проблемы. Этот метод направлен на обогащение и углубление представлений личности о природных объектах и мире природы.

Метод художественной репрезентации природных объектов заключается в формировании мыслеобразов природных объектов методами искусства.

В основе методов формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой лежит принцип коактивности с миром природы. Этот принцип обуславливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированию экологически целесообразных стратегий и технологий экологической деятельности.

Метод экологических эспектаций заключается в педагогической актуализации ожиданий будущих контактов личности с миром природы. Личность заранее технологически готовится к встрече с природными объектами, психологически настраивается на эту встречу, чтобы соответствовать правилам взаимодействия с природой.

Метод ритуализации экологической деятельности заключается в педагогической организации ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.

Метод экологической заботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействие природным объектам, особенно в трудных для них ситуациях. Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов. [ 19 с.30]

В основе группы методов формирования субъективного отношения к природе лежит принцип субъектификации природных объектов. Данный принцип обуславливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированию субъектной модальности отношения к природе.

Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.

Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему.

Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности. [ 19 с.25]

Формы экологической работы в школе могут быть различными:

1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);

3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);

4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.). [ 17 с.2]

 

Средства экологического воспитания.

Необходимым условием достижения целей экологического образования, овладения экологическим стилем мышления, является формирование у учащихся средств учебной деятельности.

Наиболее действенным средством экологического воспитания формирования экологической культуры является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

1) Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу, разработка маршрута экологической тропы);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала). [22 с.44]

2) Как средства экологического образования важны различные наглядные пособия. Они, прежде всего, способствуют наглядности изложения экологического материала. Также благодаря ним во многом создаётся графический образ мира. Необходимость высокого качества и четкости таких представлений продиктована, прежде всего, огромной неоднородностью природных условий. Исходя из этого, представления о природе и проблемах её сохранения – важное условие сохранения культурной и территориальной целостности мира.

В качестве таковых средств могут выступать различные фотографии. Это могут быть фотографии из учебников, а также из иных источников: научно-популярной литературы, периодических изданий, коллекций на компакт-дисках, интернета, собственных коллекций учителя. Особенно интересно использование фотографий при изучении природных зон и районов России. Здесь вводя понятие естественных и антропогенных ландшафтов, необходимо проиллюстрировать их различия. Кроме того, эффективен способ противопоставления фотографий. С помощью его можно красноречиво показать результаты, вредящей природе деятельности человека, показывая фотографии до и после такой деятельности. В основу данного приёма положен метод экологической лабилизации.

Показ кино- и видеофильмов позволяет создать ещё большую наглядность изложения. Кроме того, эти средства в отличие от статичной фотографии способны передавать динамизм процессов. Целесообразен показ фильмов посвященных экологическим проблемам конкретных территорий: загрязнение Байкала, опустынивание Калмыкии и т.д. Но кроме этого возможен показ фильмов рассказывающих об уязвимых местах природных ландшафтов: невосполнимое сведение лесов вдоль северной границы лесотундры, опустынивании сухих степей и полупустынь Прикаспия и т.д. Последнее направление использования данного средства может быть даже предпочтительнее, поскольку экологическое образование не должно быть переполнено негативной информацией. Ученики должны познать не только проблемы природы, но и её естественную сущность, красоту и привлекательность.

Использование экологических видеофильмов с хорошо продуманным видеосюжетом, учитывающим возрастные особенности, производит достаточно сильное впечатление, а его обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы.

Ознакомление учеников с информацией СМИ необходимо. При изучении экологических вопросов это столь же важно, как и при изучении экономической географии.

Кроме изображений реальных объектов применимы и условные изображения объектов и явлений. Специфика экологического образования в курсе географии заключается в возможности (и необходимости) использования карт. С их помощью ученики могут проанализировать географические закономерности распространения экологических проблем. Формы работы могут быть самыми разными: от небольших сводок статистических данных и их анализа, до творческих работ и проектной деятельности на уроке. [ 19 с.29]

3) В целях воспитания современного человека способного адаптироваться в индустриальном обществе с высокими экологическими принципами на уроках можно использовать технологии проектного обучения. Экологический проект представляет программу мероприятий, позволяющих изучить одну или несколько экологических проблем, предложить пути их решения и практическими делами содействовать их реализации. Вместе с тем, экологический проект — инновационный метод экологического образования и, в первую очередь, дополнительного образования, позволяющий педагогу более эффективно использовать вучебно-воспитательном процессе принципы гуманизации, демократизации, регионализации, педагогику сотрудничества. Работа над проектами способствует развитию у школьников творческого потенциала и активной гражданской позиции, формированию экологической культуры. Вместе с этим, благодаря проектной деятельности осуществляется построение прочных связей между участниками учебно-воспитательного процесса и обществом в решении актуальных экологических проблем, что обеспечивает устойчивость и общественную значимость проектной деятельности в образовании. [ 5 с.4]

Проект от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проект как проблема "может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве".

Проект это — отражение интересов участников организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий)

-работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т. д.)

-творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности)

-организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»

-свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности

-включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность

-систематическое отслеживание результатов работы, презентации

-фиксированное время, контроль и рефлексия. [ 11 C.34]

В практике работы возможно использовать следующие типы проектов: творческие, исследовательские, практико-ориентированные. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, презентации,сочинении, викторине, пр.)

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Цель практико-ориентированных проектов - решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д. [ 22 C.4]

Возможно использование творческих, исследовательских, практико-ориентированных проектов при изучении следующих тем на уроках географии:

9 класс. Тема: География черной и цветной металлургии.

Экологическая проблема: влияние предприятий черной и цветной металлургии на здоровье человека.

Форма работы: исследование.

Задачи: собрать и проанализировать материалы СМИ и сети Интернет о влиянии предприятий металлургического комплекса на здоровье человека. Отчетность: доклад или презентация.

10-11 классы. Тема: Взаимодействие общества и природы.

Творческая работа «Охрана окружающей среды. Мои предложения».

Тема: Транспорт.

Экологическая проблема: негативное влияние транспорта на здоровье людей. Форма работы: проект «Транспорт: вчера, сегодня, завтра».

Задачи: собрать и проанализировать материал о влиянии транспорта на здоровье людей в прошлом и настоящем. Сделать предположения о влиянии транспорта будущего на человека. Предложить пути уменьшения негативного влияния транспорта.

Отчетность – презентация.

Тема: Глобальные проблемы человечества.

Форма работы: Творческие работы «Решение глобальной продовольственной проблемы. Мои предложения», «Что будет, если на Земле исчезнут люди?». [2 с.16]

4) Использование ИКТ в системе обучения на уроках географии для формирования экологической культуры учащихся играет всё более возрастающую роль.

Обучение с помощью ИКТ – метод, позволяющий обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умениям добывать знания, обобщать и делать выводы. Обучающиеся знакомятся с различными средствами ИКТ, усваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретают первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; учатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения. Уроки с использованием этого метода дают возможность учащимся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации, научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности.

Наиболее продуктивными темами для приме6нения средств ИКТ являются:

9 класс.

Тема: «Нефтяная промышленность» (изучение нового материала)

Задание: Выявить долю топливной промышленности в структуре экономики России (столбиковая диаграмма).Задание: составить круговую диаграмму «Нефтяная промышленность в структуре производства энергоресурсов»6 класс.

Тема: «Расы»

Задание: заполнить таблицу «Расы Земли».Задание: заполнить таблицу в электронном учебнике «Практика» [ 8 с.2]

К формам формирования экологической культуры можно отнести так же следующие: экологические игры, сообщения и рефераты, рисунки и плакаты, выполненные учениками, экологические спектакли и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям школьников, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе. [ 14 с.24]

5)Экологические игры - это форма экологического образования воспитания эколого-ориентированной личности, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологической культуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры, ролевые экологические игры (данная классификация представлена С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным).

Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:

- формирование системы знаний о природе;

- формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

- формирование коммуникативных умений и навыков.

Технология проведения экологической игры состоит в следующем:

- Учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.

- Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.

- Составляет структуру и ход экологической игры.

- Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.

- Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику.

- Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры младшего школьника.

При разработке экологической игры учителю необходимо обратить внимание на возможность реализации междисциплинарного подхода в воспитании экологической культуры. [ 7 с.4]

6) Подготовка учащимися сообщений и рефератов. Важно отработать с учеником подачу материала: кратко, динамично, с использованием наглядности в виде рисунков, таблиц, диаграмм. Увеличивает эффективность восприятия преподаваемого материала введение элементов беседы, постановки проблемных вопросов по материалу, отраженному в реферате, ведь практически о любой экологической проблеме у учащихся есть какое-то представление, сложившееся под воздействием СМИ, других уроков. [ 19 с.24]

7) Демонстрация рисунков и плакатов, выполненных учениками - это хороший прием обратной связи. Объясняю учащимся, что важно не столько качество исполнения, сколько правильность понимания проблемы, оригинальность ее интерпретации. [ 21 с.24]

8) Постановка экологических спектаклей - это благодатная почва для экологического воспитания при достаточно большом выборе экологических сценариев, публикуемых в предметных журналах и газетах. Воспринятое чувствами экологическое знание остается в уме и сердце на долгие годы, может быть, на всю жизнь.

 

 

2.4 «Экосистемная познавательная модель: как средство формирования экологической культуры на уроках географии.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

С точки зрения теории экологического развивающего образования, педагогическим средством формирования у учащихся экологического подхода в мышлении выступает так называемая «экосистемная познавательная модель». Модель позволяет рассматривать любые объекты – предметы, явления, ситуации – с точки зрения их связей с окружающей средой; выявлять возникающие при этом экологические противоречия; формировать свое отношение к ним; предлагать обоснованные пути их решения. Она выступает основой для формирования «модели экологически ориентированной созидательной деятельности» – сначала, в общем образовании, на уровне учебных ситуаций и обслуживающего труда, в последствии – на уровне профессиональной деятельности и жизне деятельности в целом. Тем самым, школьное образование закладывает основы формирования в профессиональном образовании экоцентрической управляющей модель. Обе модели (познавательная и созидательная) выступают средством формирования экологически ориентированных рефлексивно-оценочных умений.

Экосистемная познавательная модель формируется в рамках Фундаментального ядра содержания образования на основе экологической составляющей примерных программ базовых учебных предметов.

В вариативном компоненте учебного плана, прежде всего во внеурочной деятельности, границы применения экосистемной познавательной модели расширяются в область проблемных экологических ситуаций, выходящих за рамки отдельных школьных предметов и носящих региональную специфику.

У учащихся формируется опыт творческого переноса экосистемной методики познания из учебных ситуаций в учебно-проектные и социальные, где она находит практическое применение. Диапазон таких ситуаций велик: от проектирования экологически без опасной персональной образовательной среды, среды класса, школы до решения реальных экологических проблем в повседневной жизни. Характер получаемого личного опыта – индивидуальный, совместный, в команде. Внеурочная деятельность вносит большой вклад в формирование основ экоцентрической созидательной модели и личного опыта рефлексивно-оценочной деятельности.

Экосистемная познавательная модель, как вариант системного анализа, представляет определенную последовательность учебных задач, решение которых позволяет изучать системы разного происхождения во взаимосвязи с окружающей их социоприродной средой. Модель выступает деятельностным средством формирования экологического стиля мышления, востребуемого во всех учебных предметах и в жизни.

Экосистемная познавательная модель – модель системного изучения объекта во взаимосвязи с окружающей их средой, направленная на последовательное решение следующих задач:

-выявить экологические противоречия в экосистеме,

-дать анализ причин их возникновения,

-научно обосновать прогноз развития противоречий и дать оценку экологических рисков;

-обосновать варианты решения экологических противоречий в рамках экологических и правовых императивов, нравственного выбора, осознанно выбрать стратегию действий. [ 22 с.24]

Экосистемная познавательная модель выполняет функции метода познания экологических связей и отношений в системе «Человек – Общество – Природа». Объектом изучения экосистемной познавательной модели выступают экологические связи и отношения социоприродной реальности. Предметом изучения – характер таких связей и отношений, их противоречивость, возникающие в связи с их познанием противоречия экологического сознания, разрешение которых лежит в основе выбора варианта действия.

Овладение экосистемной познавательной моделью лежит в основе экологического стиля мышления. Поэтому ее формирование является ключевой задачей общего экологического образования, которая решается усилиями всех базовых предметов. [ 22 с.26]

Экоцентрическая созидательная (управляющая) модель – способ организации экологически ориентированной предметно-преобразующей деятельности человека. Если познавательная модель отражает существующую реальность, то созидательная направлена на ее преобразование, проектирование желаемого будущего (экологический проект). Примером такой модели на международном уровне является Повестка дня на XXI век, опирающаяся на ценности устойчивого развития общества и природы. Ее персональным эквивалентом являются Личные повестки-XXI.

Рефлексивно-оценочные действия в экологическом образовании имеют самостоятельное значение, поскольку выбор варианта действия, его оценка, принятие решения, готовность нести за него ответственность – все это составляет специфику экологически ориентированной деятельности.

Рефлексия и оценка результатов применения познавательной и созидательной экологических моделей способствуют формированию экологического сознания личности; переводу общественно-значимых и объективных смыслов (напр., нравственных, правовых и экологических императивов) в личностный план; самоопределению (в ценностях экологической этики, устойчивого развития); смыслообразованию (установления связи между мотивами и результатами деятельности); разрешению противоречий экологического сознания.

Рефлексивно-оценочная деятельность реализуется в трех направлениях:

-внешнем – в отношении последствий своих действий для окружающей среды;

-внутреннем – в отношении самосознания, своего внутреннего мира и ценностных ориентаций;

-деятельностном – в отношении организации и управления своей деятельностью, в т.ч. сотрудничеством, коммуникациями. [22, с.53]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.