Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внесудебные решения вплоть до расстрела таили в себе большую опасность и явились прологом последующих массовых репрессий




Становление принципов комплектования работников милиции было завершено в Положении о РКМ от 10 июня 1920 года.

Качественный состав УР улучшали путем перевода оперативных и руководящих работников из ВЧК в милицию и уголовный розыск.

Положение впервые разделило личный состав советской милиции на две категории:

- сотрудников (командный состав, следователи, агенты розыска, младшие и старшие милиционеры),

- вспомогательный состав (канцелярские и технические работники, которые в кадры милиции не входили).

В связи с тем, что уровень преступности постоянно возрастал (за январь месяц 1919 г. в Москве было совершено 60 вооруженных ограблений), необходимо было принимать особые меры. ВЧК начало беспощадную борьбу с бандитизмом, по наиболее громким делам принимались внесудебные репрессии (расстрелы, заключения в концентрационные лагеря).

Реорганизация пожарной охраны. 12 июля 1920 года СНК РСФСР принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД», по которому непосредственное руководство было возложено на Пожарный отдел, входивший в состав Управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР.

 

С самого начала между НКВД и ВЧК установились непростые отношения, не здоровое соперничество и мечта о поглощении друг друга.

В начале февраля 1922 года ВЧК была упразднена. Согласно постановлению ВЦИК от 6 февраля 1922 г. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД. Тем самым впервые при Советской власти были полностью объединены органы государственной безопасности и органы внутренних дел.

В целом можно сделать вывод, что усилия Советской власти в организации рабоче-крестьянской милиции были в основном успешными. Ее работники внесли огромный вклад в поддержание общественного порядка как в городе, так и в деревне.

 

2.Развитие органов внутренних дел советской России в 20-е – 30-е гг., правовые основы борьбы с преступностью в условиях НЭП(а), индустриализации и коллективизации, и в предвоенные годы.

В связи с развитием рыночных отношений (с 1921 года в стране вводится Новая экономическая политика – НЭП): замена продразверстки натуральным налогом (продналогом), восстановление торговли и товарно-денежных отношений, перевод части государственных предприятий на хозрасчет, допуск частного капитала в экономику, разрешение аренды земли, отмена трудовой повинности и др. резко возросла уголовная преступность, - все это заставило существенно менять систему органов внутренних дел, их компетенцию и организационную структуру.

Новое «Положение о НКВД» было утверждено ВЦИК 24 мая 1922 года (см. схему № 84, стр.89 ИОВД УНП, далее альбом), по нему наркомат продолжал выполнять широкий круг обязанностей:

-наблюдение за организацией и деятельностью органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК;

-наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера и понуждении их выполнению всеми имеющими в его распоряжении средствами;

-руководство организацией и развитием коммунального хозяйства. Для выполнения этих задач в НКВД РСФСР были образованы:

-Организационно-административное управление;

- Главное управление милиции;

-Главное управление принудительных работ;

-Центральное управление по эвакуации населения;

-Главное управление коммунального хозяйства (дороги, местный транспорт, бойни, лесопилки, электростанции, переправы и мосты и т.п.), в состав которого входил Пожарный отдел;

- Государственное политическое управление (ГПУ с 02.1922 по 11.1923 гг.).

В связи с разрешением проблемы военнопленных и беженцев Центропленбеж был ликвидирован.

На органы милиции возлагалось:

-поддержание порядка и спокойствия в стране;

-окарауливание гражданских учреждений и сооружений общегосударственного и исключительного значение (телеграф, телефон, почта, водопровод), а также фабрик, заводов, рудников и т.п.;

-охрану лагерей;

-поддержание порядка и спокойствия на всех путях сообщения РСФСР и сопровождение перевозимых по ним грузов и ценностей;

-содействие органам всех ведомств при проведении последними в жизнь возложенных на них задач.

Принятое Положение о НКВД регламентировало организационное построение милиции в масштабе РСФСР. Во главе всей системы органов милиции находилось Главное управление милиции (ГУМ) НКВД РСФСР. Далее шли губернские, уездные управления милиции. Все губернские города с населением свыше 50 тыс. человек имели городскую милицию.

По такой же схеме строилась и система аппаратов уголовного розыска. На Управление (отдел) УР республики (Центророзыск) возлагались:

-организация и направление деятельности местных органов УР, их ревизия и замещение ответственных должностей;

-разработка и применение в уголовно-розыскной работе научно-технических методов и средств раскрытия преступлений;

-непосредственное производство розыска и дознания по наиболее важным преступлениям.

При Центророзыске действовал научно-технический отдел (НТО). В сентябре 1922 года был открыт еще и экспертный подотдел. НТО были созданы и в других городах (Петроград, Самара и др.).

 

30 декабря 1922 года образуется Союз Советских Социалистических республик (СССР) на 1 Всесоюзном съезде Советов, в него вошли: РСФСР, УССР, БССР. ЗСФСР (Грузия, Армения и Азербайджан).

Создается ОГПУ при СНК СССР и в ноябре 1923 года органы государственной безопасности были выведены из состава НКВД, а в октябре 1924 года изъята функция приема иностранцев в гражданство и выдачи разрешения на выход из российского гражданства.

Курс на восстановление народного хозяйства, режим строжайшей экономии, сокращение административно-управленческих расходов, проводившиеся в общегосударственном масштабе, отразились и на системе ОВД. В августе 1923 года вместо прежде существовавших Организационно-административного управления, Главного управления милиции и отдела уголовного розыска было создано Центральное административное управление (ЦАУ) НКВД, в результате чего более чем в два раза были сокращены штаты и на 30 % расходы на содержание аппарата.

ЦАУ НКВД (см. схему альбома № 90, стр. 95):

27 сентября 1922 г. в ведение НКВД РСФСР передается конвойная стража. Реформа местных органов была проведена поэтапно в 1922-1923 гг.

На НКВД также были возложены функции по:

-выдаче разрешения на фотосъемку внутренней жизни;

-регистрацию и учет охотничьего оружия;

-регистрация религиозных обществ и союзов и некоторые другие.

7 июля 1923 г. ВЦИК были ликвидированы управления уездных исполкомов, а их административно-исполнительные функции были переданы в управление милиции.

Еще в декабре 1921 года была ликвидирована промышленная милиции, на предприятиях и учреждениях стали формироваться вооруженные охраны (фабрично-заводские, горная, торговая и др.), они подчинялись местному начальнику милиции, но финансировались за счет предприятий.

6 февраля 1924 года СНК РСФСР принял Постановление о создании ведомственной милиции. Она входила в состав общегосударственной милиции и руководствовалась правовыми актами, предназначенными для последней. Подразделения ведомственной милиции создавались на договорных началах с определенным ведомством и местным начальником милиции и содержались за счет средств обслуживаемых объектов. К декабрю 1924 года ведомственная милиция была сформирована в 30 губерниях и областях РСФСР общей численностью более 6 тыс. человек на 520 различных предприятиях.

19 января 1925 года НКВД РСФСР издал Положение о ведомственной милиции, а 24 февраля уже была объявлена Инструкция «О порядке организации ведомственной милиции и ее деятельности». В последующем был издан ряд нормативных актов, совершенствующих организацию и деятельность ведомственной милиции.

Общее руководство и направление деятельности ведомственной милиции по- прежнему осуществлялось начальником милиции, как в центре так и на местах. На 1 января 1929 года в милиции РСФСР насчитывалось:

-государственная милиция – 37 800 чел.;

-ведомственная милиция – 37 606 чел.;

-уголовный розыск – 4 722 чел.

Одной из самых острых проблем, стоящих перед органами милиции РСФСР была проблема кадров. Острейшая нехватка финансирования не позволяла отбирать в милицию людей, отвечающих необходимым требованиям, организовать школьно-курсовую подготовку будущих милиционеров. Но, несмотря на это старые специалисты из-за крайней политизации кадрового вопроса практически не принимались на службу в милицию, а принятых ранее выявляли и увольняли (к/ф «Рожденная революцией»). Так, на 1 октября 1924 года в УР РСФСР состояло 79 бывших служащих царской полиции, что составляло 1,7 % личного состава.

После окончания гражданской войны в 1921-1922 годах численность милиции РФ была сокращена на 60 %, а ее материальное содержании е было передано местным органам Советской власти. При этом организационное руководство и изменение функций милицейских органов оставалось за НКВД. В составе Исполнительных комитетов Советов были созданы Административные отделы, которые включали подотделы управления делами милиции и уголовного розыска.

Нарушение принципа социальной справедливости, выразившееся в неадекватном в сравнении с другими категориями населения оценкой труда работников милиции, являлось причиной ряда негативных явлений: снижение дисциплины, роста преступности среди сотрудников, чрезвычайной текучести кадров, хронического некомплекта, несмотря на прогрессирующую безработицу в стране.

Из такого положения выходили двумя путями.

Первый сводился к предложению регулярную милицию ликвидировать или свести до минимума, а «милиционную службу возложить на само население», что нашло отражение в организации в двадцатые годы различных формах народного участия в охране правопорядка (дружины, комиссии, квартальные, десятидворцы, сельское исполнительство и т.п.). Так, на 1 января 1927 года строевой состав милиции сократился (по сравнению с 1 сентябрем 1923 года) почти на 50%, а административный на 70%. Кадры уголовного розыска также понесли урон – были сокращено более чем на 50%.

Второй путь заключался в организационном объединении с одним из правоохранительных органов: Наркомюстом или ОГПУ. Этот путь был реализован в начале 30-х годов посредством передачи милиции в ведение ОГПУ, что соответствовало общей тенденции развития общества и государства.

Укрепить кадры милиции пытались и другими мерами. Прежде всего это партийные мобилизации, выдвиженчество рабочих от станка, крестьян от сохи; чистка личного состава милиции от скомпроментировавших себя сотрудников (в 1922-23 гг. - около 20% проверенных уволено, в 1929-30 гг. – около 15 % состава «вычищено»).

Принимались меры по улучшению материального положения работников милиции: разовые повышения окладов, введение премирования за борьбу с различного рода преступлениями, установления шефства над органами милиции и т.п. В 1925 году была введена новая форма одежды для милиционеров, что улучшило их внешний вид и экипировку.

Оперативная работа. Первая ведомственная инструкция по оперативной работе (опер. работе) была утверждена 2 ноября 1921 года. Она определяла, что негласный аппарат призван предупреждать и раскрывать преступления путем заблаговременного осведомления о предполагающихся и сбора сведений по уже совершенным преступлениям. Основным требованием в отборе негласных сотрудников была эффективность их деятельности. Далее оперативно-розыскная работа совершенствовалась, постепенно накапливался опыт, сотрудниками приобретались навыки и умения.

Придавая большое значение связи с общественностью, административные органы постоянно развивали и совершенствовали формы взаимодействия милиции с населением. Так, в Ленинграде в 1926 году организуются на всех фабриках, заводах и учреждениях Комиссии общественного порядка (КОП), прообраз современных добровольных народных дружин (ДНД). Комиссии состояли из партийно-комсомольских активистов и членов административно-милицейских комиссий райсоветов. Комиссии пользовались у трудящихся большим авторитетом и оказали практическую помощь сотрудникам милиции в борьбе с нарушителями общественного порядка и преступниками.

В 1926 году получил широкое распространение институт рабочих и сельских корреспондентов (селькоры и рабкоры), они вскрывали в печати случаи злоупотреблений по службе, бесхозяйственности и преступлений, а органы милиции по вскрытым фактам проводили расследования, возбуждали уголовные дела.

Развивая формы связи с общественностью, НКВД СССР в 1929 году утверждает Положение об обществах содействия милиции (Осодмил), которые создавались также, как и КОПы только подчинялись местным Советам и всю свою работу осуществляли под руководством партийных и профсоюзных организаций. Членами Осодмила могли быть граждане не моложе 18 лет и в их обязанности входило содействие органам милиции и уголовного розыска в борьбе с преступностью и нарушителями общественного порядка, они дежурили в подразделениях милиции и УР и участвовали в патрулировании территорий.

 

 

В конце 20-х – начале 30-х годов международная и внутренняя обстановка в стране осложнились. Усиливалась угроза военного нападения на СССР, возникли трудности с заготовками зерна и др. видами продовольствия. Надежды на мировую революцию не оправдались, в связи с чем был взят курс на построение социализма в одной стране – Советском Союзе.

НЭП стала сворачиваться, был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Происходило свертывание товарно-денежных отношений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно-репрессивными.

Из госаппарата удалялись не только оппозиционно настроенная старая интеллигенция, но и члены партии с революционным стажем. Возросло влияние партийных руководителей на работу государственных органов. Вся власть в стране концентрировалась в руках сравнительно узкой группы людей, а затем лично И.В.Сталина. Партийно-государственный аппарат все более становится опорой режима личной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.