Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значительно шире стали использоваться меры, стимулирующие правопослушное поведение. В то же время усилена уголовная ответственность за побеги и захват заложников




 

 

А). Создание подразделений по борьбе с организованной преступностью в стране

 

Коллегия МВД СССР от 30 сентября 1985 года впервые констатировала наличие в стране организованных преступных групп, предложила ряд мер по усилению борьбы с опасными проявлениями групповой преступности. В соответствии с решением данной коллегии на местах в аппаратах уголовного розыска МВД-УВД создаются специализированные подразделения по борьбе с организованными проявлениями групповой преступности. Но работа шла медленно, поскольку создавались они за счет имеющейся чис­ленности уголовного розыска.

К концу 1989 года в системе МВД СССР функционировало 16 специализированных отделов, 6 отделений и свыше 20 групп в МВД союзных и автономных республик. Явная малочисленность, этих сил, а также постоянное привлечение к раскрытию текущих преступлений не позволили этим подразделениям работать «от лица», как это задумывалось ранее. Поэтому сотрудники созданных подразделений настойчиво вносили предложения о выделении их в самостоятельную службу МВД.

Совет Министров СССР в своем поста­новлении от 25 января 1989 года № 86-26 потребовал от МВД СССР активизации борьбы с наиболее опасными проявлениями групповой и коррумпированной преступности. Согласно этому постановлению в ноябре 1989 года в центральном аппарате МВД СССР создали Управление по борьбе с организованной преступностью (шестое управление), а в МВД-УВД - шестые отделы для организации борьбы с наиболее опасными проявлениями групповой и коррумпированной преступности, прежде всего межрегионального характера. Вновь созданные подразделения, получили лучших работников УР и БХСС, агентуру и оперативную информацию, начали пробовать себя в новом качестве. Это было начало формирования специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Нормативная база МВД по проблемам борьбы с организованной преступностью в основном стала формироваться с 1990 года, когда Второй съезд народных депутатов СССР выразил серьезную озабоченность ростом организованной преступности.

В ноябре того же года, рассматривая вопрос о ходе вы­полнения постановления Второго съезда народных депутатов СССР, коллегия МВД СССР наряду с общими критическими решениями мобилизационного характера сделала поручение шестому управлению МВД СССР внести предложения о численности региональных управлений по борьбе с организованной преступностью. Затем были образованы 12 таких управлений в России.

Созданное в конце 1989 года МВД России также предприни­мает ряд управленческих мер по усилению борьбы с организован­ной преступностью. В составе службы криминальной милиции МВД России, МВД, УВД образовали оперативно-розыскные бюро, утвердили положение о них. Шестые отделы по борьбе с организованной преступностью в России, были преобразованы в оперативно-розыскные бюро, а региональные управления остались в подчинении МВД СССР. Таким образом, параллельно, существовали две системы подразделений по борьбе с организованной преступностью - союзная и российская. Острые политические процессы, постоянные смены министров и новых структур обоих министерств внутренних дел в 1990-91 годах несколько затормозили развитие подразделений по борьбе с организованной преступностью и повлекли за собой снижение эффективности их работы.

С первых дней реорганизации МВД России уделяет большое внимание проблеме борьбы организованной преступностью. Уже в апреле 1992 года во исполнение Указа Президента России о борьбе с коррупцией в системе государственной службы от 4 апреля 1992 года Приказом МВД России от 26 апреля 1992 года на созданное Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП МВД РФ), его региональные управления и оперативно-розыскные бюро была возложена ответственность за обеспечение единой стратегии органов внутренних дел по разоблачению коррумпированных лиц, пресечению коррупции в системе государственной службы; внедре­на специализация части сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью на изобличении преступных групп, связанных с коррумпированными работниками органов МВД. Сотрудникам этих подразделений предоставили право знакомиться с любыми документами, получать по ним объяснения, создавать банк данных по этой проблеме. На данном этапе в профессиональном сознании работников органов внутренних дел организованная преступность и коррупция утверждались как единое преступное явление, борьба с которыми возлагалась на специализированные подразделения системы ГУОП.

Министерство внутренних дел России принимает меры к совершенствованию правовых основ деятельности спецподразделений. 18 июня 1992 года Приказом МВД России было утверждены положение о специальных подразделениях МВД России по борьбе с организованной преступностью, дислокация ре­гиональных управлений по организованной преступности при МВД, УВД, созданы отделения и группы в 144 городах со сложной оперативной обстановкой, а также оперативно-розыскные бюро в органах внутренних дел на транспорте и оперативно-розыскные части восьмого Главного управления.

С изданием Указа Президента РФ от 8 октября 1992 года «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилением борьбы с преступностью» ГУОП и его подчиненные структуры были усилены специальными отделами быстрого реагирования. Согласно этому Указу начальник ГУОП по должности стал Первым заместителем министра внутренних дел России, а руководители региональных управлений - заместителями начальника ГУОП. Правительство Российской Федерации постановлением № 914-63 от 26 ноября 1992 года увеличило штатную численность подразделений системы ГУОП МВД РФ, ввело надбавки к должностным окладам сотрудников этих подразделений в размере 20-50 %, а также зачет в выслугу лет (стаж работы) 3 месяца службы за 4 месяца.

В январе 1993 года Приказом МВД России «О дополнительных мерах по усилению борьбы с вооруженными организованными преступными группами» оперативно-розыскные бюро MBД, УВД были преобразованы в управления по борьбе с организованной преступностью при МВД, УВД, утверждено положение о Главном управлении МВД РФ по борьбе с организованной преступностью и его подразделениях.

Формирование структурных подразделений системы ГУОП МВД РФ было завершено Приказом МВД России в 1993 г., в соответствии с которым специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией создали и в системе органов уголовно-исполнительной системы. На них воз­ложили аналогичные функции борьбы с организованной преступ­ностью и коррупцией в местах лишения свободы.

Таким образом, к концу 1995 года в МВД была создана авто­номная оперативно-розыскная система с задачами, которые парал­лельно возлагались на аппараты уголовного розыска, по борьбе с экономической преступностью, по незаконному обороту наркоти­ков и оперативные аппараты мест лишения свободы. Четкого раз­граничения компетенции оперативно-розыскных аппаратов в сфе­ре борьбы с организованной преступностью достичь не удалось.

Исходя из перечисленного выше в декабре 1995 года Министерство внутренних дел Россий­ской Федерации в контексте реализации проекта Концепции раз­вития МВД России до 2005 года приняло ряд организационно-штатных решений, имевших большое значение для дальнейшего совершенствования си­стемы специализированных подразделений по организованной преступности. В частности, было создано Управление собственной безопасности МВД России, что освободило подразделения системы ГУОП от выполнения функций борьбы с коррупцией в орган внутренних дел, за исключением случаев, когда сотрудники органов внутренних дел становятся коррумпированной связью организованных преступных формирований. Утвержден новый штат и структура ГУОП МВД РФ, являющегося первым уровнем централизованной системы специализированных подразделений по организованной преступности.

ГУОП стал самостоятельным специализированным оперативно-розыскным подразделением МВД России. Рассмотрим его структуру. Возглавлял ГУОП начальник Главного управления который согласно указу Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью» от 8 октября 1992 года № 1169 и Положению о ГУОП МВД России являлся по должности Первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации, назначался и освобождался от должности Президентом Российской Федерации. Он лично руководил работой секретариата Главка отдела оперативного прикрытия личного состава, служебной подготовки и кадровой работы, отдела оперативного внедрения. Начальнику ГУОП подчинены пять его заместителей, четыре изкоторых отвечают за определенные направления борьбы с органи­зованной преступностью.

Второй уровень специализированных подразделений системы ГУОП МВД РФ составляют региональные управления по организованной преступности:

1. РУОП по г. Москве;

2. РУОП по Московской области;

3. РУОП по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

4. Волго-Вятское РУОП;

И другие по округам.

В порядке подведения итогов данного раздела лекции можно констатировать, что централизованная система специализированных подразделений по организованной преступности МВД России имела достаточно прочные правовые основы своей деятельности, закрепленные в названных нормативных актах. Четкое определение задач и функций подразделений трех уровней системы ГУОП позволяло квалифицированно организовать эффективную работу специализированных подразделений по пресечению деятельности организованных преступных формирований и выявлению коррупционеров в органах государственной власти.

 

 

Б). Новый этап в истории органов внутренних дел - образование полиции в Российской Федерации

Процесс демократизации и формирования гражданского общества предъявляет принципиально новые требования к правоохранительным органам, на которые возложены обеспечивающие права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Эти требования сделали необходимым усовершенствование нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность милиции, особенно тех из них, которые непосредственно затрагивают права граждан. Эти изменения должны были коснуться с одной стороны - совершенствования организации деятельности милиции; подготовки и переподготовки сотрудников милиции, правовой и социальной защиты самих сотрудников милиции, материально-технического обеспечения ее служб и подразделений, с другой - повышения контроля за деятельности органов внутренних дел.

В течение 2008-2009 годов сотрудниками милиции были совершены особо-тяжкие преступления с использованием служебного положения и с применением табельного оружия, жертвами которых стали невинные и простые граждане. Эти преступления получили большой общественный резонанс. Милиция, как орган власти, потеряла всякое уважение и доверие собственного народа, а само слово «милиция» приобрело негативный оттенок.

В адрес Президента России, Председателя Правительства России, Министра внутренних дел и других должностных лиц органов законодательной, исполнительной и судебной власти на различных уровнях начал поступать огромный поток жалоб граждан по факту нарушений их личных прав и свобод со стороны сотрудников милиции.

Сложившаяся ситуация вынудила главу государства принять соответствующие меры. 24 декабря 2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев издал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [1], заложившего основы проведения реформ в МВД РФ. В Указе главы государства отмечалось, что существующая структура органов внутренних дел, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации, а также предлагалось органам исполнительной власти подготовить конкретные предложения.

Одним из важных и насущных вопросов, требующих немедленного разрешения в рамках реформ МВД РФ Президент России Д. А. Медведев увидел изменения законодательства, регламентировавшего деятельность сотрудников милиции. В начале 2010 года по поручению Президента был разработан проект Закона о реформе МВД Российской Федерации, получившего условное название законопроект Президента «О полиции». 7 августа 2010 года по поручению Президента законопроект «О полиции» был выложен на Интернет сайте zakonoproekt2010.ru. для публичного всенародного обсуждения. Любой пользователь мог в течение трех месяцев вносить свои замечания и предложения в законопроект. Многие граждане воспользовались своим конституционным правом и до середины сентября 2010 года, поступило более 10 000 предложений по законопроекту. После того, как все желающие предложили свои поправки, законопроект был доработан с учетом замечаний. Итогом публичного обсуждения, в частности, стало то, что в проекте более четко прописали нормы об ограничении прав граждан, вызвавшие беспокойство общественности и экспертов.

Важно отметить что, впервые над законопроектом «О полиции» работали не только профессиональные юристы, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты, но и депутаты Государственной Думы, члены общественной палаты, независимые эксперты.

27 октября 2010 года законопроект «О полиции» с изменениями и дополнениями в результате общественного обсуждения, был внесен в Государственную Думу на рассмотрение.

10 декабря 2011 года Государственная Дума приняла в первом чтении Президентский Законопроект «О полиции». 28 января 2011 года депутаты в третьем чтении окончательно приняли Закон «О полиции», а 2 февраля 2011 года на заседании его одобрил Совет Федерации. 7 февраля 2011 года Президент РФ Д.А.Медведев подписал Закон «О полиции». История российской полиции нашла свое продолжение спустя более, чем 90 лет после падения Российской империи, и с 1 марта 2011 года новый закон, регламентирующий деятельность органов внутренних дел вступил в законную силу.

Новый закон «О полиции» содержит 11 глав и 56 статей. Возникает вопрос, а какие изменения нашли отражение в новом законе «О полиции»? Прежде всего, название закона. Теперь, согласно ему, в России орган, обеспечивающий безопасность личности, охрану общественного порядка и общественную безопасность будет называться не милиция, а полиция, как в большинстве стран мира.

Согласно ст. 1 закона «О полиции», полиция обязана незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Основные направления деятельности полиции указаны в ст.2 закона, которые отличаются от задач милиции, такими направлениями, как контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

В соответствии с главой 2 «Принципы деятельности полиции» закона «О полиции», полиция при осуществлении своей деятельности должна руководствоваться основополагающими принципами: такими, как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Обязанности и права в законе «О полиции» разделены на обязанности и права полиции, как федерального органа государственной власти и права и обязанности сотрудника полиции.

Изменения коснулись, в частности, формулировки о «беспрепятственном» вхождении сотрудников в жилье в любое время суток. «Сотрудники полиции не праве входить в жилые помещения против воли проживающих в них граждан, иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами», - говорится в законе.

Закон «О полиции» (глава 5) регулирует деятельность сотрудника полиции по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Установлен четкий критерий приема на службу. Каждый гражданин, прежде, чем стать сотрудником полиции, пройдет комплексного изучение личности, психологическое тестирование, медицинское обследование, испытание от 3 до 6 месяцев, а также профессиональную подготовку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.