Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномены, механизмы и направления социализации




Социализация - многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является культура.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе,трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1. идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2. подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3. внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4. социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее ("фасилитация" означает "облегчение");

5. конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Четыре психологических механизма социализации:

1. имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

2. идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

3. стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

4. чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными;

стыд и вина - негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой (освоение форм), эмоционально-чувственной, познавательной (усвоение необходимого ), бытийной, морально-нравственной, межличностной.

Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракциониэма. Согласно психоанализу, социализация - это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение.

С позиций отечественной психологии, социализация характеризуется: как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.

Феноменология межличностных отношений (шевандрин)

Отношения, возникающие между людьми в процессе их об­щения, совместной практической и духовной деятельности, оп­ределяются как общественные отношения. Примерами таких отношений могут быть производственные. политические, правовые, нравственные, религиозные, психологические и др.

Психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются.

Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролиру­ются обществом или отдельными его представителями.

Неофи­циальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются доку­ментально.

Различают еще деловые и личные (или межличностные) от­ношения.

Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею.

Личные отноше­ния могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обуслов­лены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением этой потребности.

В структуре взаимодействия и общения людей, как правило, выделяют три составляющие: поведенческую, аффективную и когнитивную (по Я.Л.Коломинскому); праксическую, аффек­тивную, гностическую (по А.А.Бодалеву); регулятивную, аффек­тивную, информационную (по Б.Ф.Ломову). К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь.

Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмо­циональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов. Напри­мер, по наличию (и интенсивности) положительных и отрица­тельных эмоций, конфликтности (внутриличностной, межличностной), эмоциональной чувствительности, удовлетворенности собой, партнером, работой и т л

Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (на­пример: ощущения, восприятия, представления, память, мыш­ление, воображение).

Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают зна­чительный круг явлений, но вес они могут быть квалифициро­ваны с учетом трех компонентов взаимодействия:

1) восприятия и понимания людьми друг друга,

2) межличностной привлека­тельности (притяжение и симпатия),

3) взаимовлияния и пове­дения (в частности, ролевого).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 3205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.