Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симпатии и притяжения




Симпатия — это эмоциональная по­ложительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпатия создает целостное внутригрупповое состояние удовле­творения.

Притяжение, являясь одной из составляющих меж­личностной привлекательности, в основном связано с потреб­ностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено с переживаемой симпатией (эмо­циональный компонент взаимодействия). Симпатия и притяже­ние могут проявляться иногда независимо друг от друга.

Межличностное притяжение (отталкивание), симпатии (ан­типатии) можно рассматривать как условие и результат совмес­тимости (несовместимости) двух лиц в определенных условиях взаимодействия. Характер межличностного взаимодействия оп­ределяется типом ситуации и личностными особенностями его участников. Ситуации сотрудничества и соперничества предпо­лагают разный характер действий и поведения человека в целом. Исследования показывают, что личностное сходство (подо­бие) способствует взаимным симпатиям людей.

Для образования дружеских отношений в парах большое зна ч ение имеет совместная деятельность и принадлежность к од­ной и той же группе. В целом сходства (различия) двух взаимо­действующих личностей определяются следующими основными факторами:

— социологическим (социально-экономическим статусом, профессией, образованием);

— социально-психологическим (ценностными ориентациями, общностью целей и позиций, межличностным статусом и т.д.);

— психологическим (характером, стереотипом поведения),

— психофизиологическим (темпераментом, эмоционально­стью, реактивностью организма).

Характер дружеских отношений имеет и половые различия: в мужской дружбе реализуются преимущественно предметно-деятельные отношения, в женской - субъективно-эмоциональные.

Устойчивость взаимоотношении определяется не только совпадением ценностных ориентаций и других социальных и социально-психологических параметров, но и определенной координацией поведенческих актов более элементарного уровня (сте­реотипов поведения, характера, темперамента и т.п.). Темп, ритм, точность выполнения каждого поведенческого акта, на­правленного не только на выполнение предметных задач, но и на взаимодействие людей, всегда имеет значение для успешного функционирования как официальных, так и неофициальных групп.

Если соотнести два фактора — уровень социометрического статуса и степень сходства по нему участников группы, — то окажется, что:

1) устойчиво взаимодействуют друг с другом (дружат) лица, имеющие разные социометрические статусы в группе;

2) отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное непри­ятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень "пренебрегаемых" и "непредпочитаемых").

Направленность субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важ­ной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.

В процессе углубления взаимодействия (за счет увеличения длительности и значимости совместной деятельности и общения) роль ведущих интересов и ценностных ориентаций усили­вается. Для действенной дружбы важно не столько сходство пе­риферийных интересов, сколько ценностно-ориентационное единство.

Механизм формирования межличностной привлекательности (лежащей в основе дружеских отношений) имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которых возникают отно­шения взаимной привязанности. Регуляция привлекательности у школьников опирается на условия взаимодействия (соседство; привязанность, основанная на неосознаваемых историях дет­ских отношений). У них взаимный выбор отвержение менее ра­ционалистичен, чем у студентов, которые, вступая в контакт, осуществляют такой выбор (или отвержение), учитывая лично­стные качества в настоящий момент.

Прежде чем испытать симпатию (антипатию), включиться в общение, человек сознательно или бессознательно познает дру­гого человека. На основе подобного процесса может возникать взаимопонимание. Это понятие обычно определяют как взаим­ное понимание и согласие. Понимание — способность осмыс­ливать, постигать содержание высказывания, его значения, лич­ностные помыслы партнера по взаимодействию. Это — когни­тивный процесс установления связи между явлениями. Но, да­же если мы хорошо понимает друг друга, этого часто оказывает­ся недостаточно для нашего функционирования как партнера — необходимо еще согласие. Если в понимании доминирует ког­нитивная составляющая, то во взаимном согласии — эмоцио­нальная и поведенческая составляющие отношения. В межлич­ностных отношениях согласие приводит к взаимной удовлетво­ренности партнеров друг другом. Процесс взаимопонимания может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной привлекательностью.

Наиболее важными параметрами взаимопонимания людей явля­ются адекватность и идентификация. Адекватность — это точность отражения одной личностью другой. Идентификация представляет собой внутреннее отождествление, уподобление человека другому лицу (или объекту). Идентификация в случае межличностных от­ношений завершается определением сходства (различия) между двумя личностями в сознании каждой из них в отдельности.

Межличностные отношения в супружеских парах. Они отлича­ются от дружеских по ряду показателей. Если дружеские отношения сначала и до конца остаются неофициальными (их существо­вание определяется только потребностью партнеров сохранить от­ношения), то в супружеских и семейных отношениях межличност­ные отношения мужчины и женщины, возникнув по типу друже­ских отношений, позднее закрепляются как официальные.

Р. Хилл выделяет следующие ведущие факторы, определяю­щие результат выбора брачного партнера:

1) общение и взаимодействие, обусловленные пространственно-временной близостью партнеров;

2) сходство социальных и личностных характеристик партнеров;

3) межличностная привлекательность как следствие сходства личностных характеристик, а также мнений, оценок и отноше­ний [9. С. 3-68].

В счастливых браках партнеры характеризуются:

1) эмоциональной стабильностью;

2) согласием с другими людьми;

3) покладистостью;

4) общительностью;

5) доверчивостью, искренностью;

6) эмоциональной непринужденностью.

В несчастливых браках партнеры оцениваются как:

1) эмоционально неуравновешенные (невротичные);

2) критичные к другим людям;

3) стремящиеся к доминированию;

4) замкнутые (отчужденные);

5) подозрительные;

6) эмоционально скованные.

Указанный перечень характеристик свидетельствует о проявлении двух основных составляющих удовлетворенности браком: эмоцио­нальной сферы и направленности на социальное окружение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.