Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности управления хозяйственной деятельностью




Функции управления производством. Функция управления – это обособленный вид управленческой деятельности, отличающийся от других характером выполняемых работ, используемой информации, профессиональным составом кадров и спецификой подготавливаемых решений.

Организационная и производственная структура предприятия. Структура предприятия представляет собой совокупность всех его служб и существующих между ними органических связей, как по горизонтали, так и по вертикали.

Организационная структура предприятия направлена на:

– установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями (службами);

– распределение между ними прав, функций, обязанностей и ответственности;

– обеспечение маневренности производства;

– построение единой организационной системы, обеспечивающей согласованность между подразделениями (службами).

Организационная структура предприятия отличается большим разнообразием и определяется многими объективными факторами и условиями. Она зависит от:

– размера или величины объема производства;

– производственного профиля, т. е. специализации;

– характера выпускаемой продукции и технологии ее производства;

– масштаба внешней деятельности (наличия филиалов, дочерних фирм и т. д.);

– уровня технической оснащенности;

– уровня механизации и автоматизации выполняемых работ.

Организационная структура предприятия динамична, изменяется в зависимости от поставленных новых целей. Однако частые и непродуманные изменения наносят ощутимый вред. Совершенствовать организационную структуру предприятия нужно планомерно.

Многие предприятия сокращают число управленческих уровней, т. е. переходят от 8–12 уровней к 4–5 уровням.

Итак, структура любого предприятия – это упорядоченная совокупность ее отдельных элементов. Основу общей структуры составляет совокупность обособленных видов деятельности, направленных на достижение тех или иных целей предприятия.

Для большинства средних и крупных предприятий основным принципом формирования организационной структуры является функциональный. Он предполагает, что группировка подразделений на предприятии происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы их деятельности. К таким функциям относят производство, финансы, сбыт, маркетинг и т. д. Дальнейшее структурирование происходит по отдельным принципам, например, выделение цехов в составе производства может происходить в зависимости от выпускаемой ими продукции, а участков в них – исходя из применяемых технологий.

Функциональный принцип построения предприятия предполагает, что оно может формироваться из нескольких блоков подразделений, например производственных, управленческих, социальных.

В блок производственных подразделений входят основные, связанные с выпуском профильной продукции или оказанием услуг, вспомогательные, обеспечивающие необходимые условия для нормального функционирования основных, подразделения (цеха), обслуживающие основные и вспомогательные процессы, экспериментальные, где изготавливаются опытные образцы продукции.

К блоку управленческих относятся производственные подразделения (научно-исследовательские, проектно-конструкторские и т. д.), информационные (библиотека, архив), сервисные (маркетинговые исследования, сбыт, гарантийное обслуживание), административные (дирекция, бухгалтерия, плановая служба, юридический отдел, отдел кадров), совещательные (комитеты и комиссии).

К блоку подразделений социальной сферы относят оздоровительный центр, клуб, детские учреждения, базы отдыха и т. д.

Однако отсутствие горизонтальных связей делает эту структуру негибкой и приводит к замедлению технического, экономического и социального развития предприятия.

Производственные подразделения предприятия – цеха, участки, обслуживающие хозяйства и службы, взятые в совокупности, составляют его производственную структуру.

Производственная структура подразделяется по видам и типам.

Известны следующие виды производственной структуры предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно-технологический).

На тип организационной производственной структуры оказывают влияние ряд факторов: уровень специализации, масштабность производства, устойчивость номенклатуры изделий, обусловленная размерами и повторяемостью выпуска.

Тип производства оказывает существенное влияние на формирование структуры предприятия, условий, требований и критериев рациональной организации производства.

По типам известны три организации производства: массовое, серийное, единичное.

Функции управления производством подразделяются по следующим признакам:

– управляемый объект – предприятие, цех, участок, бригада, рабочий;

– деятельность – экономическая, организационная, социальная;

– однородность – общие, специальные;

– содержание труда – подготовка производства, оперативное управление, снабжение и сбыт, технико-экономическое планирование и анализ, управление кадрами, учет, финансы и т. д.;

– периодичность решений.

К функциям управления производством относятся: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль, регулирование и другие с учетом специфики самого производства.

Важной функцией управления производством считают функцию организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений всех подразделений предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное и оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры предприятия, установление и распределение взаимосвязей между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление производством характеризуется принятием аппаратом управления решений в реально складывающейся и сложившейся производственной ситуации. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. Процедуры оперативного управления переплетаются с технологией и регулированием (диспетчеризацией) производства.

Функция организации имеет отношение к системе управления, характеризуя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодействия указанных элементов. Кроме того, эта функция имеет отношение к: а) организации управления системой; б) организации работ по реализации каждой функции управления. Применительно к производственному подразделению предприятия или отдельному цеху функция организации в первую очередь отражает структуру управляемой и управляющей систем, обеспечивающих процесс производства продукции и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс.

Организация как форма существования предприятия, цеха обладает свойством динамичности, вызванной непрерывным процессом внедрения новой техники, технологии, повышением уровня автоматизации управления. Организация и система управления производством тесно взаимосвязаны. На действующем предприятии совершенствование организации производства сопровождается совершенствованием системы управления, и, наоборот, необходимость совершенствования системы управления вызывает первоочередное проведение работ по совершенствованию организации производственного процесса. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между уровнями организации производственного процесса и системы управления.

Организация управления – это совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи с управляемым объектом и другими управляющими системами во времени и пространстве.

На любом предприятии, независимо от масштабов и сферы деятельности, аппарат управления должен заниматься организацией управления производством.

Организация управления производством означает необходимость определить цель, знать все виды ресурсов, использовать их для достижения цели, уметь сформулировать задачу, довести ее до исполнителя и контролировать выполнение, принимать решения, распределять обязанности и ответственность, уметь планировать, управлять, анализировать и т. д.

Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий, заделов деталей и др.) служат основой планирования, определяют продолжительность и порядок движения предметов труда в процессе производства.

Вместе с тем на предприятиях, цехах создаются и действуют нормативы, определяющие технический уровень выпускаемой продукции (стандарты и технические условия), нормативные документы, характеризующие права и обязанности различных звеньев управления, формулирующие правила поведения системы в целом (инструкции, методики) и др. В этом понимании нормирование относится к функции организации.

Следовательно, функции организации и нормирования имеют двойственный характер. Так, функция организации характеризует создание (совершенствование) системы управления, а на стадии организации работы реализуется при непосредственном управлении производством. Функция нормирования реализуется с помощью нормативных документов, инструкций при создании системы, а разработанные календарно-плановые нормативы используются при планировании производственной деятельности.

Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

Разрабатываемые на основе календарно-плановых нормативов движения производства, программы выпуска деталей и изделий предусматривают наиболее полное использование передовой техники и технологии, производственной мощности предприятия, материальных и моральных стимулов повышения производительности труда. В этом аспекте планирование приобретает важное экономическое значение, так как при формировании производственных программ необходимо учитывать все виды наличных ресурсов, стоимость их приобретения, поставку, распределение и рациональное использование.

Функция координации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия и цехов, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив цеха в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и личных поощрительных мер. Указанные формулы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления производством.

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, анализа результата производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе информации о ходе выполнения плановых заданий (данных оперативного статистического, бухгалтерского учета), выявления отклонений от установленных показателей работы (контроля исполнения заданий), анализа причин отклонений.

Регулирование непосредственно смыкается с функциями координации и контроля. В ходе производства разработанные программы подвергаются воздействию внутренней и внешней среды, в результате чего возникает нарушение в процессе их выполнения. При реализации функции регулирования воздействие на коллектив людей, занятых в производстве, осуществляется посредством принятия оперативных мер по предотвращению, а если это не удается, то по устранению выявленных отклонений и сбоев в ходе производства.

Одновременно с этим осуществляется координация текущей работы взаимосвязанных звеньев производства в целях обеспечения ритмичного хода производства.

Функции контроля и регулирования в процессе управления производством выполняют роль гибких инструментов, с помощью которых ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусматриваемые планами. Конкретные функции управления производством отличаются друг от друга составом, технологией, методами организации работ.

Содержание каждой функции управления производством раскрывается в задачах, которые решает данная подсистема.

Функции управления производством реализуются подразделениями аппарата управления. Все функции управления производством взаимосвязаны, дополняют друг друга и образуют единый цикл управления.

Системы управления производством. Кроме функций управления производством новые условия рыночных отношений потребовали создания более простых и гибких систем управления. Система управления производством представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных элементов, обеспечивающих при их скоординированном взаимодействии реализацию производственными подразделениями поставленных целей. Системы управления производством, на наш взгляд, характеризуются следующими особенностями:

1) наличием небольших подразделений с меньшей численностью персонала, но высоким уровнем квалификации;

2) наличием небольшого числа уровней управления;

3) разработкой производственных программ с учетом спроса потребителей;

4) минимизацией материальных запасов;

5) наличием гибкой техники и технологии;

6) высоким уровнем производительности труда;

7) высоким уровнем качества продукции.

Таким образом, под совершенствованием системы управления следует понимать:

– специализацию научно-технических и производственных единиц, обеспечивающих и обслуживающих производственный процесс;

– совершенствование систем управленческих подразделений на всех уровнях аппарата управления, распределение круга работ, подготавливаемых и принимаемых решений;

– применение прогрессивных нормативов;

– обеспечение автоматизации всех процессов управления;

– укрупнение подразделений и цехов;

– соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

Подсистемы управления. Управление производственными цехами осуществляется функциональными подсистемами с помощью определенных методов (рис. 2.9).

Подсистемами управления выступают:

– управление экономической деятельностью;

– управление технической подготовкой производства;

– оперативное управление производством;

– управление техническим обслуживанием производства.


Рис. 2.9. Схема цикла управления производством

 

Методы управления производством представляют собой инструментарий менеджмента. Их классифицируют:

1) организационные:

– организационно-регламентирующие;

– организационно-распределительные.

К организационно-регламентирующим методам управления производством относится правовая и нормативная регламентация деятельности предприятия. Например, функциональное распределение труда, регламентация сложных операций и процедур, размещение подразделений и рабочих мест, оснащение рабочих мест, подбор и расстановка кадров в соответствии с их квалификацией, деловыми и личными качествами, обеспечение техническими средствами.

К организационно-распределительным методам относят подготовку и принятие решений в виде приказов и распоряжений, контроль принятых решений;

2) экономические:

– прямые;

– косвенные.

К прямым относятся планирование и распределение производственных ресурсов.

К косвенным относятся распределение прибыли, формирование и использование фондов, система финансирования и кредитования, ценообразование и т. д.;

3) социально-психологические включают следующие направления:

– стимулирование участия в управлении производством, активизация изобретательской и рационализаторской деятельности, социальное обслуживание (организация отдыха, питания, здравоохранение, жилищное строительство, обслуживание семьи).

 

бюджетных организаций и учреждений социальной сферы

 

Особенности управления хозяйственной деятельностью в государственных организациях и учреждениях социальной сферы обусловлены спецификой их функционирования как хозяйствующих субъектов:

– все ресурсы, находящиеся в их распоряжении, являются собственностью государства;

– все должностные лица, принимающие участие в организации и ведении хозяйственной деятельности, являются государственными служащими, т. е. представителями государства, которым предоставлено право и возможность использования государственного имущества, других видов ресурсов;

– хозяйствующие субъекты не предназначены для предпринимательской деятельности;

– хозяйственная деятельность воинских частей, соединений, организаций и учреждений, в первую очередь и главным образом, направлена на всемерное удовлетворения потребностей населения на основе наиболее эффективного, оптимального, экономного использования направляемых на социальную сферу ресурсов;

– хозяйственная деятельность в социальной сфере страны строго регламентирована государством, руководящими документами вышестоящих органов и полностью подотчётна им.

Учитывая данные обстоятельства, конечно, данные организации не являются полноценными субъектами рыночной экономики, создаваемой в стране. Поэтому сфера их хозяйствования охватывает следующие виды деятельности:

а) всестороннее материально-техническое обеспечение удовлетворения социальных потребностей населения, представленных потребностями в здравоохранении, образовании, культуре и физическом развитии и т. д.;

б) удовлетворение материально-бытовых потребностей работников социальной сферы и членов их семей;

в) обеспечение расчётно-отчётных отношений с местными органами и организациями коммерческого хозяйства, налоговыми органами и другими в части, их касающейся;

г) организация централизованных закупок, производства строительных, ремонтных и других видов работ по средствам привлечения сторонних организаций – субъектов рынка;

д) организация и ведение экономической работы в организациях и учреждениях;

е) поиск и привлечение дополнительных источников финансирования потребностей населения в соответствии с установленным государством порядком:

– безвозмездные поступления (только с разрешения министра обороны);

– целевые средства;

– средства, поступающие от предпринимательской деятельности (оплата автоперевозки, подсобные хозяйства, банно-прачечное обслуживание, оказание платных услуг и т. д.).

Таким образом, основные задачи специалистов – управленцев данных организаций, связанные с функционированием их в условиях рынка, состоят в следующем:

– подробное, конкретное изучение и владение информацией о конъюнктуре рынка, особенно регионального, его специфике, тенденциях его развития;

– знание и умелое использование законодательно-правовой базы, в том числе местной;

– повседневный контроль за деятельностью должностных лиц, участвующих в хозяйственной деятельности частей, соединений, постоянная забота о повышении их экономической квалификации, как теоретической, так и практической;

– анализ целесообразности, эффективности принимаемых решений на всех уровнях в соответствии с компетенцией должностных лиц;

– организация контактов с субъектами рынка, изучение их конкурентоспособности, качественных характеристик производственной деятельности;

– ведение переговоров, заключение договоров;

– экономическое обоснование управленческих решений;

– организация и ведение экономической работы в учреждении, мобилизация всех возможных источников экономии ресурсов.

Экономическая работа в таких организациях выступает важнейшим участком деятельности управленцев всех уровней. Неоценимый опыт организации и осуществления экономической работы в государственных организациях был накоплен в 70–80-е гг. XX столетия в период расцвета социалистического соревнования в СССР. И мы считаем, что в современных условиях этот опыт крайне актуален для государственных предприятий социальной сферы.

Экономическая работа – комплекс организационных и воспитательных мероприятий, направленных на обеспечение строжайшего режима экономии материальных и финансовых ресурсов, сокращение неэффективных затрат, изыскание и мобилизация внутренних хозяйственных резервов, дополнительных источников удовлетворения потребностей населения.

К основным источникам экономии материальных и денежных средств в организации относятся:

– выявление, перераспределение и реализация в установленном порядке излишнего, не подлежащего к дальнейшему использованию военного имущества;

– обеспечение сохранности федеральной собственности, сокращение утрат, недостач и хищений материальных ценностей и денежных средств;

– улучшение условий содержания и хранения техники и имущества, организация правильной их эксплуатации;

– расширение масштабов применения в образовательном процессе тренажеров и иных технических средств обучения;

– продление межремонтных сроков эксплуатации технических средств;

– продление установленных сроков службы различного рода имущества, механического и технологического оборудования;

– повторное использование деталей и материалов, полученных от разборки списанного оборудования, военной техники и имущества;

– рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов, перевод на автоматическое включение и выключение освещения территорий городков, разумное сокращение числа точек освещения, замена малоэффективных электроламп и светильников на более экономичные, установка водомеров и агрегатов в целях повторного использования воды для технических нужд, снижение потерь топлива при его хранении и транспортировке;

– соблюдение лимитной дисциплины;

– сокращение расхода материальных ценностей против установленных норм;

– полное выполнение планов текущего ремонта жилищного фонда, коммунальных сооружений, оборудования, мебели и инвентаря;

– оборудование силами постоянного и переменного состава учебных корпусов и классов, благоустройство городков, ремонт стендов, другого имущества;

– сбор и сдача на переработку лома черных, цветных драгоценных металлов и их отходов;

– сбор и регенерация отработанных масел;

– совершенствование организации перевозок, осуществление попутных перевозок имущества, применение способов и схем грузопотоков при перевозках, выбор рациональных маршрутов и схем грузопотоков, применение системы централизованного подвоза, ликвидация встречных перевозок;

– развитие и совершенствование сети подсобных предприятий и хозяйств, расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

– повышение рентабельности общежитий и гостиниц;

– расширение сферы платных услуг, оказываемых организациями и учреждениями сторонним организациям и населению;

– предоставление в разрешенных случаях на условиях платных услуг (аренды) временно не используемых сооружений, зданий и нежилых помещений;

– консервация отдельных зданий и сооружений, складских и других временно не используемых объектов с целью сокращения расходов на их содержание;

– проведение мероприятий, связанных с изобретательской и рационализаторской работой, внедрение ее результатов;

– применение штрафных санкций к поставщикам в случаях невыполнения договорных обязательств;

– предупреждение штрафных санкций к организации;

– заблаговременное и рациональное планирование мероприятий по хозяйственному развитию;

– соблюдение мероприятий по охране окружающей природной среды и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 6563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.