Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропогенные факторы загрязнения и их воздействие на экосистемы




Практическое занятие № 2.

Форма проведения: Диалог (Разговор, беседа, обмен мнениями между двумя или несколькими людьми, имеющие целью доказательство определенной мысли или системы взглядов. Недогматический способ раскрытия мысли; форма диспута, дискуссии; форма совместного размышления).

 

Время проведения занятия: 1 академический час

 

Цель занятия: изучить основные виды загрязнений и их воздействие на функционирование экосистем.

 

Вопросы для осуждения:

1. Антропогенные экологические факторы: общие понятия

2. Классификация факторов загрязнения

2.1 Физическое загрязнение

2.2 Химическое загрязнение

2.3 Биологическое загрязнение

2.4 Эстетическое загрязнение

Краткие методические указания: Антропогенные экологические факторы факторы, связанные с влиянием человека на окружающую природную среду. природу воздействий, создаваемых техникой и непосредственно человеком. Антропогенные воздействия подразделяют на: - загрязнения – внесение в среду не характерных для нее новых физических, химических или биологических агентов (элементов, соединений, веществ, объектов) или превышение имеющегося естественного уровня этих агентов.

 

Таблица

Классификация факторов загрязнения

 

Загрязнение
Физическое Химическое Биологическое Эстетическое
Тепловое Химические соединения Биотическое (биогенное) Разрушение Природных ландшафтов
Шумовое Аэрозоли Микробиологическое Разрушение городских ландшафтов
Электромагнитное Тяжелые металлы Генная инженерия Разрушение культурных памятников
Световое Пестициды
Радиоактивное Удобрения
Механическое Поверхностно-активные вещества
  Пластмассы

В результате человек воздействует на биосферу и изменяет состав, круговорот и баланс веществ; тепловой баланс приповерхностной части Земли; структуру земной поверхности (при сельскохозяйственных работах, перемещении вскрытых пород; проходке карьеров, в результате застройки городов, при дорожном строительстве; при сооружении искусственных водоемов – каналов, водохранилищ, мелиорации и т.д.); истребляя, а также перемещая в новые места обитания ряд видов животных и сорта растений. Поступление различных загрязнителей в природную среду может иметь ряд нежелательных последствий: нанесение ущерба растительности и животному миру (снижение продуктивности лесов и культурных растений, вымирание животных), нарушение устойчивости природных биогеоценозов; нанесение ущерба имуществу (коррозия металлов, разрушение архитектурных сооружений и пр.); вред для здоровья человека и т.д. Многие из загрязнителей крайне медленно разлагаются в естественных условиях, а токсичные соединения вообще не обезвреживаются.

Особенно много загрязнителей, поступающих в окружающую среду, образуется при получении энергии в результате сжигания ископаемого топлива. Человек, высвобождая солнечную энергию таким путем, ускоряет круговорот веществ и энергии в природе.

Отходы производства и загрязнители атмосферы (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, твердые частицы и др.) нарушают естественный круговорот углерода, способствуя возникновению ряда негативных последствий (парниковый эффект, фотохимический смог и др.).

 

Задание:

Ознакомившись с основными выводами по рассмотренной теме, ответить на нижеследующие вопросы:

 

· Человек начал негативно влиять на природу с того момента, как выделился из животного мира, но у биосферы хватало ассимиляционного потенциала, чтобы противостоять этим воздействиям.

· В ХХ в. в результате хозяйственной деятельности и благодаря интенсивному развитию экономики разразился глобальный экологический кризис, угрожающий существованию биосферы и человечества.

· Антропогенные загрязнения биосферы различного происхождения и масштаба (механические, физические, химические, биологические и биотические) пагубно влияют на состояние биосферы и здоровье человека.

Вопросы:

1. В чем главная особенность глобального экологического кризиса конца ХХ в. по сравнению с кризисами прошлого?

2. Что такое загрязнения биосферы?

3. Какими веществами загрязняется атмосфера?

4. Что такое ассимиляционный потенциал?

5. Чем загрязняются гидросфера и литосфера?

6. К какому виду загрязнений относится мусор?

7. Почему шумы опасны для человека?

8. В чем причина радиоактивных загрязнений?

9. Как классифицируются загрязнения по масштабу воздействия на окружающую среду?

10. Какие металлы являются наиболее токсичными?

11. Почему нефтяные разливы являются экологическими катастрофами?

12. Чем опасны пестициды?

Итоги. Проведение дискуссии о том, какая из групп студентов наиболее точно охарактеризовала проблему и привела пути ее решения.

Подведение итогов занятия: оценка работы каждого студента (уровень знаний, активность и т.д.), проставление баллов.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы загрязнения называют антропогенными?

2. Виды антропогенных воздействий на экосистемы.

3. Перечислите главные загрязнители биосферы.

4. Классификация факторов загрязнения.

5. Физические загрязнение и его последствия.

6. Опасности химического загрязнения природных экосистем.

7. Биологическое загрязнение и его последствия.

8. Эстетическое загрязнение. Приведите примеры.

Рекомендуемая литература: 1,7,11

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.