Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Счет по Крепелину




Корректурная проба

Психодиагностика функций внимания

Методика направлена на изучение внимания – выявляется способность к концентрации внимания, его устойчивость. Исследование проводится при помощи специальных бланков с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух заданных букв, при этом каждые 30 или 60 секунд исследующий делает пометку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного. Регистрируется также время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания.

Отмечается количество ошибок и темп выполнения задания; имеет значение распределение ошибок в течение опыта – равномерно ли они встречаются во всей таблице или наблюдаются преимущественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учитывается характер ошибок – пропуски отдельных букв или строк, ошибочное зачеркивание расположенных рядом или внешне похожих букв. При органической церебральной патологии обследуемому часто не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задание (вычеркивая две буквы на бланке) за 6-8 минут и допускают при этом не более 15 ошибок.

Рекомендуется графическое отображение результатов корректурной пробы. На графике совмещаются две кривые – изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности работы (по количеству ошибок в тот же интервал времени). Такие графики позволяют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания, либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющуюся в улучшении качества работы.

 

Методика была предложена для исследования работоспособности – упражняемости и утомляемости. В столбец записываются однозначные числа, которые испытуемый должен складывать в уме. Результат оценивается по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок. Каждые 30 секунд или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился испытуемый, затем подсчитывается количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате, с помощью графической интерпретации данных, можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, нарушений внимания.

 

Литература:

1. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1986, С. 291-321.

2. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4. М.: Прогресс, 1973.

3. Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. Глава «Память».

4. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1974.

5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

6. Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976.

7. Нейрофизиологические механизмы внимания. Под ред. Е.Д. Холмской. М.: Изд-во МГУ, 1979.

 

 

Тема занятия: Эмоции

 

Цель занятия: Изучение психологических аспектов эмоциональной сферы человека в норме и патологии, психологических методов исследования эмоций

 

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Понятие об эмоциях.

2. Основные функции эмоций в норме и патологии.

3. Классификация эмоций.

4. Теория происхождения эмоций.

5. Психодиагностика эмоций.

 

Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Одни явления радуют его, другие печалят, третьи возмущают, четвертые восхищают и т.д. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляются в эмоциях. Радость, печаль, восхищение, страх, ненависть, любовь – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, а именно эмоции.

Эмоции, как и познавательные процессы, представляют собой специфические формы отражения реальной действительности. Но, в отличие от когнитивных психических процессов, эмоции отражают не сами по себе объекты реальной действительности, а отношение человека к этим объектам, жизненную значимость этих объектов для человека. Это отношение носит активный характер и выражается в форме субъективного переживания. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции возникли как приспособительный продукт эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он может с их помощью отреагировать на любое воздействие тем или иным психическим состоянием, констатирующим полезность или вредность этого воздействия.

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.

Эмоциональные реакции проявляются во внешних движениях, которые носят название выразительных, или экспрессивных движений. Эти движения не являются для эмоций чем-то побочным или второстепенным, напротив, - это компонент эмоций, внешняя сторона их существования и проявления. Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы (паттерны) экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Наиболее яркими выразительными формами эмоций являются жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, то есть сила, тембр, интонации голоса. Большое практическое значение имеет знание жестов, которые используют люди, находясь в определенном эмоциональном состоянии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.