Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные свойства личности




Формирование личности

Понятие о личности

В описании человека психологами используются разнообразные термины. Так, термин «индивид» подразумевает биологические, врожденные характеристики человека, такие как тип телосложения или особенности нервной системы. Индивид – человек, как представитель рода Homo sapiens.

В противоположность понятию «индивид», в понятии «личность» закреплены, прежде всего, социальные параметры человека, в которых зафиксирована его принадлежность к определенной социальной группе, к определенному обществу, культуре.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Личность определяется также как сумма внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

 

Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе воспитания, образования и обучения. Процесс формирования личности – процесс социализации – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, социальных норм и ценностей. В отечественной психологии социализация характеризуется как расширение в результате воспитания и обучения сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Социализация заключается также и в усвоении полоролевого поведения и других социальных ролей, составляющих ролевой репертуар личности. С расширением ролевого репертуара повышаются общие адаптивные способности человека, формируется умение по-разному вести себя в различных социальных ситуациях: отдавать распоряжения в роли начальника и исполнять их в роли подчиненного, просить о помощи и оказывать помощь и т. д. Напротив, при узком ролевом репертуаре адаптивные возможности невысоки: усвоив ограниченное количество социальных ролей, человек испытывает трудности в каждой новой ситуации.

Опираясь на понятие «социализация», дается еще одно определение личности: личность – это социализированный индивид.

 

1. Конформность – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить поведение к их требованиям. Конформность фиксируется там, где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется путем согласия с мнением группы. Начало исследования конформности было положено в работах С. Аша, где конформность выступила как тенденция индивида изменять свое поведение и мнение под давлением группы, принимать точку зрения, высказанную большинством.

Свойство, противоположное конформности, называется негативизм. Негативизм – немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Ситуативные реакции негативизма наблюдаются у детей в случаях «кризисов» возрастного развития (в 3 года, 6-7 лет, 12-15 лет) и находят свое выражение в упрямстве, капризах, бессмысленных требованиях.

2. Агрессивность – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб. Агрессивное поведение может варьировать по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Агрессивность может быть направлена на окружающих людей или на самого себя (аутоагрессия). Свойство агрессивности коррелирует с высоким уровнем притязаний, с мотивом достижения цели.

3. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Это один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом, тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности.

4. Уровень притязаний. Уровень притязаний определяется сложностью задач, на решение которых претендует человек. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям и возможностям личности, может быть завышенным, и в этом случае отмечается трудность обучения, усвоения новой информации. Уровень притязаний может быть сниженным и, в этом случае, встает проблема самореализации, поскольку человек не берется за решение сложных задач и поэтому не достигает значительных успехов.

5. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. У. Джеймс определяет удовлетворенность собой через соотношение действительного успеха и наших притязаний:

Самоуважение = Успех/Притязания

Уровень самоуважения повышается в том случае, когда человек достигает успеха, и тогда, когда он снижает уровень притязаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.