Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХОЛОГИЯ 14 страница




 

1. Суждения о моральных обязанностях и ценностях - суп ния о праве, об обладании правом, о долге или обязанностях1 ответственности, о восхвалении или порицании, о наказании поощрении, о моральном и аморальном, об оправдании и объя нии.

 

2. Элементы нравственных ценностей или обязательстве -. дусмотрительность (следствия, желательные или нежелательны себя); социальное благополучие (следствия, желательные 1 нежелательные для, других); любовь, уважение, справедлив как свобода, справедливость как равенство, справедливость взаимность и контракт.

 

3. Социальные проблемы или институты, которых эти сужд касаются,- социальные нормы, сознание личности, роли и воВ личной привязанности, роли и вопросы авторитарности и демок (ролевое разделение труда, связанное с социальным контро гражданские свободы (право на свободу и равенства людей ка ностей, граждан, членов социальных групп); справедливость, вий, не считая фиксированных прав (доверие, взаимность, со ванность действий одного и того же человека); справедливое казаний; жизнь и собственность; правда; секс. '

 

Обобщенное отношение к этим различным аспектам жизни в основу выделения следующих стадий морального развития,

 

1. Доконвенциональный, или доморальный, уровень. Чело дует в своем поведении установленным в обществе правилам деляющим, что хорошо и что плохо, но при этом ориентируется на физические или гедонистические, связанные с удовольствий неудовольствием, следствия совершаемых поступков (накГ' поощрение, фаворитизм и т. п.),а также на авторитет и влас кто эти правила установил.,

 

Стадия 1. Ориентация на наказание и послушание. Де оцениваются хак хорошие или плохие в зависимости от того, дят ли они к поощрениям или наказаниям.

 

Стадия 2. Наивная инструментальная ориентация. В 1 морально оправданного действия рассматривается такое, способствует удовлетворению потребностей индивида и пот

 

других людей одновременно. Отношения между людьми здесь понимаются как строящиеся на рыночно-обменной основе: <ты - мне, я - тебе>.

 

II. Конвенциональный уровень. Человек подчиняется принятым моральным требованиям и следует нравственным ожиданиям семьи, группы или нации.

 

Стадия 3. Ориентация на образец <хорошего мальчика> или <воспитанной девочки>.

 

Стадия 4. Ориентация, на требования <закона и порядка>. Человек поступает хорошо потому, что выполняет свои обязательства или долг и строго следит за соблюдением установленного порядка ради него самого.

 

III. Постконвенциональный, принципиальный или автономный уровень. Человек пытается выяснить и установить для себя универсальные моральные ценности, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет и проповедует, и независимо от того, каковы отношения данного индивида с соответствующей группой людей.

 

Стадия 5. Ориентация на социальный контракт - договор. Это - официально принятая общественная мораль.

 

Стадия 6. Ориентация на универсальные общечеловеческие этические принципы справедливости, добра, взаимности, равенства людей, всеобщего права человека и т. п.

 

Отечественная психология личности по своим теоретическим позициям более всего подходит к этому направлению, а его суть неплохо выражена, например, в понятии направленность личности. Рассматривая далее представление об общих теоретических моментах в понимании процесса развития личности ребенка, мы в основном будем опираться на гуманистическую теорию.

 

Истоками развития личности ребенка являются унаследованные им формы социальной активности, проявляющиеся во взаимодействии людей, их культуре, обычаях и традициях, система воспитания, идеология и мораль. Они содержат в себе потенциал будущего личностного развития ребенка, который сам по себе, без надлежащих

 

УСЛОВИЙ не может быть реализован в его персональной индивидуальности.

 

Условиями личностного развития являются: своевременное чепие ребенка в систему социальных человеческих взаимо-°ний; наличие рядом с ним развитых и разнообразных лич-°стеи, психологию которых он может усвоить и поведению которых

 

в состоянии подражать; наличие эффективных методов воспита-ны' Рассчитанных на то, чтобы передать растущему ребенку необ-мую информацию для его личностного развития. цд качестве движущих сил личностного развития ребенка высту- - с одной стороны, те внутренние противоречия, с которыми нцр -ивается в процессе взросления, а с другой стороны, внеш-д --.,1 ьл 11р1 0,Э1"П71, а Цуу1\ЛЛ \\)\1и1

 

мулы, побуждающие его изменяться как личность. пы личностного возрастного развития ребенка 1

 

"ТИМУЛТ ЛпЛ\1Шпп1м,ч<л пмм,,М*>ЧММЛМ *,-.....*...*..

 

возрастного развития ребенка

 

несколько 141

 

отличаются от тех этапов, через которые он проходит, совершено вуясь интеллектуально. Во-первых, они длиннее. Во-вторых, эт1 этапы не совпадают по времени с этапами развития интеллекту В-третьих, они занимают, как правило, более значительный перис жизни человека, чем процесс его интеллектуального развития. Есл последний в основном заканчивается к подростковому возраст (время оформления теоретического мышления и проявления имев щихся способностей), то процесс личностного развития здесь ей активно продолжается.

 

Первый этап развития личности ребенка можно назвать этап формирования характера и мотивации достижения успехов. ' относится к возрасту от рождения до трех лет. Под влиянием общев и.обращения взрослых с ребенком в это время закладываются осно будущего характера и стремление к успехам. Второй этап предстщ ляет собой период развития самосознания и начало открытого прс ления характера. Его можно датировать годами от трех до шести. В это время формируются самооценка и уровень притязаний бенка, складываются личностные качества, проявляемые в рай в деловом и личном общении с людьми. Третий этап - этап скрь го формирования мировоззрения и морали. Он приходится на мл1 шие школьные годы и охватывает возраст от 6-7 до II-12 В этом возрасте ведущей является учебно-познавательная деят ность, а в связанном с ней общении ребенка со взрослыми и сверс ками закладываются основы нравственной позиции индивида. вертый этап - первичный в открытых проявлениях мировоззрен морали. Он связан с обучением детей в средних и старших кла школы и занимает возрастной период от 12-13 до 15-16 л

 

Личность развивается в процессе межличностного общей> следовательно, для ребенка данный тип социальной активности ступает в качестве ведущего в развитии личности. Первичная ф общения, которая проявляется еще в младенчестве,-эмоцио но-непосредственное общение, естественным образом включен процесс удовлетворения органических потребностей. Затем, в ра возрасте, появляется познавательное общение. К нему после тр присоединяется игровое общение, с поступлением в школу - уч при достижении подросткового возраста и далее, вплоть до о ния школы - деловое и интимное. Эти шесть видов обД эмоционально-непосредственное, познавательное, игровое, уч деловое и интимно-личностное - последовательно выступают честве ведущих в развитии личности ребенка с рождения до., жения им социально-психологической зрелости. Указанная пц вательность возникновения разных видов общения не означь смену или замену одного другим; она означает постепенное д<Я ние с возрастом к уже существующим видам общения но результате чего происходит увеличение числа и разнообразие общения, в которые включается ребенок.,'

 

Переход от одного этапа личностного развития к другом) но связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса '

 

цого развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. Основные критические, переломные периоды личностного возрастного развития детей приходятся на третий, седьмой, тринадцатый-четырнадцатый годы школьной жизни.

 

С возрастом увеличиваются индивидуальные личностные различия детей. Они касаются всех рассмотренных выше сторон личности: мотивации, характера, способностей, деловых качеств, нравственных установок и мировоззрения, причем эти различия к окончанию школы обычно бывают больше, чем разница между детьми по уровню их интеллектуального развития. Это объясняется тем, что приобретенный к этому времени опыт общения является у ребенка более богатым, чем опыт индивидуальной и совместной деятельности.

 

К окончанию школы, т. е. к возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты, которые, определившись по окончании школы, далее остаются уже практически неизменными. Ранний юношеский возраст - это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни.

 

Темы 1(вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Место детства в становлении личности

 

1. Значение периода детства для развития личности.

 

2. Качества личности, формируемые в детстве, их связь с этапами возрастного развития.

 

3. Особая роль школы в формировании личности.

 

4. Пути развития личности в современном обществе.

 

5. Приоритет нравственного начала над остальными сторонами в развитии личности ребенка.

 

6. Опасность формирования агрессивности у детей.

 

Тема 2. Роль социальных факторов развитии личности

 

Социальные институты и факторы, влияющие на развитие личности ребенка. Ведущая роль семьи в формировании личности, изменение ее значения с воз-Растем ребенка.

 

Особенности воздействия школы на личность ребенка в разные периоды детства. к' "вцифика личностно-развивающего влияния внешкольных учреждений. ' нормирование личности ребенка через средства массовой информации.

 

*-а 3. Общение с людьми и его влияние на развитие личности

 

д' дине и взаимоотношения с людьми как факторы развития личности ребенка. 3 п,°°тношения и общение в ведущих видах деятельности. Шение и игры. 5 ение и учение.

 

- " " УД-чтие личности в процессе разрешения внешних и внутренних противоречий.

 

Основные теории и направления развития личности в детстве г <етей"" еретические подходы к решению проблемы личностного развития

 

Ь.

 

2 Психоаналитическая традиция в понимании индивидуального развития ребенк

 

3 Теория черт и развитие личности в детстве.

 

4 Социодинамическая и интераионистская трактовка личностного развития.

 

5 Гуманистический подход к формированию морали ребенка.

 

6. Основные теоретические понятия, используемые при рассмотрении процессов ли<1

 

ностного развития детей.

 

7. Сензитивные периоды, веду" типы общения и кризисы в развитии лична

 

ребенка. Темы для рефератов

 

1 Значение детства для развития ребенка как личности. 21 Основные социальные институты и факторы, влияющие на развитие лично

 

ребенка.

 

3 Взаимоотношения детей и развитие личности. 4. Понимание процесса развития личности в детстве в русле различных теориЯ

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

1. Проблема формирования личности в современных условиях.

 

2 Возрастные особенности влияния различных социальных институтов на рази

 

личности.,

 

3 Возрастные характеристики общения и развитие личности.

4. Сравнительный анализ различных теорий детского личностного развития.

 

Литература

 

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Ирк

 

198. (Теория психического развития ребенка: 32 50.)

 

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас

 

(Социальная ситуация развития ребенка: 143-207.) Берне Р. В. Развитие Я-онпции и воспитание. М., 1986. (Влияние родителей на формирование Я-концепции ребенка: 119-168.)

 

Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные щ

 

мы возрастной психологии-М., 1978. (Условия и движущие причины психического развития ребенка: 10-1 чение последовательных возрастных периодов детства для общего хода форм> человеческой личности: 37-50.) Психология и педагогика игры дошкольника (материалы

 

зиума).-М., 1966. " (Игра и развитие ребенка: 5-10- Основные вопросы теории детской игры:

 

Развитие личности ребенка.-М., 1987.

 

(Интеллект и достижения детей: 131-150. Приобретение детьми социального 151-165. Самосознание и социальное развитие детей: 166-189.) я Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 198 (Влияние общения на развитие личности дошкольника: 166-187.)

 

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возрЯ

 

(Игра и эмоциональное развитие ребенка: 91 122.)

 

Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.-М., 1983. (Ранние предпосылки к развития личности (младенческий возраст): II-2 Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

 

различие между мальчиками и девочками: 135-140. Особенности темперамента и "о влияние на развитие ребенка: 140-152.) фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука - учителю.

 

1Л, 1985.,рдзвитие личности ученика: 43-/0.)

 

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития де-й.-М" 1984.

 

психологические модели морального развития: 6-19. Понятие и формы норматив- регуляции поведения детей: 27-35. Нормативная регуляция поведения детей: 1й--80. Саморегуляция поведения детей на основе норм морали: 81-138.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. 1фцторы, влияющие на изменение чувств школьника: 49-63. Подростковый воз-рз(.т (эмоции и чувств): 114-141.)

 

II

 

Возрастная и педагогическая, психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.-М., 1984.

 

(факторы и движущие силы психического развития ребенка: 47-52.) Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.-№ 1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М" 1986. ' (Развитие личности в детском возрасте: 78-83.) Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. (История изучения личности и эмоциональной сферы ребенка: 9-16. Основные этапы формирования личности в детстве: 17-51.)

 

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

 

(О природе детской игры и ее роли в развитии ребенка: 139-143.) Нравственность, агрессия и справедливость//Вопросы психоло-гии.-1992.-№ 1. Попова Л. В., Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм

 

общения и развития личности: методические рекомендации. М" 1988., №итифкаця как механизм развития личности: 5-18.) сихологические проблемы нравственного воспитания детей.

 

'сихологические механизмы усвоения детьми этических норм: 59-108.) диванов В. И. Воля и ее воспитание. М., 1976. дие воли у детей: 18-28. Воспитание воли школьника: 28-61.) ' ьдщтейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.

 

А РДизация и уровни развития личности в онтогенезе: 125-195.) "Рчия, конфликт, защита // Вопросы психологии. 1991.-

 

ц(,п "" Д- Б. Детская психология (развитие ребенка от рожде-ми лет).-М" 1960.

 

*о оа->" "сихического развития ребенка: 5-22. Методы исследования психическо-цд"" Детей: 23-30.)

 

Йстм, "-"ьное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей

 

1 сад?.-М" 1985. чоции и мотивов в формировании детской личности: 29-43.)

 

III

 

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личное детстве: норма и отклонения. М., 1990. (Норма и отклонения в формировании личности: 52-65. Развитие эмоционал сферы и эмоциональные отклонения в формировании личности: 66-87. Психоз ческие основы диагностики и коррекции отклонений в формировании личи ребенка: 122-129.)

 

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. (Развитие личности: 179-187.) ' Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психолог екая подготовка детей в школе. Кишинев, 1987. (Формы общения у дошкольников: 58-71.) Одаренные дети.-М" 1991.

 

(Психологическая характеристика одаренности детей, их сильные и слабые 1 ны: 43-67, 153-157.)

 

Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. М" 1983. (Воспитание чувств: 60-78.): Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический асп

 

М., 1987..; (Сюжетно-ролевые игры дошкольников: 18-38.) ' Психологические основы формирования личности в педагогич процессе.-М., 1981. 1 Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. М., 1984. 1 Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые псих

 

ческие аспекты формирования личности ребенка).-М., 1978.11 (У истоков морали: 33-56.)

 

Субботский Е. В. Формирование морального действия у ре(Вопросы психологии. 1979.-№ 3.

 

Глава 9.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДО ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

 

Краткое содержание

 

Личностные новообразования младенчества. Младенческий возраст. появления предпосылок к развитию многих качеств личности, проявляет нии с людьми. Младенческие истоки темперамента и характера. Появлена страха, его причины и значение в жизни ребенка.

 

Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет. Первые призе сознания, возникновение <Я>. Формирование детской привязанности. Стана мооценки и некоторых социальных чувств: гордости, стыда и др. ПоявлеЯ> ности в самостоятельности, настойчивости, волевых черт характера. Кризм ного периода от младенчества к раннему детству, его причины. Первые поведенческой самостоятельности и саморегуляции. Осознание себя к~ и отделение себя от других. Возникновение способности к эмпатии: сопереживанию. Развитие стремления и потребности в достижении успе

 

Речь и становление личности. Значение речи ребенка раннего возраС развития как личности. Слушание и говорение как процессы, влияющие ' рование личности. Связь пассивной и активной речи с уровнем личностн(Г' ребенка. Приоритет развития понимания речи перед говорением. Необх" полнения анализа понимания анализом поведения ребенка.

 

общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рож-ония до трехлетнего возраста. Появление способности к восприятию раздражите-' ц и реагированию на них со стороны в органов чувств-в первые дни после "ждения. Возникновение и развитие способности к выделению и различению разорителей. Ускоренное развитие восприятия того. что имеет отношение к человеку. доомирование первичных образов окружающих люАеи. Активное развитие движений бенка от двухмесяцев до одного года. Появление сенсомоторной координации начало развития сенсомоторного интеллекта. Развитие общения от комплекса Живния через совершенствование невербальнои коммуникации к пониманию и Возникновение эмоциональной привязанности и реакции беспокойства в незна-мнон обстановке, а также в присутствии чужих людей. Начало перехода к обазно-V мышлению. Дифференциация движений ног и рук наряду с совершенствованием ных предметных движений. Проявление волевых черт характера. Освоение нрав-. венных норм и правил поведения. Появление самосознания. Первые признаки наличия У ребенка внутренней эмоциональной жизни и способностей.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА

 

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается сдвух-трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности. Они у ребенка действительно возникают только на третьем году жизни. Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше. Какие же это основания? Во-первых, никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу же в полностью ' готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый период развития, как это бывает, например, у растения прежде, чем его ростки появятся на поверхности земли. Во-вторых, многие качества личности и формы поведения становятся <видимыми> в жизни человека лишь спустя много времени после того, как они первоначально начали складываться, и тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально; психологической зрелости. Кроме того, для проявления ряда личност- ных качеств необходимы подходящие жизненные условия. К примеру, судить о том, влияет ли на личность ребенка стиль обращения с ним ближайших родственников, в частности матери, в младенчестве, мы 1. можем не тогда, когда ребенку Два или три года, а только спустя.много лет, когда, став взрослым, он сам обзаводится детьми и аналогичный стиль обращения демонстрирует на своих детях. Наблюдая эти годы за поведением уже ставших взрослыми детей в их собст-нной семье, мы вдруг обнаруживаем, что оно как две капли ' ДЫ похоже на наше. Значит, соответствующие личностные влияния ли место еще в младенчестве или раннем возрасте, но впервые Явились во внешнем поведении спустя десяток и более лет. д" сказанного можно сделать вывод о том, что, вероятно, процесс:да""ого формирования ребенка начинается в течение первого го-Суи, но вначале происходит скрыто для внешнего наблюдателя. ь о том, что в эти годы закладывается в личности ребенка, мы 1> в основном ретроспективно, про,слеживая истоки тех личност- качеств, которые в уже сформированном виде выступают в более

 

позднем возрасте. Такими свойствами обладают, например, мно черты характера: доброта, общительность, отзывчивость, внщ тельность, доверие к людям. Трудно предположитб, чтобы они бъ врожденными, и тем не менее есть основание считать, что истоки > качеств уходят в глубь раннего детства ребенка и коренятся в ог общения и взаимодействия со взрослыми, который получает млад< в течение первого года жизни.

 

К этому же возрасту, несомненно, относится начало оформл< качеств темперамента ребенка, тем более что темперамент непос] ственно зависит от генотипически обусловленных свойств нер1 системы. Известно, правда, что действительный темперамент у вз лого человека нередко бывает скрытым и внешне слабо проявля из-за приобретенных привычек, сдерживающих его проявление. 1 рые превращаются в автоматизированные социализированные ции человека на определенные жизненные обстоятельства. М< обычно связываем с ритуальными формами поведения, обуслоя ными культурой, и полагаем, что их становление зависит от сп обращения взрослого с ребенком в течение первых месяцев жизни. Национально и культурно обусловленные различия т рода достаточно хорошо известны, и они, по-видимому, оказы' влияние на внешние проявления темперамента человека, такие например, раскованность или сдержанность, открытость или за тость, эмоциональность или холодность, богатство или бедное стикуляции и т. п. 1

 

Замечено, что в возрасте около 8-12 месяцев у младенцев 81 возникают не совсем понятные для взрослого страхи. Ребено пример, может неожиданно расплакаться, увидев незнаи человека, проявить подобную реакцию в том случае, если вдру явится к нему в незнакомом внешнем облике, скажем, в шляпе. У детей этого возраста страхи появляются также пер< ставанием с близкими людьми, в незнакомом социальном окру или в новой обстановке. Доказано, что даже слепые от роя годовалые дети так же, как и зрячие, расстраиваются, когда в мама уходит. Наиболее сильно выраженными страхи бывают 15 и 18 месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. '

 

Высказано предположение, что в данный период временя играет роль полезной приспособительной реакции, которая оС ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обе

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

 

Наблюдение за поведением окружающих людей и подрав в раннем возрасте становятся одним из основных источник Ностной социализации ребенка. В течение первого года началу этого возраста у него, как мы видели из предыдущей риала, формируется чувство привязанности, Положителы ционально окрашенная оценка.со стороны родителей пос

 

личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

 

Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, причем аналоги его имеются и у животных. Существуют различные объяснения феномена младенческой привязанности детей к родителям. На первых порах его изучения считали, что ранняя привязанность.детей к своим родителям объясняется тем, что они, в первую очередь мать, являются источником удовлетворения главных биологических и социальных потребностей ребенка, например потребности в эмоционально-положительном общении. Однако последующие исследования показали, что данная точка зрения не вполне обоснована.

 

Привязанность ребенка к своим родителям служит, вероятно, тем же целям и в основном объясняется теми же причинами, что и у высших животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается их тревожность, обеспечиваются субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности, формируется основа для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте. Когда мать находится рядом, дети, привязанные к своим родителям, проявляют более выраженную склонность к двигательной активности, к изучению окружающей обстановки.

 

Невозможность постоянного эмоционального общения и отсутствие привязанности к взрослым людям в ранние годы, особенно к матери и к другим близким родственникам, нередко во взрослом состоянии оборачиваются для ребенка неспособностью создавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют важную роль в психологическом развитии ребенка как личности.

 

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, от-ется на свое имя, сам начинает активно пользоваться местои-м <Я>. В период времени от года до трех лет происходит пре-дРние ребенка из существа, уже ставшего субъектом, т, е. сде-д его первый шаг на пути формирования как личности, к сущест-" Сознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возни-др Упомянутое выше психологическое новообразование <Я>. Одно-ино соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка. отд возникновения первичного представления о себе как об кдкд существующем субъекте и открытого заявления о себе ка личности в общении с окружающими людьми в психике ребен-яются и другие новообразования личностного характера.

 

Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, результате чего у них постепенно складывается определенная санг оценка, выраженное стремление 'соответствовать требования предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формирует чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.

 

Примерно в это же время впервые появляется и в практическ взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самост тельности. Свое право на независимое поведение дети начину активно отстаивать после инициативного заявления <я - сам>, ко кто-либо из взрослых пытается им в чем-то помочь против их со<Э венной воли, например в игре или в практической деятельности.'

 

Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специ но ищут, искусственно создают себе препятствия, преодолевают же придуманные трудности. Они пытаются взбираться на гс" когда вполне можно их обойти, на ступени лестницы, когда в это> необходимости, на предметы мебели, ходят, как бы сознате. наступая на своем пути на мелкие предметы, идут туда, где закрыт. Все это, очевидно, доставляет ребенку удовольствие и детельствует о том, что у него начинают складываться такие ные характерологические качества, как сила воли, настойчив целеустремленность.

 

При переходе от года ко второму году жизни многие де1 чинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ре иногда с удивительным упорством, достойным лучшего прилой начинает повторять те действия, которые взрослые запретил выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кр первого 1"ода жизни. Причина данного кризиса состоит в то ребенок, у которого возникла потребность в познании окружи" мира, начинает активно его изучать и получает удовлетворю приобретаемых знаний и производимых им самим эффектов. му он живо интересуется повторением однажды полученного 1 тата деятельности, проявляя при этом настойчивость и ест ную любознательность. В то же самое время его желание ЩЦ вается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на)? запрещение со стороны взрослого ребенок начинает прс упрямство и упорно пытается повторять именно то, что ему зЙ ется. Это есть форма протеста ребенка против неадекватного> ния взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет реб<" чинает капризничать, плакать, бросается на пол, ведет себя стративно непослушно. Этот онтогенетически первый жизнет! зис есть признак развития ребенка, его готовности перейти дующий уровень зрелости. '




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.